Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 16:20, реферат
Описание работы
Каждый возрастной период - грудной, детский, подростковый и юношеский - характеризуется специфическими особенностями роста отдельных частей тела. В каждом возрастном периоде организм ребенка обладает рядом характерных особенностей, присущих только этому возрасту. Между организмом ребенка и взрослого существуют не только количественные различия (размеры тела, его масса), но и, прежде всего, качественные.
Мезодерма на границе между сомитами
и спланхноплеврой образует нвфротомы
(сегментарные ножки), из которых развиваются
канальцы первичной почки, половые железы.
Из дорсальной части мезодермы - сомитов
- образуется три зачатка. Переднемедиальный
участок сомитов (склеротом) идет на построение
скелетной ткани, дающей начало хрящам
и костям осевого скелета - позвоночника.
Латеральнее него лежит миотом, из которого
развивается скелетная мускулатура. В
заднелатеральной части сомита находится
участок - дерматом, из ткани которого
образуется соединительнотканная основа
кожи - дерма.
В головном отделе на каждой стороне
зародыша из эктодермы на 4-й неделе формируются
зачатки внутреннего уха (вначале слуховые
ямки, затем слуховые пузырьки) и будущий
хрусталик глаза. В это же время перестраиваются
висцеральные отделы головы, которые вокруг
ротовой бухты образуют лобный и верхнечелюстные
отростки. Кзади (каудальнее) этих отростков
видны контуры нижнечелюстной и подъязычной
(гиоидной) висцеральной дуг.
На передней поверхности туловища зародыша
видны возвышения: сердечный, а за ним
- печеночный бугры. Углубление между этими
буграми указывает на место образования
поперечной перегородки - одного из зачатков
диафрагмы. Каудальнее печеночного бугра
находится брюшной стебелек, содержащий
крупные кровеносные сосуды и соединяющий
эмбрион с плацентой (пупочный канатик).
Длина зародыша к концу 4-й недели равна
4-5 мм.
2.1 Пятая-восьмая недели
В период с 5-й по 8-ю неделю жизни эмбриона
продолжается формирование органов (органогенез)
и тканей (гистогенез). Это время раннего
развития сердца, легких, усложнение строения
кишечной трубки, формирования висцеральных
дуг, образование капсул органов чувств.
Нервная трубка полностью замыкается
и расширяется в головном отделе (будущий
головной мозг). В возрасте около 31-32 дней
(5-я неделя) длина зародыша равна 7,5 мм.
На уровне нижних шейных и 1-го грудного
сегментов тела появляются плавниковоподобные
зачатки (почки) рук. К 40-му дню образуются
зачатки ног.
На 6-й неделе (теменно-копчиковая длина
зародыша - 12 - 13 мм) заметны закладки наружного
уха, с конца 6-7-й недели - закладки пальцев
рук, а затем ног.
К концу 7-й недели (длина зародыша - 19-20
мм) начинают формироваться веки. Благодаря
этому глаза обрисовываются более четко.
На 8-й неделе (длина зародыша 28-30 мм) заканчивается
закладка органов зародыша. С 9-й недели,
т.е. с начала 3-го месяца, зародыш (теменно-копчиковая
длина 39-41 мм) принимает вид человека и
называется плодом.
2.2 Третий-девятый месяцы
Начиная с трех месяцев и в течение всего
плодного периода происходят дальнейший
рост и развитие образовавшихся органов
и частей тела. В это же время начинается
дифференцирование наружных половых органов.
Закладываются ногти на пальцах. С конца
5-го месяца (длина 24,3 см) становятся заметными
брови и ресницы. На 7-м месяце (длина 37,1
см) открываются веки, начинается накапливаться
жир в подкожной клетчатке. На 10-м месяце
(длина 51 см) плод рождается.
2.3 Критические периоды
онтогенеза
В процессе индивидуального развития
имеются критические периоды, когда повышена
чувствительность развивающегося организма
к воздействию повреждающих факторов
внешней и внутренней среды. Выделяют
несколько критических периодов развития.
Такими наиболее опасными периодами являются:
1) время развития половых клеток
- овогенез и сперматогенез;
2) момент слияния половых клеток
- оплодотворение;
4) формирование зачатков осевых
органов (головного и спинного
мозга, позвоночного столба, первичной
кишки) и формирование плаценты (3-8-я
неделя развития);
5) стадия усиленного роста головного
мозга (15-20-я неделя);
6) формирование функциональных
систем организма и дифференцирование
мочеполового аппарата (20-24-я неделя
пренатального периода);
7) момент рождения ребенка и
период новорожденности - переход
к внеутробной жизни; метаболическая
и функциональная адаптация;
8) период раннего и первого
детства (2 года - 7 лет), когда заканчивается
формирование взаимосвязей между
органами, системами и аппаратами
органов;
9) подростковый возраст (период
полового созревания - у мальчиков
с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет).
