Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:10, реферат
При оказании неотложной помощи в любом случае следует действовать очень быстро, так как при отсутствии сердечной и оценка функционального состояния пациентадыхательной деятельности в мозг не поступает кислород. Считается, что в этих условиях уже спустя 5-6 мин. начинаются необратимые изменения мозга.
Оценка функционального состояния пациента: при оказании первой медицинской помощи определите, находится пациент в сознании или без сознания. Это делается очень просто. Человека, потерявшего сознание, в отличие от спящего человека, нельзя разбудить обычными способами — толкая, щипая его или с силой разминая ушные раковины.
СРСП
На тему: Оценка функционального состояния пациента. Оценка сознания, положения тела, характеристика кожи, оценка дыхания, подсчет пульса, изменение артериального давления.
Оценка функционального состояния пациента
При оказании неотложной помощи в любом случае следует действовать очень быстро, так как при отсутствии сердечной и оценка функционального состояния пациентадыхательной деятельности в мозг не поступает кислород. Считается, что в этих условиях уже спустя 5-6 мин. начинаются необратимые изменения мозга.
Оценка функционального состояния пациента: при оказании первой медицинской помощи определите, находится пациент в сознании или без сознания. Это делается очень просто. Человека, потерявшего сознание, в отличие от спящего человека, нельзя разбудить обычными способами — толкая, щипая его или с силой разминая ушные раковины.
Если человек находится
в сознании, то спросите, на что жалуется,
и окажите соответствующую
Если человек без сознания, то в любом случае и в указанном порядке необходимо срочно провести поочередно следующие мероприятия:
Осторожно уложить пациента на спину. Укладывать пациента на спину можно различными способами, только за исключением подозрения на перелом позвоночника. Если вы подозреваете что у него перелом, то перекладывать его должны несколько человек, поддерживая одновременно голову, шею, плечи, таз и ноги таким образом, чтобы голова, шея и туловище были всегда на одной линии и не смещались относительно друг друга по оси тела.
Удалите изо рта больного все, что может мешать дыханию, например, слюну, слизь, частички пищи, съемные зубные протезы, остатки рвотных масс и пр. Для этого широко открываем рот, придерживая нижнюю челюсть, взять салфеткой крепко язык и осторожно потянуть его вверх.
У детей не следует при очищении ротовой полости касаться задней стенки глотки и что-либо делать с языком, может появиться появления рвота.
Не кладите ничего в рот человеку, находящемуся без сознания. Не передвигайте его без необходимости и не пытайтесь посадить. Если у больного вдруг начались позывы на рвоту или рвота, то положите его в позу на боку.
Оцените дыхание, для того, чтобы узнать, дышит больной или нет, приблизьте свое лицо ко рту и прислушайтесь к его дыханию в течение пяти секунд, одновременно наблюдая за признаками движения грудной клетки и живота. При наличии дыхания вы будете слышать его шум, и видеть одновременное движение грудной клетки и живота.
Оцените состояние кровообращения, определите пульс на центральных артериях. Отсутствие пульса на центральных артериях свидетельствует об остановке сердца. Если у пожилого человека не определяется пульс на центральных артериях, состояние пульса проверяется на сонных артериях.оценка функционального состояния пациента
Сонные артерии (правая и
левая) располагаются на шее пациента,
огибают гортань с обеих
У младших детей пульс оценивается на плечевой артерии, так как на сонных артериях у детей этого возраста часто бывает трудно нащупать пульс. Плечевые артерии (правая и левая) располагаются на внутренней стороне соответствующей руки ребенка посередине между плечом и локтем.
Оценка функционального
состояния пациента показала, что
необходимы экстренные меры, тогда
не теряя ни минуты, проводим искусственное
дыхание «рот в рот» и закрытый
массаж сердца, до приезда скорой помощи.
