Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:47, реферат
В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств — в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.
В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств — в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.
Сущность любого объективного
явления может быть познана лишь
тогда, когда это явление будет
рассматриваться в его связи
с другими явлениями. Диалектический
материализм рассматривает
В процессе восприятия, например, дерева человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного отдельного конкретного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью его зеленой листвы, причудливыми изгибами его ствола, не воспринимая одновременно других предметов.
Иначе протекает процесс
мышления. Стремясь понять основные законы
существования данного явления,
проникнуть в его сущность, человек
обязательно должен отразить в своем
уме также и отношения этого
предмета с другими предметами и
явлениями. Нельзя понять сущность дерева,
если не выяснить, какое значение для
него имеют химический состав почвы,
влага, воздух, солнечный свет и т.
д. Только отражение этих связей и
отношений позволяет человеку понять
функцию корней и листьев дерева,
ту роль, которую они играют в
круговороте веществ в
Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии: в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом, какое значение в жизни всего дерева имеют корни, какую роль играют листья.
Мышление позволяет проникнуть в сущность явлений только одним путем — через отражение тех связей и отношений, которые имеются у данного явления с другими явлениями. Это отражение связей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить его в самом общем виде. В мышлении конкретный образ единичного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже дерево вообще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.
Таким образом, мысль о
каком-либо предмете приводит одновременно
к двум последствиям: мы начинаем
1) отражать это явление в его сущности,
т. е. в его взаимосвязях и взаимообусловленности
с другими явлениями и 2) мыслить это явление
вообще, а не в какой-либо данной конкретной
его форме.
Основные особенности процесса мышления
Процесс мышления отличают следующие особенности:
Принято делить понятия на несколько видов по характеру отражаемых в них связей и отношений и по признаку общности понятия.
По характеру отражаемых связей и отношений различают конкретные и абстрактные понятия.
Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями объективного мира в их целостной, структурно обособленной форме.
Таковыми являются, например, понятия: дерево, озеро, книга, мяч, стадион, спортсмен, трактор и т. д. Каждому из этих понятий соответствуют реальные предметы и явления, которые могут быть выделены из совокупности других таких же предметно-целостных и структурно обособленных предметов и явлений окружающего мира.
Абстрактными называются такие понятия, в которых отражаются лишь те или иные свойства предметов, мыслимые в их отвлечении (абстрактно) от предметов, которым они принадлежат. Примерами таких понятий будут: белизна, величина, сила, справедливость, смелость и др. В этих понятиях отражаются не конкретные явления и предметы, а всегда свойства предметов. Нет в окружающем нас мире предмета «белизна», но существует белый снег, белое молоко, белая ткань и т. п. Точно так же существуют различные справедливые поступки людей, но не «справедливость», как самостоятельно существующее конкретное явление.
По признаку общности различают общие и единичные понятия.
Общими понятиями называются та
Единичными называются понятия об отдельных предметах или явлениях, например: Северный полюс, Ломоносов, Москва, Московский институт физической культуры и др. Хотя эти понятия относятся к единичным предметам, они все же существенным образом отличаются от представлений. Последние отражают внешние формы предметов, тогда как единичные понятия — их сущность. Понятие о Московском институте физической культуры не может быть сведено к конкретному представлению о внешней форме его здания, расположения его аудиторий, спортивных площадок и т. д. Это понятие останется тем же самым даже и в том случае, если бы институт перевели в какое-нибудь другое помещение, с другими аудиториями и иными спортивными сооружениями.