Одновременно с быстрым ростом органов
половой системы активизируется эмоциональная
деятельность.
3. Постнатальный онтогенез
3.1 Период новорожденности
Сразу после рождения наступает период,
называемый периодом новорожденности.
Основанием для этого выделения служит
тот факт, что в это время имеет место вскармливание
ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Новорожденные
в начальном периоде приспособления к
условиям внеутробной жизни разделяются
по уровню зрелости на доношенных и недоношенных.
Внутриутробное развитие доношенных детей
длится 39-40 нед., недоношенных - 28-38 нед.
При определении зрелости учитывают не
только эти сроки, но и массу (вес) тела
при рождении.
Доношенными считаются новорожденные
с массой тела не менее 2500 г (при длине
тела не менее 45 см), а недоношенными - новорожденные,
имеющие массу тела меньше 2500 г. Кроме
массы и длины, учитывают и другие размеры,
например обхват груди в соотношении с
длиной тела и обхват головы в соотношении
с обхватом груди. Считается, что обхват
груди на уровне сосков должен быть больше
0,5 длины тела на 9-10 см, а обхват головы
- больше обхвата груди не более чем на
1-2 см.
3.2 Грудной период
Следующий период - грудной - продолжается
до года. Начало этого периода связано
с переходом к питанию "зрелым" молоком.
Во время грудного периода наблюдается
наибольшая интенсивность роста, по сравнению
со всеми остальными периодами внеутробной
жизни. Длина тела увеличивается от рождения
до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается.
С 6 мес. начинают прорезываться молочные
зубы. В грудном возрасте ярко выражена
неравномерность в росте тела. В первом
полугодии грудные дети растут быстрее,
чем во втором. В каждом месяце первого
года жизни появляются новые показатели
развития. В первый месяц ребенок начинает
улыбаться в ответ на обращение к нему
взрослых, в 4 мес. настойчиво пытается
встать на ножки (при поддержке), в 6 мес.
пытается ползать на четвереньках, в 8
- делает попытки ходить, к году ребенок
обычно ходит.
3.3 Период раннего детства
Период раннего детства длится от 1 года
до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается
прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные
и относительные величины годичных приростов
размеров тела быстро уменьшаются.
3.4 Период первого детства
С 4 лет начинается период первого детства,
который заканчивается в 7 лет. Начиная
с 6 лет появляются первые постоянные зубы:
первый моляр (большой коренной зуб) и
медиальный резец на нижней челюсти.
Возраст от 1 года до 7 лет называют также
периодом нейтрального детства, поскольку
мальчики и девочки почти не отличаются
друг от друга размерами и формой тела.
3.5 Период второго детства
Период второго детства длится у мальчиков
с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет. В этот
период выявляются половые различия в
размерах и форме тела, а также начинается
усиленный рост тела в длину. Темпы роста
у девочек выше, чем у мальчиков, так как
половое созревание у девочек начинается
в среднем на два года раньше. Усиление
секреции половых гормонов (особенно у
девочек) обусловливает развитие вторичных
половых признаков. Последовательность
появления вторичных половых признаков
довольно постоянна. У девочек вначале
формируются молочные железы, затем появляются
волосы на лобке, потом - в подмышечных
впадинах. Матка и влагалище развиваются
одновременно с формированием молочных
желез. В гораздо меньшей степени процесс
полового созревания выражен у мальчиков.
Лишь к концу этого периода у них начинается
ускоренный рост яичек, мошонки, а затем
- полового члена.
3.6 Подростковый период
Следующий период - подростковый - называется
также периодом полового созревания, или
пубертатным периодом. Он продолжается
у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12
до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее
увеличение скоростей роста - пубертатный
скачок, который касается всех размеров
тела. Наибольшие прибавки в длине тела
у девочек имеют место между 11 и 12 годами,
по массе тела - между 12 и 13 годами. У мальчиков
прибавка в длине наблюдается между 13
и 14 годами, а прибавка в массе тела - между
14 и 15 годами. Особенно велика скорость
роста длины тела у мальчиков, в результате
чего в 13,5-14 лет они обгоняют девочек по
длине тела. В связи с повышением активности
гипоталамо-гипофизарной системы формируются
вторичные половые признаки. У девочек
продолжается развитие молочных желез,
наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных
впадинах. Наиболее четким показателем
полового созревания женского организма
является первая менструация.
В подростковый период происходит интенсивное
половое созревание мальчиков. К 13 годам
у них происходит изменение (мутация) голоса
и появляются волосы на лобке, а в 14 лет
появляются волосы в подмышечных впадинах.
В 14-15 лет у мальчиков появляются первые
поллюции (непроизвольные извержения
спермы).
