Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:24, курсовая работа
Сначала о понятии здоровье, которое по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней или физических дефектов). Обратите внимание на последние два определяющие, и станет понятным, что полная гармония в состоянии здоровья человека связана с немедицинскими понятиями: духовности и социального благополучия. А это значит, как уже отмечалось выше, что не все в достижении здоровья зависит от медицины и медиков.
Реферат: "Охрана здоровья в России: принципы организации на фоне проблем"
Охрана здоровья в России: принципы организации на фоне проблем
Сначала о понятии
здоровье, которое по определению
Всемирной организации
Различают здоровье населения и здоровье индивидуума. Первое рассматривается как понятие статистическое и характеризуется такими демографическими показателями, как рождаемость, смертность, заболеваемость, уровень физического развития, средняя продолжительность жизни. Эти показатели находятся в определенной зависимости от условий существования населения и его определенной группы. Здоровье же отдельного человека, кроме того, в большой степени связанно с многочисленными индивидуальными особенностями организма и многообразием внешних факторов, влияющих на его здоровье. Доля людей, оценивающих свое здоровье, как хорошее в России составляет всего 22%, а, например, в таких северных странах, как Финляндии или Норвегии, соответственно 69% и 81%! Важно отметить прогнозированное состояние здоровья нашего будущего – молодого поколения. Из 31,6 млн детей в нашей стране только треть были здоровы на момент обследования. По данным Министерства образования только 10% выпускников средней школы можно считать абсолютно здоровыми. Вот уж поистине, врач, который считает, что у вас все абсолютно в порядке со здоровьем, работает в военкомате. Между тем, примечательно, что, несмотря на рост рыночных отношений, люди стали больше ценить здоровье, что видно из опроса общественного мнения, при котором 80% отметили главным своим пожеланием детям и внукам - хорошее здоровье, и только 41% - материальный достаток.
О неблагополучном состоянии
здоровья народа в России свидетельствуют
также и некоторые
Исходя и приведенных данных, проблема охраны здоровья населения России тревожна и требует пристального внимания государства, и различных его ведомств.
Что же следует понимать под охраной здоровья граждан? Это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Следует сразу обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления. Предполагается, что от здоровья населения мы придем к здоровью отдельного человека, а вернее было бы - обеспечив индивидуальный подход и, оздоровив отдельного человека, придти к здоровью всего населения.
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав
человека и гражданина в
2) приоритет профилактических мер;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность
граждан в случае утраты
5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
В обеспечении охраны здоровья, помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в разной степени и в пределах своих компетенций принимают участие также такие государственные органы, как департамент Государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральные Фонды социального и обязательного медицинского страхования, а также в пределах своих ведомств органы управления медико-санитарных служб Министерств Обороны, Внутренних дел, Путей сообщения и других. Это государственный сектор.
Организацией медико-социальной помощи населению занимаются также общественные и иные объединения. В странах с рыночной экономикой и развитым гражданским обществом создание общественно-управленческих механизмов участия граждан в формировании правовых механизмов и контроле за соблюдением прав граждан и пациентов в области охраны здоровья, является естественным. На государственном уровне функционирует профсоюз медицинских работников, Российское общество Красного Креста, религиозные организации, а также недавно созданные Ассоциация врачей России, Российский медицинский Союз, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер, Общество прав потребителей. В субъектах федерации существуют корпоративные объединения медицинских работников (врачей и медицинских сестер), призванные реально участвовать в управлении здравоохранением. В июне 2003 года на учредительном съезде была создана новая общественная организация «Лига здоровья нации».
К здоровью всегда проявляли люди внимание, известно много народных высказываний в отношение здоровья: «Здоровье всего дороже», «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Даст бог здоровье, даст и счастье», «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья», «Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает одно», «Тот здоровья не знает, кто болен не бывает», «Здоровье то благо, к которому человек наиболее равнодушен», «Кто не болел, тот не ценит здоровья», «Бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань» и многие другие.
В субъектах Федерации
В настоящее время различают три системы здравоохранения. Они обусловлены политическими и социально-экономическими факторами. Причем первостепенное значение имеют ресурсы, средства обеспечения здравоохранения и их источники. В сложившейся у нас в стране ситуации - это государственный бюджет, страховые фонды, общественные и частные ассигнования.
В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан приведены: государственная, муниципальная и частная системы. Однако, учитывая средства обеспечения здравоохранения, в настоящее время в РФ пока преимущество имеет государственная система, в отличие от преимущественно страховой (как в странах Западной Европы) или частной (как в США). Надо отметить, что нет стран, где была бы только одна система здравоохранения, чаще она смешанная.
1. Традиционная для нашей страны
государственная система,
В пределах своей компетенции они
планируют и осуществляют меры по
регистрации государственной
Первичное звено здравоохранения основу его службы составляет здравоохранения составляют медико-санитарные посты, здравпункты, медико-санитарные части – это до врачебная амбулаторная помощь, затем врачебные участки, районные амбулатории и участковые больницы.
2. Муниципальная система
3. Частная система
здравоохранения действует
А для создания порядка
нужна четкая правовая нормативная
база частной системы
Стратегия развития медицинской
помощи, особенно детям и матерям,
основана на результатах проводимых
научных исследований, а также
выделения Правительством в рамках
целевых государственных Програ
Независимо от систем,
здравоохранение имеет
1. лечебно-профилактическую (больницы, поликлиники, диспансеры и пр.);
2. охрану здоровья женщинам, матерям и детям;
3. санитарно-противоэпидемическую
4.аптеки и фармацевтические предприятия;
5. Медицинские образовательные учреждения и НИИ;
6.Санаторно-курортные медицинские учреждения;
7.Судебно-медицинскую,
патологоанатомическую и
8.Фонды обязательного медицинского страхования.
Медицинские учреждения и отдельные лица должны быть аккредитованы и иметь сертификат для занятия соответствующей деятельностью.
Каждое медицинское учреждение должно пройти проверку на определение соответствия его деятельности установленным стандартам по оказанию медицинской помощи и услуг, то есть аккредитацию (от лат. accredo - доверяю) и лицензирование. Они проводятся в соответствии с Постановлениями Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.02 №135 и «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» от 04. 06. 02 №499 и федеральным законом РФ: «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 №128. В соответствии с этими документами издан приказ Минздрава России "Об организации лицензирования медицинской деятельности от 26.07.02. №238", который, в частности утвердил номенклатуру работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвердил Положение о Центральной комиссии МЗ РФ по лицензированию медицинской деятельности и предусмотрел при передачи полномочий по лицензированию медицинской деятельности МЗ РФ органам исполнительной власти субъектов РФ, создание на местах комиссий по лицензированию медицинской деятельности.
Информация о работе Охрана здоровья в России: принципы организации на фоне проблем