Наша основная задача, восстановить жизненно
необходимое для головного
Медицинская сестра в приемном отделении измеряет температуру, проверяет документы поступающих больных; извещает дежурного врача о прибытии больного и его состоянии; заполняет на больного паспортную часть истории болезни, регистрирует в книге учета больных, находящихся на стационарном лечении; заносит паспортную часть больного в алфавитную книгу; при удовлетворительном состоянии больного производит антропометрию (измеряет рост, окружность груди, взвешивает); быстро и четко выполняет назначение врача по оказанию неотложной помощи, строго соблюдая асептику; принимает под квитанцию от больного ценности, при этом объясняет порядок их получения, знакомит с правилами поведения в больнице; организовывает санитарную обработку больного, сдачу (при необходимости) его вещей на дезинфекцию (дезинсекцию); заблаговременно сообщает (по телефону) дежурной медицинской сестре отделения о поступлении больного; организовывает отправку больного в отделение или сама его сопровождает.
Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели.
• Общее состояние больного.
• Положение больного.
• Состояние сознания больного.
• Антропометрические данные.
Оценку общего состояния
(степени тяжести состояния) осуществляют
после комплексной оценки больного
(с применением как
Общее состояние может быть определено следующими градациями.
• Удовлетворительное.
• Средней тяжести.
• Тяжёлое.
• Крайне тяжёлое (предагональное).
• Терминальное (агональное).
• Состояние клинической смерти.
Если больной находится в удовлетворительном состоянии, проводят антропометрию.
Антропометрия (греч. antropos – человек, metreo – измерять) – оценка телосложения человека путём измерения ряда параметров, из которых основными (обязательными) выступают рост, масса тела и окружность грудной клетки. Медицинская сестра регистрирует необходимые антропометрические показатели на титульном листе медицинской карты стационарного больногоРезультаты измерения температуры заносят в Индивидуальный температурный лист. Его заводят в приемном отделении вместе с медицинской картой на каждого пациента, поступающего в стационар. Помимо графической регистрации данных измерения температуры (шкала «Т»), в нем строят кривые частоты пульса (шкала «П») и артериального давления (шкала «АД»). В нижней части температурного листа записывают данные подсчета частоты дыхания в 1 мин, массу тела, а также количество выпитой за сутки жидкости и выделенной мочи (в мл). Данные о дефекации («стул») и проведенной санитарной обработке обозначают знаком «+». Сестринский персонал должен уметь определять основные свойства пульса: ритм, частоту, напряжение. Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если пульсовые колебания стенки артерии возникают через равные промежутки времени, следовательно, пульс ритмичный. При нарушениях ритма наблюдается неправильное чередование пульсовых волн — неритмичный пульс. У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени.
Дыхание — это единый процесс, осуществляемый целостным организмом и состоящий из трех неразрывных звеньев:
а) внешнего дыхания, то есть газообмена между внешней средой и кровью легочных капилляров;
б) переноса газов, осуществляемого системами кровообращения;
в) внутреннего (тканевого) дыхания, то есть газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту
Ритм дыхания у здорового
ребенка не бывает регулярным, дыхание
варьирует как по частоте, так
и по глубине. Периодически ребенок
производит глубокий вдох, что иногда
беспокоит родителей. Считается, что
вдохи выполняют
Эупноэ— спокойное нормальное дыхание. Диспноэ — затрудненное, напряженное дыхание с одышкой, иногда с цианозом. Ортопноэ — затрудненное дыхание, при котором ребенок сидит, опираясь на руки (вынужденное положение сидя с упором на руки). Это положение принимают больные с тяжелым приступом БА или отеком легких для облегчения работы дыхательной мускулатуры. Олипноэ — усиленные дыхательные движения, которые обеспечивают большой объем вдоха. Олигопноэ — ослабление дыхательных движений, сопровождающееся уменьшением объема вдоха. Тахипноэ — учащенное быстрое дыхание. Частота дыхания возрастает при таких состояниях и обстоятельствах, как высокая окружающая температура, усиленная мышечная работа, возбуждение, лихорадка, заболевания