Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:22, реферат
Реабилитация детей первого года жизни - одна из актуальнейших задач здравоохранения. Все увеличивающееся число больных детей 1 года жизни создает угрозу хронизации заболевания в старшем возрасте у детей и возможной ивалидизации. В тоже время на первом году жизни наиболее реальна возможность устранения патологических состояний, предотвращение неустранимых в более позднем возрасте последствий заболевания перенесенных в анте- , интро- и постнатальном периодах развития.
ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С КРИВОШЕЕЙ
Шутова Л.А., Степанова Н.В.
Факультет "ЗСТ", Гуманитарный университет "Запорожский институт государственного и муниципального управления"
Аннотация. Сравнительный анализ 2-х комплексов физической реабилитации в лечении больных с кривошеей у детей 1-го месяца жизни.
Ключевые слова: врожденная мышечная кривошея, родовая травма, нейрогенная кривошея, реабилитация.
Анотацiя. Шутова Л.А., Степанова Н.В. Досвiд реабiлiтацii хворих з кривошиею. Порiвняльний аналiз 2-х комплексiв фiзичноi реабiлiтацii у лiкуваннi хворих дiтей з кривошийого 1-го мiсяця життя.
Ключовi слова: вроджена м'язова кривошия, родова травма, нейрогенна кривошия, реабiлiтацiя.
Annotation. Shutova L.A., Stepanova N.V. Experience of rehabilitation for patient with torticollis. Сomparative analysis of two complexes of physical rehabilitation for patient infeats having life torticollis at the children of 1-го month.
Keywords: innate muscular torticollis, birth injuries neurogene torticollis, rehabilitation.
Введение.
Реабилитация детей первого года жизни - одна из актуальнейших задач здравоохранения. Все увеличивающееся число больных детей 1 года жизни создает угрозу хронизации заболевания в старшем возрасте у детей и возможной ивалидизации. В тоже время на первом году жизни наиболее реальна возможность устранения патологических состояний, предотвращение неустранимых в более позднем возрасте последствий заболевания перенесенных в анте- , интро- и постнатальном периодах развития. Эта возможность обусловлена большой пластичностью организма детей 1-го года жизни, и при целенаправленной ранней и последовательной реабилитации методами лечебной физической культуры (ЛФК) в комплексной терапии этих детей можно обеспечить восстановление здоровья в полном объеме и предотвращение инвалидизации. Особого внимания в этом плане требуют дети, отнесенные ко II-й группе здоровья и группе риска.
Ранний возраст представляет собой тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего народа. Действительно, если этот корень, вернее, нежный росток - нашего ослабленного малыша окружить вниманием квалифицированных специалистов реабилитологов и активно включенных в его оздоровление родителей, то можно смело надеяться, что дальнейшее развитие этих детей пойдет физиологическими путями, и они станут физически полноценными людьми. Существует много различных форм кривошеи, но так как этиология и патогенез большинства из них недостаточно изучены, при классификации приходится руководствоваться временем возникновения деформации и учитывать, поражение какой ткани (костной, мышечной и т.п.) определяет клиническую картину.
Актуальность своевременного лечения кривошее связана с тем, что при определенных условиях она может давать тяжелые неврологические и соматические осложнения (высокое внутричерепное давление, гипоксическое поражение центральной нервной системы, парезы, ранний остеохондроз позвоночника, сколиозы, мигрени, вертеброгенные нарушения сердечного ритма). Поэтому раннее лечение с использованием средств физической реабилитации (ФР) позволит избежать развития осложнений и патологических состояний.
Возникает необходимость в разработке комплексов ФР при лечении детей с данной патологией.
Работа выполнена в соответствии с планом НИР гуманитарного университета "Запорожский институт государственного и муниципального управления".
Формулирование целей работы.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования было провести сравнительный анализ 2-х комплексов ФР в лечении больных детей с кривошеей 1-го месяца жизни.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. провести комплексное
обследование для выявления
2. разработать общие и
индивидуальные комплексы
3. провести реабилитационные
комплексы и сделать
Материалы и методы исследования. Исследования проводились на базе Запорожской городской детской многопрофильной больницы № 5. Было обследовано 16 детей в возрасте 7 - 21 дней с момента рождения с диагнозом родовая травма шейного отдела позвоночника.
Дети были разделены на II группы: в I-ой группе проводился реабилитационный комплекс без гидрокинезотерапии; во II-ой группе - с гидрокинезотерапией.
До начала проведения реабилитационных мероприятий совместно с врачом невропатологом проводился осмотр пациентов с данной патологией, который включал в себя изучение рефлексов и реакций (рефлекс Моро, Мауса-Клейна, Галанта, Куссмауля, поворот головы лежа на животе, перекрестный экстензоров; реакция сопротивления на сгибание головы, шейная выпрямляющая реакция). Оценка рефлексов и реакций проводилась по системе: О - отсутствует; 1 - частично выражен; 2 - соответствует норме.
