Образование и жизнь М.А. Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 17:22, реферат

Описание работы

В древности любой сколько-нибудь выдающийся врач сочинял трактаты, причём не только на медицинские темы, но и философской, литературной, бытовой тематики. Впрочем, и врачебные тексты обычно отличались литературностью языка и изяществом стиля, притом содержали массу бытовых подробностей, лирических и философских отступлений. Медицина считалась составной частью философии, и притом одной из важнейших: рассуждая о человеке, его душе и теле, мыслители непременно касались причин болезней и на основе осмысленного приходили к разнообразным методам и способам излечения.

Содержание работы

Введение
Образование и жизнь М.А. Булгакова
Выбор профессии.
«Записки юного врача»
Заключение

Файлы: 1 файл

Медицина в жизни Булгакова.docx

— 55.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление


Введение

  1. Образование и жизнь М.А. Булгакова
  2. Выбор профессии.
  3. «Записки юного врача»

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицина в жизни Михаила Афанасьевича Булгакова


Введение

В древности любой сколько-нибудь выдающийся врач сочинял трактаты, причём не только на медицинские темы, но и философской, литературной, бытовой тематики. Впрочем, и врачебные тексты обычно отличались литературностью языка и изяществом стиля, притом содержали массу бытовых подробностей, лирических и философских отступлений. Медицина считалась составной частью философии, и притом одной из важнейших: рассуждая о человеке, его душе и теле, мыслители непременно касались причин болезней и на основе осмысленного приходили к разнообразным методам и способам излечения.

Ещё в древности труд мыслителя и врачевателя тесно переплетаются между собой, создавая единую ячейку, сферу деятельности, не присущую никому кроме врача. Не каждый мыслитель – врач, но каждый врач – мыслитель, поскольку, находясь постоянно в окружении людей, людей абсолютно разных и не похожих друг на друга, он черпает бесценный материал жизненаблюдения, изучает порой уже несознательно характеры и их взаимодействия между собой. Врач соприкасается в своём поле деятельности с сотнями и тысячами индивидуальностей, каждая из которых несёт в себе хотя бы крупицу нового знания, которое по глобальной своей природе неисчерпаемо.

Неудивительно, что порой, насыщаясь этим знанием, врачи стремятся поделиться им с остальными – и записывают поначалу свои наблюдения, затем приступают к более смелому и выразительному творчеству, создавая рассказы, повести, романы. Можно было бы назвать сотни и сотни фамилий тех, что лечили не только тело – но и душу. Лечили души посредством литературы, лечили их что двести лет назад, что пятьдесят, что лечат сейчас – одинаково чутко, тонко и с сердцем.

 

В данном реферате мне хотелось бы осветить проблематику слияния этих двух сфер деятельности – литературной и врачебной, главенствующие особенности языка и стиля писателей-врачей, а также изучить основные вехи творческой жизни (во взаимосвязи с его врачебной практикой) замечательного писателя XX столетия Михаила Афанасьевича Булгакова.

1.Образование и жизнь М.А.Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. Первым ребенком в браке преподавателя Киевской Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны, в девичестве Покровской.  У Михаила было шесть братьев и сестер – Вера (1892 г.), Надежда (1893 г.), Варвара (1895 г.), Николай (1898 г.), Иван (1900 г.) и Елена (1902 г.). Семья была очень дружной, родители заботились не только о получении детьми хорошего образования, но и благополучной, способствующей духовному, моральному и эстетическому развитию детей. Из воспоминаний сестры М. А. Булгакова, Надежды: «…основным методом воспитания детей… была шутка, ласка и доброжелательность… это то, что выковало наши характеры… У нас в доме все время звучал смех… Это был лейтмотив нашей жизни». Мать рассказывала детям сказки, которые сочиняла исключительно сама. Отец прививал детям трудолюбие и стремление к знаниям, эту линию воспитания продолжила и Варвара Михайловна после скоропостижной смерти мужа в 1907 году. По словам Н.А.Булгаковой-Земской, сестры писателя, она говорила: «Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, – это образование».

 

Так, в 1900 г. Михаил был зачислен в подготовительный класс Киевской Второй гимназии, который закончил «с наградой второй степени». А 22 августа 1901 г. он начинает учебу в знаменитой Первой мужской Александровской гимназии и оканчивает ее в мае 1909 г. Нужно сказать, что гимназия эта имела особый и престижный статус, ее воспитанников направленно готовили для поступления в университеты, преподавая соответствующий ряд учебных дисциплин. Генерал П.С.Ванновский, ставший в 1901 г. министром народного просвещения и выдвинувший лозунг «сердечного попечения о школе», стремился привлечь для работы в гимназиях университетских преподавателей.

3.Выбор профессии.