легких с ограничением их поверхности и снижением газообмена, выпадение функции части дыхательной мускулатуры, в результате чего оставшиеся мышцы функционируют с повышенной нагрузкой, заболевания сердца, уменьшение кровотока через легкие при пороках сердца с шунтированием, гиповолемический шок (недостаточность кровообращения), анемия, чем острее она развивается, тем более выражено тахипноэ в покое и при нагрузке. Брадипноэ — редкое медленное дыхание. Характерно для стеноза дыхательных путей, вызванного крупом, аспирацией инородных тел, сдавлением трахеи опухолью или зобом, для уремии, диабетической комы (дыхание Куссмауля), для тяжелого ацидоза различной природы. Апноэ — остановка дыхания. Гиперпноэ — увеличенная амплитуда дыхания при нормальной частоте. Хорошо заметно по экскурсии грудной клетки. Глубокое дыхание характерно для тяжелой анемии, метаболического ацидоза (например, отравление салицилатами, передозировка ингибитора карбоангидразы — диакарба), респираторного алкалоза. Глубокое ацидотическое дыхание Куссмауля является результатом наступившего ацидоза чаще всего метаболического происхождения. Во всех случаях ацидокетоза посредством дыхания выделяется и ацетон, вследствие чего изо рта больного ребенка исходит запах гнилых фруктов. Гипопноэ — уменьшенная амплитуда дыхания при нормальной частоте. Для констатации поверхностного дыхания желательно оценить и величину дыхательного объема по данным аускультации или по ощущению выдоха ладонью изо рта и носа ребенка. Оно характерно прежде всего для состояний алкалоза, при котором дыхательный центр возбуждается недостаточно. На практике это наблюдается у грудных детей, больных гипертрофическим пилоростенозом, когда они теряют соляную кислоту вследствие упорной рвоты. Кроме того, поверхностное дыхание можно наблюдать и у детей с тяжелыми заболеваниями нервной системы, приводящими к угнетению дыхательного центра,— опухолями мозга, энцефалитами, туберкулезным менингитом, гидроцефалией, отравлением барбитуратами. Поверхностные респираторные движения при состояниях церебральной комы могут продолжаться целую минуту и дольше.
Нарушения ритма дыхания:
Периодическое дыхание — периоды апноэ длительностью до 15 с (у недоношенных детей, при респираторном дисстресс-синдроме).
Нерегулярное дыхание — изменяющиеся амплитуда и частота дыхания (при болях, повышении внутричерепного давления).
К расстройствам ритма
дыхания относятся
1. Дыхание Чейна—Стокса — дыхательные циклы постепенно нарастают, а по достижении максимальной для данного периода глубины дыхания происходит постепенное снижение ее до минимальной глубины и переход в паузу, в период паузы больной может терять сознание. Наблюдается при нарушениях кровообращения, кровоизлияниях в мозг, менингитах, опухолях головного мозга, тяжелых интоксикациях, вызванных химическими отравлениями, и др.
2. Дыхание Биота — чередование равномерных дыхательных движений и продолжительных пауз, строгая закономерность числа дыханий и продолжительность пауз отсутствуют. Наблюдается при опухолях мозга, менингитах, менингоэнцефалитах, диабетической коме.
3. Диссоциированное дыхание Грокко — нарушение координационной функции нервно-регуляторного аппарата, обеспечивающего гармоническую и последовательную работу отдельных групп дыхательной мускулатуры. Этот тип дыхания наблюдается при тяжелых состояниях: нарушениях мозгового кровообращения, абсцессах мозга, базальном менингите, реже — при диабетической коме, уремии.
4. Дыхание Куссмауля характеризуется медленными или быстрыми глубокими дыхательными движениями с вовлечением вспомогательной дыхательной мускулатуры. Основным патологическим процессом, вызывающим этот тип дыхания, является ацидоз: диабетическая кома, ацетонемическая рвота, метаболический ацидоз любого происхождения.
Различаются также грудной
и брюшной типы дыхания в зависимости
от того, преобладает при спокойном
дыхании подвижность грудной
клетки (грудной тип) или передней
брюшной стенки (брюшной тип). При
брюшном типе дыхания в фазу вдоха
опускающейся диафрагмой внутренние органы
отдавливаются книзу, происходит; выбухание
передней брюшной стенки. Брюшное
дыхание преобладает у детей
раннего грудного возраста. У детей
старше 2 лет преобладает грудной
тип дыхания, что связано с
переходом ребенка в
Информация о работе Оценка функционального состояния пациента