Особенности сестринского ухода за недоношенными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 20:49, доклад

Описание работы

К недоношенным относят детей, родившихся до истечения 37 нед беременности и имеющих массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см.
Факторы риска рождения недоношенного ребенка можно разделить на три большие группы:
1. социально-экономические и демографические факторы - производственные вредности, внебрачные роды, ухудшение экологической обстановки, «сексуальная революция», скрытое голодание женщин вследствие обнищания населения и т. 2. социально-биологические факторы - слишком юный (до 18 лет) и возраст матери старше 30 лет; влияние возраста, и состояние здоровья отца не менее важно (моложе 18 и старше 50 лет).
3. клинические факторы.

Файлы: 1 файл

39 больница.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Дыхание редкое, очень поверхностное, нерегулярное и часто сопровождается экспираторным хрюканьем. Брадикардия нарастает пропорционально степени снижения температуры.

Неотложная помощь: Новорожденный должен согреваться медленно. Температура в инкубаторе надо установить на 1,50 выше, чем накожная температура в области живота. Кожная температура должна измеряться каждые 15 мин.

Ступени обогрева ребенка после охлаждения.

  • Холодовой стресс средней интенсивности:
    1. Контролирование температуры инкубатора или обогрева излучением и сравнение ее с более ранней температурой. Повторные измерения температуры ребенка каждые 15 мин.
    2. Если ребенок все еще холодный, можно еще добавить 10 и одеть шапочку на голову ребенка.
    3. Повторить контроль температуры через 15 мин.
    4. Отметить изменения мониторинга цвета кожи, дыхания и ритма сердца. Чтобы наблюдать, как младенец переносит изменения температуры.

Обычно этих ступеней достаточно, чтобы в целом согреть ребенка.

  • Тяжелый холодовой стресс:
    1. Повторить ступени 1 – 4.
    2. Можно подложить грелку с теплой водой, матрасик. Если первые мероприятия не достаточны. Грелки могут вызвать термические ожоги. Если не проводить мониторирование или не делать эти описанные шаг за шагом этапы, а проводить обогревание слишком быстро – это может привести к обезвоживанию, апноэ, брадикардии или одышке.

.

    1. Правила работы с кувезом.

В первые дни и недели жизни глубоконедоношенные дети или недоношенные в тяжелом состоянии выхаживаются в кувезах. Кувез поддерживает необходимую для новорожденного постоянную температуру, влажность воздуха и концентрацию кислорода в требуемых пределах.

    1. Влияние сенсорных раздражителей на новорожденного.

К сенсорным раздражителям, влияющим на новорожденного ребенка, относятся свет, звук и тактильные раздражения.

Сенсорная стимуляция может играть огромную роль в неврологическом и физическом созревании преждевременно рожденных детей. Если маленького, недоношенного ребенка ежедневно стимулировать прикосновениями, часто поворачивать, укачивать, укутывать и беседовать с ним, то будут более быстрое развиваться функции высшей нервной деятельности, и этот прогресс будет продолжаться в течение последующих месяцев после выписки их больницы.

Простое поглаживание недоношенного ребенка по 5 минут каждый час в течение 2 недель улучшает перистальтику кишечника, вызывает адекватный плач, повышает активность и, возможно, рост ребенка. Известно исследование, когда одного из идентичных близнецов часто укачивали, а второго – нет. Первый рос быстрее.

Однако существуют и другие данные, согласно которым любая манипуляция (в том числе и простое поглаживание младенца) приводит к кратковременной гипоксии. Таким образам, объем ранней стимуляции должен соответствовать стадии развития, индивидуальным потребностям и должна учитываться опасность избыточной стимуляции на незрелый организм. Метод «кенгуру» эффективен даже у экстремально недоношенных

Повышенная освещенность на протяжении длительного времени, например при проведении курса фототерапии, влияет на биологические ритмы, приводит к снижению реакции и ориентации на световые и звуковые раздражители в течение многих дней после окончания воздействия светового раздражителя. Наиболее ранимы, оказались дети с массой тела до 1000 гр.