У мальчиков, по сравнению с девочками,
более продолжителен пубертатный период
и сильнее выражен пубертатный скачок
роста.
3.6 Юношеский возраст
Юношеский возраст продолжается у юношей
от 18 до 21 года, а у девушек - от 17 до 20 лет.
В этот период в основном заканчиваются
процесс роста и формирование организма
и все основные размерные признаки тела
достигают дефинитивной (окончательной)
величины.
В юношеском возрасте завершается формирование
половой системы, созревание репродуктивной
функции. Окончательно устанавливаются
овуляторные циклы у женщины, ритмичность
секреции тестостерона и выработка зрелой
спермы у мужчины.
3.7 Зрелый, пожилой, старческий
возраст
В зрелом возрасте форма и строение тела
изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина
тела остается постоянной, а потом начинает
уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте
происходят постепенные инволютивные
изменения организма.
4. Индивидуальные различия
в процессе роста и развития
Индивидуальные различия в процессе
роста и развития могут варьироваться
в широких пределах. Существование индивидуальных
колебаний процессов роста и развития
послужило основанием для введения такого
понятия, как биологический возраст, или
возраст развития (в отличие от паспортного
возраста).
Основными критериями биологического
возраста считаются:
1)"скелетная зрелость" (порядок
и сроки окостенения скелета);
2)"зубная зрелость" (сроки
прорезывания молочных и постоянных
зубов);
3) степень развития вторичных
половых признаков. Для каждого
из этих критериев биологического
возраста - "внешнего" (кожные покровы),
"зубного" и "костного" - разработаны
оценочные шкалы и нормативные
таблицы, позволяющие определить
хронологический (паспортный) возраст
по морфологическим особенностям.
4.1 Факторы, влияющие на
индивидуальное развитие
Факторы, влияющие на индивидуальное
развитие (онтогенез), подразделяются
на наследственные и средовые (влияние
внешней среды).
Степень наследственного (генетического)
влияния неодинакова на разных этапах
роста и развития. Воздействие наследственных
факторов на тотальные размеры тела усиливается
от периода новорожденное™ ко второму
детству с последующим ослаблением к 12-15
годам.
Влияние факторов внешней среды на процессы
морфофункционального созревания организма
отчетливо прослеживается на примере
сроков менархе (менструации). Исследования
процессов роста у детей и подростков
в различных географических зонах показали,
что климатические факторы почти не оказывают
влияние на рост и развитие, если условия
обитания не являются экстремальными.
Адаптация к экстремальным условиям вызывает
столь глубокую перестройку функционирования
всего организма, что не может не сказаться
на процессах роста.
4.2 Размеры и пропорции,
масса тела
Среди размеров тела выделяют тотальные
(от фр. total - целиком) и парциальные (от
лат. pars - часть). Тотальные (общие) размеры
тела - основные показатели физического
развития человека. К ним относятся длина
и масса тела, а также обхват груди. Парциальные
(частичные) размеры тела являются слагаемыми
тотального размера и характеризуют величину
отдельных частей тела.
Размеры тела определяются при антропометрических
обследованиях различных контингентов
населения.
Большинство антропометрических показателей
имеет значительные индивидуальные колебания.
В табл.2 приведены некоторые Усредненные
антропометрические показатели в постнатальном
онтогенезе.
Пропорции тела зависят от возраста и
пола человека (рис.4). Длина тела и ее возрастные
изменения, как правило, индивидуальны.
Так, например, различия в длине тела новорожденных
при нормальной по срокам беременности
лежат в пределах 49-54 см. Наибольший прирост
длины тела детей наблюдается на первом
году жизни и составляет в среднем 23,5 см.
В период от 1 до 10 лет этот показатель
постепенно уменьшается в среднем на 10,5
- 5 см в год. С 9-летнего возраста начинают
появляться половые различия в скорости
роста. Масса тела с первых дней жизни
и примерно до 25 лет у большинства людей
постепенно увеличивается, а затем остается
без изменений.
align="LEFT" hspace="13" border="0"
/>
Рис.4. Изменения пропорций отделов тела
в процессе роста человека.
КМ - средняя линия. Цифры справа показывают
соотношения частей тела у детей и взрослых,
цифры внизу – возраст.
После 60 лет масса тела, как правило, начинает
постепенно уменьшаться, главным образом
в результате атрофических изменений
в тканях и уменьшения содержания в них
воды. Общая масса тела складывается из
ряда компонентов: массы скелета, мускулатуры,
жировой клетчатки, внутренних органов
и кожи. У мужчин средняя масса тела 52-75
кг, у женщин - 47-70 кг.
В пожилом и старческом возрасте прослеживаются
характерные изменения не только размеров
и массы тела, но и его строения; эти изменения
изучает специальная наука геронтология
(gerontos - старик).