Окончив гимназию, Михаил Булгаков не особенно колебался в выборе профессии: влияние родственников-врачей, братьев Василия, Николая и Михаила Покровских, избравших врачебную стезю; близкое присутствие друга их дома, педиатра И.П. Воскресенского, перевесило наследственные корни предков–священнослужителей и толкнуло в изучение медицины. Впрочем, и время, и воспитание было уже совсем другое, не соответствующее обучению богослова. Итак, 21 августа 1909 года он был зачислен на медицинский факультет Императорского Университета св. Владимира в Киеве. Учеба проходила и в условиях начавшейся тогда Мировой войны 1914-1918 гг. Студент-медик Булгаков не остается в стороне: в августе 1914 г. он помогает родителям жены организовать лазарет для раненых при Казенной палате в Саратове и сам работает там врачом-санитаром; в мае 1915 г. он поступает в Киевский военный госпиталь Красного Креста на Печерске; летом того же года служит врачом-хирургом в прифронтовых госпиталях городов Каменец-Подольского и Черновиц в австрийской Буковине. Диплом об окончании Киевского университета Булгаков получил почти через полтора года: 31 сентября 1916 г. его утвердили в «степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

4.«Записки юного врача»

Еще до официального получения диплома, лишь с «Временным свидетельством», выданным ему после успешной сдачи университетских выпускных экзаменов Михаил Булгаков по истечении срока службы на фронте был отозван в тыл, но как военнообязанный он в 20-х числах сентября зачислен «врачом резерва Московского военно-санитарного управления» для откомандирования в распоряжение смоленского губернатора с целью работы в земствах. В середине сентября 1916 г. Булгаков прибывает в Смоленскую врачебную управу и получает направление в один из самых глухих уголков Смоленской губернии – в село Никольское Сычевского уезда. Они с женой прибыли туда 29 сентября – именно эта дата, начало врачебной деятельности будущего писателя в Никольском, стоит в удостоверении, выданном ему позднее. Работа «земским лекарем» отражена в автобиографическом цикле рассказов «Записки юного врача».

 

 

Входящие в цикл рассказы в 1925-1926 гг. публиковались в московском журнале "Медицинский работник", а также ("Стальное горло") в ленинградском журнале "Красная панорама". При публикации все они, за исключением двух, имели подзаголовки "Записки юного врача", или такое же подстрочное примечание. К рассказу "Тьма египетская" имеется сноска: "Из готовящейся к изданию книги "Записки юного врача"", однако книга так и не была издана при жизни Булгакова.

 

В предисловии к несостоявшемуся второму изданию «Записок юного врача» сестра писателя Надежда Афанасьевна Булгакова (Земская) отмечала: "Уроженец большого культурного города, любящий и знающий искусство, большой знаток и ценитель музыки и литературы, а как врач склонный к исследовательской лабораторной и кабинетной работе, Михаил Булгаков, попав в глухую деревню, в совершенно непривычную для него обстановку, стал делать свое трудное дело так, как диктовало ему его внутреннее чувство, его врачебная совесть. Врачебный долг - вот что прежде всего определяет его отношение к больным. Он относится к ним с подлинно человеческим чувством. Он глубоко жалеет страдающего человека и горячо хочет ему помочь, чего бы это ни стоило лично ему. Жалеет и маленькую задыхающуюся Лидку ("Стальное горло"), и девушку, попавшую в мялку ("Полотенце с петухом"), и роженицу, не дошедшую до больницы и рожающую у речки в кустах, и бестолковых баб, говорящих о своих болезнях совершенно непонятными словами ("Пропавший глаз": "...научился понимать такие бабьи речи, которых никто не поймет"), и всех, всех своих пациентов. Пишет он об этом без излишней декламации, без пышных фраз о долге врача, без ненужных поучений. Не боится он сказать и о том, как трудно ему приходится. В жизни Мих. Булгаков был остро наблюдателен, стремителен, находчив и смел, он обладал выдающейся памятью. Эти качества определяют его и как врача, они помогали ему в его врачебной деятельности. Диагнозы он ставил быстро, умел сразу схватить характерные черты заболевания; ошибался в диагнозах редко. Смелость помогала ему решиться на самые сложные операции».

 

Оперативная деятельность врача М. А. Булгакова за время его врачебной практики в Никольской земской больнице выразилась в следующем: было произведено операций - ампутация бедра (1), отнятие пальцев на ногах (3), выскабливание матки (18), обрезание крайней плоти (4), акушерские щипцы (2), поворот на ножку (3), ручное удаление последа (1), удаление атеромы и липомы (2) и трахеотомий (1); кроме того, производилось: зашивание ран, вскрытие абсцессов и нагноившихся атером, проколы живота (2), вправление вывихов; один раз производилось под хлороформенным наркозом удаление осколков раздробленных ребер после огнестрельного ранения".