Выявлены также и поведенческие нарушения в группе детей, находящихся при ярком освещении.

Также повреждающим признан и уровень шума в отделении интенсивной терапии. Кроме того, такой уровень звуковых раздражителей может усиливать повреждающий эффект ототоксических препаратов.

    1. Физическая реабилитация.

Практически все недоношенные дети нуждаются в физической реабилитации: массаж, упражнения в воде, для чего необходимы специальное помещение с ваннами и обученный персонал. К реабилитации незрелых детей необходимо привлекать родителей, прежде всего мать (общение в палате, «кенгуру» — контакт «кожа к коже»).

Физическое развитие недоношенных детей зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний, особенностей конституции и индивидуального ухода за ними.

На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, включающие в себя игры, гимнастику, массаж и т. д.

У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают улыбаться, следить за движущимися предметами и т. д.

Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, должны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г — на 1-1,5 месяца раньше.

На втором году жизни недоношенный ребенок может выполнять такие же физические упражнения, как и его доношенные ровесники.

Каждому упражнению должен предшествовать массаж соответствующего участка тела. Так, прежде чем выполнять движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

  1. Выписка недоношенных детей из стационара.

  1. Перевод недоношенных детей на II этап выхаживания определяется возрастом в днях, массой тела, клиническим состоянием.

Недоношенные дети с массой тела до 1500 гр подлежат переводу отделения II этапа на 7 – 8-й день после рождения, дети с массой тела выше 1500 гр и новорожденные с заболеваниями неинфекционной этиологии, родившиеся с массой тело до 2500 гр, подлежат переводу на 5 – 6-й день после рождения.

Перевод новорожденных из родовспомогательных учреждений производится после согласования с заведующим специализированным отделением или главным врачом больницы, куда переводится ребенок.

  1. Выписка недоношенных детей из специализированных отделений II этапа

на педиатрический участок осуществляется при отсутствии противопоказаний, наличии стойкой адаптации к внешней среде (самостоятельное сосание, регулярная прибавка массы тела (при выписке 2200—2300 г и более), достаточная терморегуляция) и, как правило, после вакцинации БЦЖ. Выписку детей, которым прививки БЦЖ не делали, осуществляют только с разрешения противотуберкулезного диспансера.

  1. Темпы физического и нервно-психического развития недоношенных детей.

Физическое развитие характеризуется более высокими темпами нарастания массы и длины тела в течение первого года жизни. Чем меньше масса тела и длина недоношенного при рождении, тем интенсивнее увеличение этих показателей в течение года. К концу первого года жизни масса тела увеличивается следующим образом:

  • при массе тела новорожденного 800 – 1000 г – в 8 – 10 раз;
  • при массе тела новорожденного 1001 – 1500 г – в 6 – 7 раз;
  • при массе тела новорожденного 1501 – 2000 г – в 5 – 7 раз;
  • при массе тела новорожденного 2001 – 2500 г – в 4 – 5 раз.

В этот же возрастной период рост недоношенного 65 – 75 см, т.е. увеличивается на 30 – 35 см.

Масса тела нарастает неравномерно. Первый месяц жизни оказывается наиболее сложным периодом адаптации, особенно для глубоко недоношенного ребенка. Первоначальная масса тела у него уменьшается на 10 – 12 % (у доношенного на 5 – 7%); восстановление происходит медленно: у недоношенных III – IV степени нередко масса тела достигает первоначальных цифр лишь к концу 1-го месяца жизни и более интенсивно начинает увеличиваться со 2-го месяца.

Несмотря на высокие темпы развития, первые 2 – 3 года жизни недоношенные дети по показателям массы тела и роста отстают от сверстников, родившихся доношенными. В дальнейшем у детей, рожденных преждевременно, чаще наблюдаются астения и инфантильность. Но ряд детей имеет показатели физического развития, соответствующие доношенным сверстникам.

