Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:33, реферат
Цель данной работы изучение основных регламентирующих документов государственного контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать состояние нормативно-правового регулирования и систему организации государственного контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов
Введение
Современный этап развития медицинской науки способствует и появлению новых методов сохранения и восстановления здоровья людей, что в свою очередь обуславливает особые взаимоотношения между организациями здравоохранения, государства и пациентами. Потому актуальность правовой регламентации осуществления государственного контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов подтверждается растущей потребностью не только увеличения донорской базы и законного применения полученных материалов, но и обеспечения надлежащего исполнения комплекса специальных прав и льгот для самих доноров.
Цель данной работы изучение основных регламентирующих документов государственного контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Методология, применявшаяся в данной работе, легла основу исследования посредством аналитического и сравнительно – конкретного анализа.
Структура работы обусловлена поставленными задачами. Первая часть посвящена рассмотрению состояния нормативно – правовой базы и системы организации государственного контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов, вторая рассматривает методы государственного контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие систему государственного контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов в первую очередь включают в себя:
- закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и её компонентов»;
- Федеральный закон от
26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц
и индивидуальных
- приказ Минздравсоцразвития России от 29 сентября 2011 г. № 1093н «Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов» (зарегистрирован в Минюсте России 28 ноября 2011 г. № 22412);
- приказ Министерства
здравоохранения Российской
- приказ Министерства
здравоохранения Российской
- приказ Министерства здравоохранения СССР от 15 сентября 1987 г. № 1035 «Об утверждении «Инструкции по учёту крови при её заготовке и переработке в учреждениях и организациях здравоохранения»;
- и др.
Система организации государственного контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов на территории России осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) и его территориальными органами.
Своей деятельностью они призваны выполнять следующие функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и её компонентов:
Согласно приказу от 3 декабря 2008 г. № 533/9600-Пр/8 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федерального медико-биологического агентства и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю и надзору в сфере донорства крови и её компонентов», ФМБА при осуществлении своей деятельности и активном взаимодействии с Росздравнадзором:
- дают необходимые указания
своим территориальным органам
для осуществления
- обмениваются информацией о перспективах, планах и результатах деятельности в рамках Регламента;
- проводят мероприятия по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов;
- принимают необходимые меры, направленные на предотвращение нарушения законодательства в указанной сфере в соответствии с предоставленными полномочиями, и по итогам проверок издают соответствующие документы в пределах своей компетенции.
При реализации контрольных
и надзорных функций органы государственной
власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления осуществляют свою деятельность
в соответствии со следующими положениями:
При контроле и надзоре
за учреждениями здравоохранения субъектов
Российской Федерации особое внимание
обращается на следующие вопросы:
а) осуществляется ли органами
здравоохранения субъектов Российской
Федерации контроль за реализацией программ
развития донорства крови и ее компонентов
(ст. 5 Закона о донорстве);
б) выполняются ли органами
здравоохранения субъектов
информируют ли должностные
лица учреждений здравоохранения доноров
о донорской функции и гарантиях сохранения
их здоровья при сдаче крови и ее компонентов;
производится ли бесплатно медицинское
обследование донора перед сдачей крови,
а также выдача справок о состоянии его
здоровья;
не причиняется ли вред донору
при взятии крови и возмещается ли причиненный
ущерб; не было ли случаев отказа в признании
инвалидности донора, наступившей в связи
с выполнением им донорских функций, как
наступившей вследствие трудового увечья;
не было ли фактов принуждения граждан
к участию в донорстве, а если такие факты
имели место, то какие принимались меры
ведомственного контроля и реагирования;
соблюдается ли возрастной
ценз при приеме крови;
проводится ли предварительное
исследование крови на ВИЧ-инфекцию, сифилис
и вирусный гепатит; нет ли фактов использования
донорской крови до получения результатов
анализа крови;
в) привлекались ли должностные лица организаций здравоохранения к ответственности за нарушение порядка заготовки, переработки, хранения крови, ее компонентов и применения препаратов из донорской крови (ст. 16 Закона о донорстве);
г) исполняют ли органы здравоохранения субъектов Российской Федерации требования ст. 5 Закона о донорстве об обязанности предусматривать выделение дополнительных ассигнований на рассылку нагрудных знаков и удостоверений;
д) проводятся ли ведомственные
проверки с целью выявления фактов работы
медицинских учреждений и организаций
без соответствующих лицензий на организацию
донорства, заготовку, переработку, хранение
крови, ее компонентов и препаратов, необходимость
получения которых предусмотрена Положением
о лицензировании медицинской деятельности,
утвержденным постановлением Правительства
РФ от 04.07.2002 №499.
В медицинских организациях
и учреждениях выясняется:
- является ли учреждение, осуществляющее
заготовку, переработку, хранение донорской
крови и ее компонентов, государственными
и муниципальными унитарными предприятиями;
- содержат ли учредительные документы организации системы здравоохранения указание на то, что заготовка, переработка и хранение донорской крови и ее компонентов являются их основной деятельностью (ст. 13 Закона о донорстве);
- осуществляется ли функционирование
данных организаций здравоохранения на
основании выданной лицензии;
не нарушается ли установленный
порядок вывоза донорской крови, ее компонентов
и препаратов из донорской крови и не было
ли случаев запрещенной законодательством
продажи донорской крови, ее компонентов
и препаратов из донорской крови в другие
государства в целях извлечения прибыли
(ст. 17 Закона о донорстве).
На остальных предприятиях, учреждениях и организациях независимо от формы собственности, проверяются следующие положения:
- отпускаются ли работники, являющиеся донорами, в организации здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов с сохранением за ними среднего заработка (освобождаются ли военнослужащие, являющиеся донорами, от несения нарядов, вахт и других форм службы в эти дни);
- предоставляются ли безвозмездно
необходимые помещения для взятия крови
в случае выезда медработников на соответствующие
предприятия и учреждения;
- предоставляется ли донору
дополнительный день отдыха с сохранением
среднего заработка;
- обеспечивается ли донор бесплатным питанием в день сдачи крови за счет средств соответствующего бюджета;
- предоставляется ли донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полного заработка независимо от трудового стажа;
- устанавливается ли донорам-студентам общеобразовательных учреждений надбавка к стипендии в размере 25% в течение 6 месяцев за счет средств соответствующего бюджета;
- и др.
Так же проверяется и соблюдение донорами своих обязанностей, в частности:
- не сокрыты ли были
факты перенесенных и имеющихся заболеваний,
а также о употреблении наркотических
средств (ст. 12 Закона о донорстве);
- применялась ли установленная
законодательством ответственность (гражданская,
административная, уголовная) в отношении
граждан, умышленно скрывших или исказивших
сведения о состоянии своего здоровья,
в случае, если такие действия повлекли
или могли повлечь существенное расстройство
здоровья реципиентов.
Подобные методы контроля и
надзора за соответствующими субъектами
донорских правоотношений помогает своевременно
принимать соответствующие меры реагирования
на выявление нарушения законодательства,
что в свою очередь обеспечивает безопасную
и эффективную деятельность определенных
учреждений и лиц.