Общее понятие о мышлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:47, реферат

Описание работы

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств — в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Файлы: 1 файл

мышление.docx

— 18.27 Кб (Скачать файл)

Общее понятие  о мышлении


Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

В процессе мышления человек  отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и  воображения. В восприятиях и  представлениях внешние явления  отражаются так, как они воздействуют на органы чувств — в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда  же человек мыслит о каких-либо предметах  или явлениях, он отражает в своем  сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет  рассматриваться в его связи  с другими явлениями. Диалектический материализм рассматривает природу  и общественную жизнь не как случайную  сумму отдельных, независимых друг от друга явлений, а как единое целое, где все явления органически  связаны друг с другом, зависят  друг от друга и обусловливают  друг друга. В этой взаимной связи  и обусловленности данного явления  другими явлениями и проявляются  его сущность, законы его существования.

В процессе восприятия, например, дерева человек, отражая в своем  сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного  отдельного конкретного предмета, может  воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью его зеленой листвы, причудливыми изгибами его ствола, не воспринимая одновременно других предметов.

Иначе протекает процесс  мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек  обязательно должен отразить в своем  уме также и отношения этого  предмета с другими предметами и  явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для  него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и т. д. Только отражение этих связей и  отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в  круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в  процессе мышления иначе, чем в восприятии: в мышлении мы не только выделяем отдельные  части предмета (это возможно и  в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части  находятся друг с другом, какое  значение в жизни всего дерева имеют корни, какую роль играют листья.

Мышление позволяет проникнуть в сущность явлений только одним  путем — через отражение тех  связей и отношений, которые имеются  у данного явления с другими  явлениями. Это отражение связей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить его в самом общем  виде. В мышлении конкретный образ  единичного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже дерево вообще, которое  может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Таким образом, мысль о  каком-либо предмете приводит одновременно к двум последствиям: мы начинаем  
1) отражать это явление в его сущности, т. е. в его взаимосвязях и взаимообусловленности с другими явлениями и 2) мыслить это явление вообще, а не в какой-либо данной конкретной его форме.

 
 
Основные особенности процесса мышления


Процесс мышления отличают следующие особенности:

  1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда мы сталкиваемся со следствиями и по ним заключаем о причинах явления. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить о том, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях. Если бы этих предсталений не было, мы не смогли бы установить причину данного явления.Опосредованный характер имеет мышление и при прямом наблюдении связи явлений. Когда мы видим, как под воздействием солнечных лучей мокрые от дождя улицы высыхают, мы заключаем о причине этого явления также только потому, что наблюдение его вызвало в нашей памяти обобщенное воспоминание подобных же случаев, наблюдавшихся ранее.

 

  1. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. В указанном выше примере это будет мысль о том, что вода, как правило, испаряется под влиянием тепла. Само понятие причины и следствия могло возникнуть только опосредованным путем, путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаруживались данные связи между явлениями. Но раз это понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.

 

  1. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления. Эти связи обнаруживаются в данном явлении лишь потому, что они присущи всем вещам данного класса, являются общим для них законом существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, необходимо отвлечься от конкретных особенностей этих явлений.Сам процесс абстрагирования или отвлечения в какой-то степени опирается на полученные в процессе практической деятельности знания общих связей и закономерностей явления, без которых нельзя было бы отделить в нем существенное от несущественного, общее от единичного.

 

  1. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. «Всякое слово (речь) уже обобщает».

 

  1. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

 
Виды понятий


Принято делить понятия на несколько видов по характеру отражаемых в них связей и отношений и по признаку общности понятия.

По характеру отражаемых связей и отношений различают  конкретные и абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями объективного мира в их целостной, структурно обособленной форме.

Таковыми являются, например, понятия: дерево, озеро, книга, мяч, стадион, спортсмен, трактор и т. д. Каждому  из этих понятий соответствуют реальные предметы и явления, которые могут  быть выделены из совокупности других таких же предметно-целостных и  структурно обособленных предметов  и явлений окружающего мира.

Абстрактными называются такие понятия, в которых отражаются лишь те или иные свойства предметов, мыслимые в их отвлечении (абстрактно) от предметов, которым они принадлежат. Примерами таких понятий будут: белизна, величина, сила, справедливость, смелость и др. В этих понятиях отражаются не конкретные явления и предметы, а всегда свойства предметов. Нет в окружающем нас мире предмета «белизна», но существует белый снег, белое молоко, белая ткань и т. п. Точно так же существуют различные справедливые поступки людей, но не «справедливость», как самостоятельно существующее конкретное явление.

По признаку общности различают  общие и единичные понятия.

Общими понятиями называются такие, которые охватывают собой весь класс или группу сходных предметов и явлений, например: здание, полюс, столица, ученый, институт физической культуры, мастер спорта, спортивное состязание и т. д.

Единичными называются понятия об отдельных предметах или явлениях, например: Северный полюс, Ломоносов, Москва, Московский институт физической культуры и др. Хотя эти понятия относятся к единичным предметам, они все же существенным образом отличаются от представлений. Последние отражают внешние формы предметов, тогда как единичные понятия — их сущность. Понятие о Московском институте физической культуры не может быть сведено к конкретному представлению о внешней форме его здания, расположения его аудиторий, спортивных площадок и т. д. Это понятие останется тем же самым даже и в том случае, если бы институт перевели в какое-нибудь другое помещение, с другими аудиториями и иными спортивными сооружениями.


Информация о работе Общее понятие о мышлении