Объекты стандартизации в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 18:20, реферат

Описание работы

Система стандартизации в здравоохранении- это совокупность нормативных документов и организационно-технических мероприятий, охватывающая все стадии жизненного цикла нормативного документа, содержащего требования к объектам стандартизации в сфере здравоохранения.
Выбор объектов стандартизации в здравоохранении осуществляется на основе единых принципов их классификации, систематизации и структурирования, с учетом обязательного установления функциональной взаимосвязи между ними и возможности расширения их номенклатуры.

Содержание работы

Введение. 3
Объекты стандартизации в здравоохранении 4
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.20 Кб (Скачать файл)

Саратовский государственный медицинский университет

Институт сестринского образования

Кафедра экономики и управления здравоохранением и фармацией

 

 

Зав. кафедрой  -

д.м.н., проф. И.Г. Новокрещенова

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Стандартизация в здравоохранении»

на тему

«Объекты стандартизации в здравоохранении»

 

 

 

Выполнил: студент (ка)  ___________________

№ зачетной книжки___________________

_______ курса,_____ группы,

факультет,

заочного отделения

 

 

 

 

 

 

Саратов, 2015

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Важнейшим направлением совершенствования системы охраны здоровья населения является обеспечение граждан РФ доступной, качественной и безопасной медицинской помощью. Возросшие ожидания и потребности пациентов, появление дорогостоящих технологий, сохраняющийся дефицит финансирования, децентрализация управления здравоохранением с перераспределением ответственности за сохранение и укрепление здоровья граждан главным образом на органы управления здравоохранением субъектов РФ определяют необходимость поиска новых механизмов управления качеством медицинской помощи на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях. 

Один из таких действенных механизмов — это система стандартизации в здравоохранении, которая направлена на совершенствование управления отраслью, обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации. Это, в свою очередь, должно привести к повышению качества медицинской помощи, рациональному использованию финансовых, материальных, трудовых, информационных ресурсов, оптимизации лечебно-диагностического процесса, интеграции отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику. 

Система стандартизации в здравоохранении- это совокупность нормативных документов и организационно-технических мероприятий, охватывающая все стадии жизненного цикла нормативного документа, содержащего требования к объектам стандартизации в сфере здравоохранения.

Она развивается на основе общей классификационной структуры объектов стандартизации с определением категорий и видов конкретных групп или отдельных нормативных документов.

Выбор объектов стандартизации в здравоохранении осуществляется на основе единых принципов их классификации, систематизации и структурирования, с учетом обязательного установления функциональной взаимосвязи между ними и возможности расширения их номенклатуры.

 

Объекты стандартизации в здравоохранении

 

В основе процесса стандартизации лежит понятие «стандарт», В общем понимании стандарт — это нормативный документ, регламентирующий набор правил, нормативов и требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Применительно к системе здравоохранения стандарт — это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный соответствующим органом, в котором устанавливается определенный набор правил, нормативов, условий, требований, касающихся различных видов медицинской деятельности и их результатов. 

Действующая в здравоохранении Российской Федерации система стандартизации базируется на следующих основных принципах. 

• Принцип актуальности: соответствие требованиям законодательства и нормативным правовым актам РФ, международным нормам и современным достижениям науки. 

• Принцип согласия (консенсуальности): все субъекты-участники процесса стандартизации должны стремиться к единообразию формы и содержания нормативных документов. 

• Принцип единообразия: в системе здравоохранения должен быть установлен единый порядок разработки, согласования и использования нормативных документов по стандартизации. 

• Принцип целесообразности: требования должны быть целесообразными как с научной, так и с практической точек зрения и соответствовать федеральному и международному законодательству, современным достижениям науки и техники. 

• Принцип комплексности и проверяемости: требования, предъявляемые к различным объектам стандартизации, должны согласовываться между собой и быть проверяемыми объективными методами.  
          Стандартизация в здравоохранении — процедура сложная и многоплановая, поэтому стандартизации подлежат практически все составляющие процесса оказания медицинской помощи, которые называют объектами стандартизации в здравоохранении.  
        К ним относятся: 

      • организационные технологии; 
      • медицинские услуги; 
      • технологии выполнения медицинских услуг; 
      • качество медицинских услуг; 
      • системы жизнеобеспечения в экстремальных ситуациях;
      • квалификация медицинского, фармацевтического, вспомогательного персонала;
      • производство, условия реализации, качество лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, диетического питания;
      • учетно-отчетная документация;
      • информационные технологии;
      • критерии экономической деятельности;
      • технологии изъятия, переработки и введения в организм человека органов и тканей, полученных от донора;
      • этические правила и др.

 

  Современное здравоохранение все большее  внимание уделяет организационным технологиям, непосредственно связанным с решением управленческих проблем и организацией работы.  

Разработка  организационных технологий - сложный процесс, требующий соблюдения определенных условий. Прежде всего, необходимо обязательное наличие солидной информационной базы данных, касающихся различных аспектов деятельности. Предварительно должен быть проведен тщательный анализ существующей ситуации в целях подготовки научного обоснования потребности в совершенствовании организационных технологий.  

В ходе разработки организационных технологий должны быть сформулированы цели, достижению которых они призваны служить, определена наиболее рациональная структура, детально выверены и описаны принципы и конкретные пути ее реализации. Кроме того, для внедрения новой организационной технологии имеет значение наличие вспомогательного аппарата, обеспечивающего оптимальное функционирование данной технологии (средства правового, административного, кадрового, технического, финансового, материального обеспечения).

