Общение медицинского работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Медицинская сестра в стационарах проводит в контактах с больными значительно больше времени, чем врач. Если врач в переносном смысле выполняет роль «отца», то медсестра выполняет роль «матери», ухаживая за больными. Недаром в прежние времена ее называли сестрой милосердия. Поэтому самочувствие больного в больнице во многом зависит от его отношений с медицинской сестрой, а не только от добросовестного выполнения ею своих прямых обязанностей.
Как отмечают Р. Конечный и М. Боухал (1974), «в развитии взаимоотношений между медицинской сестрой и больными иногда возникает опасность несоблюдения определенной необходимой дистанции, появление стремления к флирту или к беспомощному сочувствию.

Файлы: 1 файл

реферат на зищиту практики!.docx

— 14.74 Кб (Скачать файл)

Медицинская сестра в стационарах проводит в контактах  с больными значительно больше времени, чем врач. Если врач в переносном смысле выполняет роль «отца», то медсестра  выполняет роль «матери», ухаживая за больными. Недаром в прежние  времена ее называли сестрой милосердия. Поэтому самочувствие больного в  больнице во многом зависит от его  отношений с медицинской сестрой, а не только от добросовестного выполнения ею своих прямых обязанностей.

Как отмечают Р. Конечный и М. Боухал (1974), «в развитии взаимоотношений  между медицинской сестрой и  больными иногда возникает опасность  несоблюдения определенной необходимой  дистанции, появление стремления к  флирту или к беспомощному сочувствию. Некоторые медицинские сестры ухудшают свое положение по отношению к  больным неконтролируемой болтливостью и тем самым вносят конфликтные  элементы во взаимоотношения между  больными. Медицинская сестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы»

И. Гарди (J. Hardi, 1972) выделил типы медицинских сестер в зависимости от отношений к работе и с больными:

1.     Практический тип, отличающийся строгостью и забывающий о человеческой стороне больного.

2.     Артистический тип, отличающийся аффектированным поведением; такая медицинская сестра старается произвести впечатление на больного, стремится быть важной.

3.     Нервный тип: сестре кажется, что ее усилия не признаются, раздражена, поэтому больные чувствуют себя при ней неспокойно.

4.     Мужской тип: медицинская сестра самоуверенная, решительная, больные говорят, что ведет она себя как «военная».

5.     Материнский тип: заботливая, имеет с больными хорошие отношения, в общем, «милая сестричка».

Как показано И. Харди, медицинские  сестры имеют разные типы эмоциональности. Так называемая «сестра-рутинер» не сопереживает больным, не сочувствует  им. Тип «нервной сестры» склонен  к эмоциональной нестабильности, к невротическим реакциям. Они  раздражительны, вспыльчивы, выглядят хмурыми, как бы обиженными на ни в  чем не повинных больных. Их преследует страх заразиться или заболеть «тяжелой болезнью». Пожалуй, только сестра материнского типа отвечает требованиям своей  профессии: она эмпатична и заботлива.

       Больные ждут от медицинского  персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические  профессии, должны идти люди  с высоким уровнем эмпатии  (Василькова, 1997). Полагают, что высокая  эмпатийность врача помогает  лучше прочувствовать состояние  пациента (Keef, 1973).

Нельзя не учитывать  и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание  и даже невротические срывы (Харди, 1988). Кстати, показано, что у двух третей врачей и медицинских сестер реанимационного отделения наблюдается  эмоциональное истощение как  один из симптомов эмоционального выгорания. В другой работе выявлено, что эмоциональное  выгорание сильнее выражено у  врачей-кардиологов, чем у врачей-онкологов  и стоматологов (Малышева, 2000). Это  объясняется тем, что кардиологи чаще находятся в экстремальных  ситуациях.

Исследования эмпатии  медицинских сестер, проведенные  в нашей стране, однозначно показали только одно: у них нет очень  высокой эмпатии. В остальном  дан-

ные получились довольно противоречивыми. Обнаружились некоторые различия в эмоциональной сфере сестер, работающих в отделениях реанимации, и сестер, работающих в поликлинике или в терапии. Хотя у всех сестер уровень тревожности средний, у первых он все же несколько выше, что можно связать со спецификой их работы в экстремальных ситуациях. У сестер из отделения реанимации выше и способность к эмоциональной идентификации с больными, но ниже эмоциональная устойчивость

По мере обучения в вузе у будущих врачей, по данным А. П. Васильковой (1999), меняется эмоциональное  состояние: от беспечности, расслабленности, безмятежности у первокурсников наблюдается сдвиг в сторону  тревожности, напряженности и большей  душевной мягкости у третьекурсников. Очевидно, это обусловлено тем, что  с третьего курса студенты-медики начинают общаться с больными. Так, сопоставление эмпатийности будущих  врачей — студентов медицинского вуза и отношения к больным, с  которыми студенты имели контакт  в течение двух недель, показало, что у высокоэмпатичных студентов  положительное отношение к больным  возрастало по сравнению с первым впечатлением, в то время как у 50% низкоэмпатичных отношение не менялось либо наблюдалось ухудшение  отношения к больному 

 


Информация о работе Общение медицинского работника