Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:20, реферат
Медицинская сестра в стационарах проводит в контактах с больными значительно больше времени, чем врач. Если врач в переносном смысле выполняет роль «отца», то медсестра выполняет роль «матери», ухаживая за больными. Недаром в прежние времена ее называли сестрой милосердия. Поэтому самочувствие больного в больнице во многом зависит от его отношений с медицинской сестрой, а не только от добросовестного выполнения ею своих прямых обязанностей.
Как отмечают Р. Конечный и М. Боухал (1974), «в развитии взаимоотношений между медицинской сестрой и больными иногда возникает опасность несоблюдения определенной необходимой дистанции, появление стремления к флирту или к беспомощному сочувствию.
Медицинская сестра
в стационарах проводит в контактах
с больными значительно больше времени,
чем врач. Если врач в переносном
смысле выполняет роль «отца», то медсестра
выполняет роль «матери», ухаживая
за больными. Недаром в прежние
времена ее называли сестрой милосердия.
Поэтому самочувствие больного в
больнице во многом зависит от его
отношений с медицинской
Как отмечают Р. Конечный и М. Боухал (1974), «в развитии взаимоотношений между медицинской сестрой и больными иногда возникает опасность несоблюдения определенной необходимой дистанции, появление стремления к флирту или к беспомощному сочувствию. Некоторые медицинские сестры ухудшают свое положение по отношению к больным неконтролируемой болтливостью и тем самым вносят конфликтные элементы во взаимоотношения между больными. Медицинская сестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы»
И. Гарди (J. Hardi, 1972) выделил типы медицинских сестер в зависимости от отношений к работе и с больными:
1. Практический тип, отличающийся строгостью и забывающий о человеческой стороне больного.
2. Артистический тип, отличающийся аффектированным поведением; такая медицинская сестра старается произвести впечатление на больного, стремится быть важной.
3. Нервный тип: сестре кажется, что ее усилия не признаются, раздражена, поэтому больные чувствуют себя при ней неспокойно.
4. Мужской тип: медицинская сестра самоуверенная, решительная, больные говорят, что ведет она себя как «военная».
5. Материнский тип: заботливая, имеет с больными хорошие отношения, в общем, «милая сестричка».
Как показано И. Харди, медицинские
сестры имеют разные типы эмоциональности.
Так называемая «сестра-рутинер» не
сопереживает больным, не сочувствует
им. Тип «нервной сестры» склонен
к эмоциональной
Больные ждут от медицинского
персонала сочувствия, заботливости,
что требует проявления
Нельзя не учитывать
и того, что медицинские работники,
постоянно сталкивающиеся со страданием
людей, вынуждены воздвигать своеобразный
барьер психологической защиты от больного,
становиться менее эмпатичными,
иначе им грозят эмоциональное перегорание
и даже невротические срывы (Харди,
1988). Кстати, показано, что у двух
третей врачей и медицинских сестер
реанимационного отделения
Исследования эмпатии медицинских сестер, проведенные в нашей стране, однозначно показали только одно: у них нет очень высокой эмпатии. В остальном дан-
ные получились довольно противоречивыми. Обнаружились некоторые различия в эмоциональной сфере сестер, работающих в отделениях реанимации, и сестер, работающих в поликлинике или в терапии. Хотя у всех сестер уровень тревожности средний, у первых он все же несколько выше, что можно связать со спецификой их работы в экстремальных ситуациях. У сестер из отделения реанимации выше и способность к эмоциональной идентификации с больными, но ниже эмоциональная устойчивость
По мере обучения
в вузе у будущих врачей, по данным
А. П. Васильковой (1999), меняется эмоциональное
состояние: от беспечности, расслабленности,
безмятежности у первокурсников
наблюдается сдвиг в сторону
тревожности, напряженности и большей
душевной мягкости у третьекурсников.
Очевидно, это обусловлено тем, что
с третьего курса студенты-медики
начинают общаться с больными. Так,
сопоставление эмпатийности будущих
врачей — студентов медицинского
вуза и отношения к больным, с
которыми студенты имели контакт
в течение двух недель, показало,
что у высокоэмпатичных студентов
положительное отношение к