Особенностью отечественной системы
здравоохранения является широкая сеть
амбулаторно-поликлинических учреждений
и в частности поликлиник, объединяющих
в рамках одной организации участковых
врачей-терапевтов и врачей-специалистов.
Такая организация облегчает взаимодействие
врачей разных специальностей при оказании
медицинской помощи пациентам.
Совершенствование системы
здравоохранения - одно из коренных условий
успешной реализации стратегии социально-экономического
развития страны, а состояние здоровья
населения — важнейшая цель этого развитии.
Решение такой масштабной проблемы как
улучшение охраны здоровья населения
страны требует разработки и утверждения
специального общенационального проекта,
включающего Национальную доктрину охраны
здоровья населения России.
В системе здравоохранения накопились
серьезные проблемы, требующие безотлагательного
решения. К их числу относятся:
· декларативность государственных гарантий
бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность
с имеющимися финансовыми ресурсами;
· отсутствие национальной доктрины охраны
здоровья населения страны, системы государственных
приоритетов охраны здоровья людей;
· отставание законодательной базы от
нужд развития здравоохранения;
· неэффективность сложившейся бюджетно-страховой
системы финансирования здравоохранения,
которая не способна обеспечить рациональное
использование средств для повышения
доступности и качества медицинской помощи,
преодоления структурных диспропорций
в отрасли;
· низкая эффективность использования
имеющегося ресурсного потенциала системы
здравоохранения, работы первичного амбулаторно-поликлинического
звена, неоправданно медленные темпы структурных
преобразований в отрасли;
· недостаточно эффективная организация
оказания первичной медико-санитарной
помощи;
· низкая мотивация организаций и работников
здравоохранения к качественной работе
и профессиональному росту;
· большой отток кадров из первичного
звена и экстренных служб;
· значительный износ основных фондов.
Влиятельным фактором низкого качества
медицинских услуг является крайне не
достаточная оснащенность медицинских
учреждений медицинским оборудованием,
автотранспортом.
Дальнейшее ограничение доступности
и снижение качества медицинской помощи
неминуемо приведет:
· к ухудшению показателей репродуктивного
здоровья и здоровья новорожденых;
· к росту заболеваемости, преждевременной
смертности и инвалидности населения;
· к сокращению масштабов и снижению результативности
профилактики заболеваний.
Помимо очевидных социально-политических
последствий, это может потребовать очень
больших дополнительных затрат в будущем
на восстановление утраченного трудового
потенциала российского общества.
Доступность медицинской помощи - это
свободный доступ к службам здравоохранения
вне зависимости от географических, экономических,
социальных, культурных, организационных
или языковых барьеров.
Доступность медицинской помощи обусловлена:
· сбалансированностью возможностей
государства и медицинскими ресурсами
страны:
· наличием и уровнем квалификации медицинских
кадров;
· адекватным финансирование отрасли;
· доступным транспортом;
· возможностью свободного выбора специалиста
и учреждения;
· уровнем общественного образования
в области профилактики;
· распределением медицинских технологий
на территориях;
· качеством медицинской помощи.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА
На основе анализа ситуации в стране
Путин В.В. (будучи президентом, а потом
премьер-министром) подписал два основополагающих
документа:
Об
утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 г. (указ Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г.)
Концепция
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.)
Цели Концепции
развития здравоохранения:
Превышение
финансирования здравоохранения к 2020
году 5% от ВВП.
Остановка убыли
населения к 2011 году и доведение численности
до 145 млн. человек к 2020 году.
Увеличение
ожидаемой продолжительности жизни населения
до 75 лет.
Снижение общего
коэффициента смертности до 10 (общий коэффициент
смертности — это число умерших от всех
причин на 1000 человек в год).
Формирование
здорового образа жизни населения, в том
числе снижение распространённости употребления
табака до 25% и снижение потребление алкоголя
до 9 л в год на душу населения.
Главная цель
— обеспечить население бесплатной, гарантированной
государством, качественной медицинской
помощью.
Задачи
Концепции развития здравоохранения
В смысловой части Концепции выделены
два больших раздела. Первый раздел –
это сохранение здоровья населения на
основе формирования здорового образа
жизни. Второй – это гарантированное обеспечение
населения качественной медицинской помощью.
Создание условий,
возможностей и мотивации населения для
ведения здорового образа жизни.
Совершенствование
системы организации медицинской помощи.
Конкретизация
государственных гарантий оказания гражданам
бесплатной медицинской помощи.
Создание эффективной
модели управления финансовыми ресурсами
программы государственных гарантий.
Улучшение лекарственного
обеспечения граждан в амбулаторных условиях
в рамках системы обязательного медицинского
страхования (ОМС).
Повышение квалификации
медицинских работников и создание системы
мотивации их к качественному труду.
Развитие медицинской
науки.
Информатизация
здравоохранения.
Все мероприятия, направленные на реализацию
концепции, будут осуществляться в несколько
этапов — обкатка в «пилотных» регионах
(2010-2015) и последующее тиражирование на
всю территорию страны (2016-2020) с выходом
на необходимые, с точки зрения эффективности,
объёмы мероприятий для достижения целевых
значений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги работы.
Здравоохранение – совокупность государственных
и общественных мер социально-экономического
медицинского характера, проводимых с
целью организации медицинской помощи,
сохранения и повышения уровня здоровья
каждого отдельного человека и населения
в целом. Меры по охране здоровья строятся
на принципах:
профилактики,
общедоступности медицинской помощи,
обязательного медицинского страхования,
неразрывной связи медицинской науки
и практики здравоохранения,
активного участия государства и общественности
в деле здоровья насе-ления.
Совершенствование
организации медицинской помощи на догоспитальном
и госпитальном этапах в течение последних
лет привело к значительным изменениям
в структуре амбулаторно-поликлинического
и стационарного этапов оказания медицинской
помощи населению. Реформа управления
и финансирования здравоохранения Российской
Федерации, внедрение медицинского страхования
граждан предъявили новые требования
к врачу, оказывающему первичную медицинскую
помощь на догоспитальном этапе лечения,
вне зависимости от формы собственности,
территориальной подчиненности и ведомственной
принадлежности.
Основными принципами отечественного
практического здравоохранения являются
профилактика и соблюдение прав человека
и граждан в области охраны здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лукашов A.M.,
Калмыкова Н.М., Акопян А.С., Шиленко
Ю.В. Здоровье. Общество. Здравоохранение.
– М., 2002.
2. Социальная
медицина. Учебник. – Под ред. В.С.
Лучкевича. – М., 2004.
3. Черносвитов
Е.В. Социальная медицина как одна из базовых
основ социального государства. // Мир
России. 2005. №1.
4. Черносвитов
Е.В. Социальная медицина. – М.: Академический
проект, 2003.
5. Шишкин С., Потапчик E., Селезнева E. (2013).
Частный сектор здравоохранения в России:
состояние и перспективы развития // Вопросы
экономики. № 4. С. 94-112.