Наиболее важным и сложным объектом стандартизации являются медицинские услуги. Необходимость стандартизации медицинских услуг определяется потребностями здравоохранения, медицинского страхования и является основой для оценки качества, экономических показателей, расчета подушевых нормативов и т.д.

Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

 Под информационными   технологиями  следует понимать любую совокупность методов получения, обработки, преобразования, передачи и предоставления информации.

 На практике (особенно  в   медицине) этот термин употребляют в более узком смысле, подразумевая использование некоторой компьютерной системы для решения указанных задач. В настоящее время такая компьютерная система, как правило, включает в себя собственно компьютер, программу (или комплекс программ) осуществляющую регистрацию, обработку и предоставление информации врачу, базу данных, хранящую информацию о проведенных обследованиях, средства приема и передачи накопленной информации другому пользователю.

Создание и применение нормативных документов в области информатизации направлено на обеспечение решения задач повышения эффективности управления отраслью и качества медицинской помощи, взаимодействия с информационными системами других органов государственного управления.

Требования к средствам информатизации в здравоохранении должны формироваться на основе принципов открытых систем с применением методов функциональной стандартизации, используемых в отечественной и международной практике. Такой подход обеспечивает возможность наращивания информационных систем без дополнительной их модификации с использованием универсальных программных средств, позволяет применять различные технические средства и реализовать условия взаимосвязи с другими информационными системами при необходимом уровне защиты информации.

Лекарственное обеспечение включает в себя разработку, испытание, регистрацию, производство и реализацию лекарственных средств. Создание нормативной базы в этой сфере реализует задачи обеспечения населения безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами, укрепления существующей контрольно-разрешительной системы.

Требования к разработке новых лекарственных средств включают регламентацию технологии разработки лекарственных препаратов, их доклинического и клинического испытания, правила регистрации.

Необходимо разработать перечень разрешенных к применению лекарственных средств.

Требования к производству лекарственных препаратов включают требования к условиям производства (здания и сооружения, технологическое оборудование, санитарно-гигиенические требования), к технологиям производства и контроля выпускаемой продукции.

Требования по реализации лекарственных средств регламентируют условия хранения, транспортировки, сертификации, правила оптовой и розничной продажи, поставки лекарственных средств лечебным учреждениям, выдачи пациентам.

Повышение квалификации - вид дополнительного профессионального образования, направленный на обновление теоретических и практических знаний медицинского персонала в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.

Требования к квалификации, аттестации и сертификации медицинского, фармацевтического и вспомогательного персонала являются основой для создания программ подготовки и постдипломного образования кадров в соответствии с классификатором специальностей в системе здравоохранения (образовательные стандарты).

Также можно выделить шесть групп объектов стандартизации, состав которых вытекает из состава объективных компонентов, являющихся элементами специфических производственных объектов медицинского профиля, функционирующих в сфере здравоохранения и, в частности, медицинского страхования.

Первая группа объектов стандартизации – типовые процессы (процедуры) по оказанию медицинских услуг, в том числе:

а) основные целевые процессы (процедуры) по оказанию собственно медицинских услуг – диагностические, профилактические, лечебные и реабилитационные;

б) инфраструктурные общефункциональные процессы (работы), обеспечивающие оказания основных медицинских услуг – организация управления, различного рода вспомогательные работы по обеспечению выполнения целевых лечебных процедур, а также процессы медицинского образования (обучения), воспитания, просвещения и агитации.

Вторая группа объектов стандартизации – медицинская информация:

а) исходная медицинская информация + субъективная симптоматическая информация;

б) текущая медицинская информация  + объективная медицинская информация, полученная с применением инструментальных средств.

в) резюмирующая (диагностическая) медицинская информация;

г) информация по пропаганде медицинских услуг и здорового образа жизни.

Третья группа объектов стандартизации – медицинские средства:

лекарства и биопрепараты, расходные вспомогательные медицинские материалы.

Четвертая группа объектов стандартизации – медицинская техника, в том числе:

а) медицинское оборудование, приборы и аппараты (томографы, камеры, рентгеноаппараты и др.);

б) медицинские инструменты и принадлежности (скальпели, сверла, щипы и др.);

в) специальный медицинский транспорт (автомобильный, воздушный, водный).

Пятая группа объектов стандартизации – здания и сооружения предприятий (организаций) и учреждений здравоохранения и их составляющие части, в том числе:

а) здания поликлиник, больниц, стационарных и мобильных госпиталей;

б) воздухоочистительные системы, системы автономного водо- и электроснабжения, прачечные и дезкамеры и др.

Шестая группа объектов стандартизации – типовые процессы организации связей сторон, взаимодействующих в сфере оказания медицинских услуг и медицинского страхования, в том числе:

а) связи пациентов и медработников;

б) связи пациентов и медицинских страховых компаний;

в) связи медицинских учреждений и медицинских страховых компаний и др.

 

 

 

 

Заключение

 

Дальнейшее совершенствование системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации позволит использовать единые методические подходы к разработке стандартов, отраслевых норм и правил, создать систему управления качеством, т.е. реально влиять на повышение качества оказания населению медицинской помощи. 

Информация о работе Объекты стандартизации в здравоохранении