После проведенных осмотров при согласовании с лечащим врачом назначались реабилитационные меры с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Реабилитационный комплекс для I-ой группы составил: лечение положением, корригирующий массаж, ЛФК, рекомендации родителям по специфике ухода за детьми с данной патологией, обучение мам элементарным приемам массажа.
Реабилитационный комплекс
для II-ой группы дополнительно включал упражнен
По завершению реабилитационного
комплекса было проведено аналогичное
обследование рефлексов и реакций,
что позволило оценить
Результаты исследования обрабатывались статистически с использованием t критерия Стьюдента.
Результаты исследования.
В таблице описаны результаты обследования детей I-II-ой групп до и после проведения реабилитационных мероприятий.
Таблица 1.
Оценка в баллах рефлексов и реакций детей I-ой и II-ой групп до проведения реабилитационных мероприятий и по завершению реабилитации (n=8 в I и II групп, М+m).
Рефлексы и реакции |
Группа I |
Группа II | ||
Исходный результат |
Конечный результат |
Исходный результат |
Конечный результат | |
Моро |
0,375 + 0,1956 |
1,25 +0,1749* |
0,625 + 0,1956 |
1,75 +0,1749* |
Мауса-Клейна |
0,625 + 0,1956 |
1,375 + 0,1956* |
0,75 + 0,1749 |
2 + 0* |
Поворот головы лежа на животе |
0,625 + 0,1956 |
1 + 0,2020 |
0,5 + 0,2020 |
1,75 + 0,1749* |
Галанта |
0,625 + 0,1956 |
1,375 + 0,1956* |
0,625 + 0,1956 |
2 + 0* |
Куссмауля |
0,75 + 0,1749 |
1,625 + 0,1956* |
0,875 + 0,1336 |
1,75 + 0,1749* |
Шейная выпрямляющая |
0,75 + 0,1749 |
1,75 + 0,1749* |
0,625 + 0,1956 |
1,5 + 0,202* |
Сгибание головы |
0,5 + 0,0288 |
1,375 + 0,1956* |
0,25 + 0,1749 |
1,625 + 0,2223* |
Примечание: * - достоверность различий по сравнению с исходными значениями - р < 0,05.
В I-ой группе суммарное количество баллов до проведения реабилитационных мероприятий составило 34 - это 30,35% от максимально возможного количества (112 баллов), а после проведения реабилитационных мероприятий 82 балла - это 73,21% от максимально возможного количества. Прирост составил 42,86% от исходного уровня.
Во II-ой группе суммарное количество баллов до проведения реабилитационных мероприятий составило 34 - это 30,35% от максимально возможного количества, а после проведения реабилитационных мероприятий 99 балла - это 88,39% от максимально возможного количества. Прирост составил 58,04% от исходного уровня.
Выводы.
1. Использование средств
физической реабилитации в
2. Во II-ой группе, где дополнительно
использовалась
3.Однако следует отметить, что использование в полном объеме всех возможных реабилитационных мероприятий (особенно гидрокинезотерапии) затруднено из-за: раннего неонатального возраста; острого периода заболевания; социального фактора (отказ родителей, невозможность контроля на дому), что в конечном итоге ограничивает возможность применения данного метода.
4. Полученные результаты
позволяют рекомендовать более
широкое включение
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем реабилитации больных с кривошеей.
Литература.
1. Антипкiн Ю.Г. Масаж i фiзкiльтура для дiтей з рiзними захворюваннями та порушеннiми розвитку. - К.: Здоров`я, 1993. - 32 с.
2. Белоусова Т.П. Коррекция позвоночника. - Запорожье, 1996. - 95 с.
3. Богдановська Н.В. Фiзична реабiлiтацiя рiзних нозологiчних груп. - Запорiжжя, 2002. - 136 с.
4. Григорьева Л.А. Натальные спинальные травмы у детей и их электромиографическая характеристика // Вестник новых медицинских технологий. - 1998. - Т.5, №2. - С. 37 - 38.
5. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л.: Медицина, 1998. - 144 с.
6. Погосян М.М. Лечебный массаж. Учебник. - М. "Советский спорт", 2002. - 527 с.
7. Посiбник з неонатологii: Пер. з англ. / Джон Клоертi, Енн Старк (Ред.). - К.: Фонд допомоги дiтям Чорнобиля, 2002. - 772 с.
8. Страковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. - Л.: Медицина, 1991. - 160 с.
9. Сушко В.Ф., Каминская С.Ф., Белоус Т.И. Лечение врожденной мышечной кривошеи // Здоровье Казахстана. - 1986. - № 4. - С.69 - 71.
10. Холкина Г.Ф. Клиника и диагностика родовой спинальной травмы у новорожденных детей. - Новокузнецк, 1983. - С. 3 - 41.