 

Многие из упомянутых операций отразились в «Записках…».

 

То, что сам Булгаков был действительно хорошим врачом, подтверждает и первая жена писателя Татьяна Николаевна Лаппа, неизменно бывшая рядом с ним и в Никольском, и в Вязьме, куда он был перераспределен после отбытия из Никольского: "Диагнозы он замечательно ставил. Прекрасно ориентировался". Для автора и главного героя «Записок юного врача» прежде всего важен его собственный профессиональный успех, а борьбу он мыслит не в одиночку, но в единстве с соратниками-медиками, а не с неким аморфным и грандиозным целым. Юный врач, как видится ему в "Тьме египетской", всегда вместе со своей "ратью" фельдшеров и медсестер, и, может быть, шире, с "отрядом врачей". М. А. Булгаков утверждает силу личного подвига интеллигента, несущего помощь страждущим и просвещение народу.

 

Так, один из рассказов цикла, «Полотенце с петухом», раскрывает всю признательность пациентов доктору Булгакову. Так пишет М.А.Булгаков о спасённой им от смерти крестьянской девушке, попавшей в мялку: «…обвисая на костылях, развернула свёрток, и выпало длинное снежно-белое полотенце с безыскусственным красным вышитым петухом. Так вот что она прятала под подушку на осмотрах. То-то, я помню, нитки лежали на столе. - Не возьму, - сурово сказал я и даже головой замотал. Но у неё стало такое лицо, такие глаза, что я взял…» Однако, по воспоминаниям автора, несмотря на всю благодарность простого народа, были и такие, что в полной мере выражали свою грубость, меркантильность, жадность – для заболевшей жены доктора Булгакова, Татьяны Николаевны, кулаки не захотели продать даже полуфунт масла.

 

Вообще, писатель довольно часто в своих «Записках…» обращается к теме непросвещенности деревенского народа, пренебрегающего или не понимающего указания врача и выполняющего их так, что лечение шло во вред («Тьма египетская»). В частности, рассказ «Звездная сыпь» полностью посвящен распространившимся тогда в деревне венерическим заболеваниям и попыткам автора с ними бороться – к слову, М. А. Булгаков именно тогда перешёл от своей первоначальной специализации «педиатрия» к специализации «инфекционные и венерические заболевания». С его участием открываются специализированные пункты в деревнях уезда, позже он заведует отделением инфекционных и венерических заболеваний в Вязьме.

 

Были в практике Михаила Афанасьевича и вовсе опасные для врача случаи. Один из них отчасти запечатлен в рассказе «Крещение поворотом». По воспоминаниям первой жены писателя Т. Н. Лаппа, настроение мужа роженицы, которого в рассказе вообще нет среди действующих лиц, было суровым и не сулило юному врачу ничего хорошего: "В первую же ночь, как мы приехали, Михаила к роженице вызвали. Я сказала, что тоже пойду, не останусь одна в доме. Он говорит: "Забирай книги, и пойдем вместе". Только расположились и пошли ночью в больницу. А муж этой женщины увидел Булгакова и говорит: "Смотри, если ты ее убьешь, я тебя зарежу". Вот, думаю, здорово. Первое приветствие. Михаил посадил меня в приемной, "Акушерство" дал и сказал, где раскрывать. И вот, прибежит, глянет, прочтет и опять туда. Хорошо, акушерка опытная была. Справились, в общем".

 

В результате другой ситуации М. А. Булгаков заразился дифтерией, отсасывая из горла больной девочки дифтерийные пленки – это впоследствии явилось причиной злоупотребления морфием. От наркотического пристрастия спасла писателя его жена, уже известная нам Татьяна Николаевна. Мужественная женщина не только не бросила Булгакова в сложный период, когда он закладывал многие их вещи, ввергая себя и жену в нищету, фальсифицировал рецепты, рискуя быть раскрытым, но и имела терпение избавить его от зависимости, постепенно вводя все меньшие дозы лекарства. Эти события отражены в рассказе «Морфий», официально не входящем в цикл «Записки юного врача», однако  примыкающем к нему.

Заключение

М.А. Булгаков замечательный писатель, который имел медицинское образование и который с такой тонкостью и лёгкостью использовал это в своём творчестве. Рассказы, романы и повести завораживают неповторимым сюжетом и образы, создаваемые и описываемые им, надолго впечатываются в память читателя.

Список источников

  1. Соколов, Б. В. Булгаков. Энциклопедия. – М., Алгоритм, 2003.
  2. Информация с сайта Музея им. М. А. Булгакова в Москве (http://www.dombulgakova.ru).
  3. Информация с сайта кафедры нормальной анатомии Киевского университета (http://anatomycsmu.at.ua/index/bulgakov/0-105).

Информация о работе Образование и жизнь М.А. Булгакова