Охрана здоровья лиц трудоспособного населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 22:31, реферат

Описание работы

Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства. Острый демографический кризис в России, сопровождающийся негативными тенденциями в состоянии здоровья населения, определяет особое внимание государства к состоянию здоровья граждан. Интересы национальной безопасности России диктуют необходимость сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, инвалидности, смертности прежде всего в трудоспособном возрасте. Именно поэтому здоровье населения должно быть признано высшим приоритетом государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
1.1 Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения
1.2 Социальная медицина и управление здравоохранением как врачебная специальность и наука о здоровье населения
1.3 Современные теории медицины и здравоохранения
2 ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ
2.1 Социальные и биологические факторы здоровья
2.2 Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды
2.3 Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья
2.4 Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни
2.5 Здоровье как показатель эффективности медико - профилактической деятельности
2.6 Определение здоровья. Основные методы его изучения.
3 ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Основные правовые принципы охраны здоровья населения
3.2 Правовой статус муниципальной системы здравоохранения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

БОУ СПО ВО.docx

— 51.87 Кб (Скачать файл)

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программой ОМС.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая проводится по их личному заявлению в специализированных учреждениях.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы органами санэпиднадзора вследствие заразного заболевания. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в установленном законом порядке.

Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности

Право на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, имеющие также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку в порядке, установленном МЗ РФ. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, установленном МЗ РФ.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую или фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на занятие определенными Министерством здравоохранения Российской Федерации видами деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской или фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

3.2 Правовой статус  муниципальной системы здравоохранения

 

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема и качества медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские структуры, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с «Основами законодательства об охране здоровья граждан» и другими законодательными актами Российской Федерации и местных органов власти.

Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Трудовое право является самостоятельной отраслью в правовой системе нашего государства и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих трудовые отношения всех работников, деятельность которых основана на трудовом договоре (контракте).

Трудовое законодательство предоставляет каждому работнику право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера; на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение; на судебную защиту своих трудовых прав.

Трудовое право в качестве своих источников имеет множество нормативных актов неодинаковой юридической силы и с разнообразной сферой применения. Нормативные акты о труде делятся на: законы (Конституция РФ, КЗоТ); подзаконные акты (постановления Правительства, приказы и положения, инструкции министерств и ведомств); локальные нормативные акты (решения администрации конкретного учреждения, принятые, как правило, совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно сказать, что сохранение здоровья работающих – это не только предпосылки для высокой производительности труда и, следовательно, повышения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития России.     

 Трудовые ресурсы как важнейшая  производительная сила общества, представлены, прежде всего, населением  трудоспособного возраста, на долю  которого приходится 59,3% от общей  численности страны. Согласно данным Госкомстата Российской Федерации, если общая численность населения страны за последние 12 лет сократилась более чем на 5 млн. человек, или почти на 4%, то численность занятого – более чем на 12,0 млн., то есть потери лиц трудоспособного возраста опережают потери численности населения в целом.

В последнее десятилетие в связи с изменением форм собственности большей части предприятий, принятием Федерального закона №125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и других нормативных документов существенно изменилась система медицинского наблюдения за работающими.    

 В настоящее время практически  не существует безопасных условий  труда. Не менее важной и перспективной  задачей профилактической медицины  является получение более информативных  маркеров и тестов при определении  профессий, для системы динамического наблюдения за работающими.

Серьезной проблемой следует считать тот факт, что работающие во многих отраслях промышленности подвергаются многофакторным воздействиям разных уровней профессиональных вредностей с учетом экзогенных и эндогенных факторов риска, а также действию антропогенных факторов. Распространенность профессиональных заболеваний в России находится на сравнительно невысоком уровне и колеблется от 1,68 до 2,08 случая на 10000 работающих. В структуре профессиональной патологии ведущее место занимают хронические болезни, которые составляют 93,4%, тогда как острые – только 6,6%. При сохранении существующего уровня смертности лиц трудоспособных возрастов и постоянного прироста доли лиц пожилого и старческого возраста при общей стабильности доли трудоспособных возрастов в скором времени в стране может наступить реальный дефицит трудовых ресурсов. Это еще один аргумент в пользу усиления мер по охране здоровья работающего населения.     

 Опасные для здоровья работающих условия труда сохранились во многих отраслях и обусловлены, прежде всего, несовершенством технологических процессов, высоким износом машин и оборудования, крайне недостаточным вниманием к вопросам обеспечения безопасности труда, отсутствием средств индивидуальной защиты и др.

Следует учесть, что вредные факторы труда не только могут являться причиной формирования профессиональных заболеваний, но и могут быть патогенетическим механизмом развития и прогрессирования общих заболеваний, не относящихся к категории профессиональных.

Обеспечение безопасности жизни и здоровья работников необходимо рассматривать как комплекс профилактических мер разного уровня – от федерального до местного, который включает правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, психофизиологические, реабилитационные и другие аспекты. Действенного улучшения в состоянии здоровья трудоспособного населения России можно добиться лишь на основе общегосударственной программы, направленной на решение всех существующих проблем охраны и укрепления здоровья с системных позиций при межсекторальном взаимодействии различных министерств и ведомств.

Проблемы здравоохранения и безопасности на рабочем месте в принципе могут быть решены за счет профилактики, которая должна осуществляться с помощью всех имеющихся в распоряжении средств – законодательных, технических, научно-исследовательских, за счет обучения и подготовки кадров, информации и экономических средств.

Принципиально новым является эффективный межведомственный (межсекторальный) и междисциплинарный подход, основывающийся на информированности, образовании и осведомленности людей, занимающихся этими проблемами. При этом речь идет не столько об экспертах в области профессиональной безопасности и здоровья, а о менеджменте, представителях профсоюзных организаций, работающих. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ.
  2. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Здоровье". Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).
  3. Правительство РФ. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.
  4. Бестужев–Лада И.В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.,1978
  5. Вишняков Н. И. (ред.). Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении: Учебно-методическое пособие. - СПб, 1995. - 39 с.
  6. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении. – Экономика здравоохранения, 2001, № 1(51). С. 5-11.
  7. Журавлева К. И. Статистика в здравоохранении. - М.: Медицина, 1981. - 176 с.
  8. Кича Д. И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. - М., 1993. - 65 с.
  9. Комаров Ю. М. (ред.). Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. - М., 1994. - 180 с.
  10. Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. - М.: Медицина, 1992. - 509 с.
  11. Миняев В. А. (ред.). Методические указания к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. - Л., 1991. - 110 с.
  12. Образ жизни населения России: последствия реформ //СоцИс.2001.№4
  13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» от 01.06.2000г. №426
  14. Римашевсакя Н.М. Система моделей уровня жизни населения. М.,1980
  15. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына. - М.: Медицина, 1984. - Т. 1, 2.
  16. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова. - М.: Медицина, 1984. - 630 с.
  17. Сырцова Л. Е., Костродымов Н. Н. и др. Основы управления в здравоохранении и менеджмент // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. - М., 1994. - С. 140-169.
  18. Учебное пособие по медицинской статистике / Под ред. Е. Я. Белицкой. - Л., 1972. - С. 141-146.
  19. Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск, 2000. - 69 с.

Информация о работе Охрана здоровья лиц трудоспособного населения