Дети со II –III степенью недоношенности начинают фиксировать взор, удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно вставать и ходить, произносить первые слова на 1 – 3 мес позже своих доношенных сверстников и догоняют их в течение 2-го года жизни (дети с I степенью недоношенности – к концу 1-го года).

  1. Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми.

Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает:

  1. дифференцированный контроль за:
  • физическим и нервно-психическим развитием,
  • показателями периферической крови,
  1. систематические осмотры специалистами:
  • невропатолог,
  • ортопед,
  • окулист,
  • по показаниям — хирург, аллерголог и т. п.
  1. индивидуальные оздоровительные и закаливающие процедуры в зависимости от наличия нарушений развития,
  1. подбор адекватной профилактики рахита и анемии,
  2. индивидуального прививочного календаря.

Первичный патронаж к недоношенному ребенку должен быть осуществлен в 1-е сутки после выписки из роддома. Кратность наблюдения врачом на дому – не менее 4 раз за 1-й месяц, патронажной сестрой – в 1-ю половину месяца ежедневно, во 2-ю – через день; 2 раза в месяц в I полугодии; 1 раз в месяц во II полугодии; 2 – й и последующие годы – 1 раз в 2 – 3 меся на втором году, затем 2 раза в год.

Врач и сестра следят за динамикой массы тела, проводят коррекцию питания, осуществляют мероприятия по профилактике рахита, гипотрофии, анемии и других заболеваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ УХОДЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМ РЕБЕНКОМ.

Сестринский процесс – это метод последовательного систематического осуществления медицинской сестрой профессионального ухода.


В сестринском процессе выделяют пять основных компонентов или этапов.

На всех этапах сестринского процесса необходимыми условиями его осуществления являются:

    • профессиональная компетентность медицинской сестры, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации полученных данных;
    • доверительная обстановка, достаточное время;
    • конфиденциальность;
    • участие матери новорожденного и, если необходимо других лиц;
    • участие других медицинских работников.
  1. Этапы сестринского процесса. Краткая характеристика сестринского процесса.

I этап – медицинское сестринское обследование: оценка ситуации и определение проблем пациента, которые наиболее эффективно решаются посредством сестринского ухода.

Задача медицинской сестры – обеспечить мотивированный индивидуализированный уход.

При этом медицинская сестра должна оценить следующие группы параметров:

  1. состояние основных функциональных систем организма недоношенного ребенка;
  2. эмоциональное состояние матери после преждевременных родов, интеллектуальный фон и диапазон адаптации к стрессам;
  3. сведения о здоровье отца и матери до беременности и особенности течения данной беременности с целью выявления антенатальных факторов риска;
  4. социологические и социальные данные;
  5. сведения об окружающей среде и профессиональных вредностях обоих родителей в плане положительного и отрицательного влияния («факторы риска»).

Цель:

  • сформировать информационную базу данных о недоношенном новорожденном в момент поступления в отделение.
  • определить существующие проблемы пациента, выделить приоритетные и потенциальные проблемы.
  • определить, в каком уходе нуждается недоношенный ребенок.

Основные действия:

  • сбор данных для медсестринской истории болезни;
  • проведение физического обследования;
  • сбор лабораторных данных;
  • интерпретация данных:
  1. оценка значимости данных;
  1. формирование групп данных, формулирование проблем пациента.

II этап – постановка целей:

  1. краткосрочных – направленных на восстановление и поддержание жизненно важных функций организма, позволяющих выжить и приспособиться недоношенному ребенку к внеутробной среде.
  2. долгосрочных – направленных на проведение профилактических мероприятий относительно возможных осложнений и фоновых заболеваний, решение медико-психологических проблем возникающих при работе с недоношенным новорожденным и дальнейшую реабилитацию преждевременно рожденного ребенка.

III этап – планирование сестринской помощи и ухода: это подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения целей ухода.

При составлении плана ухода медицинская сестра может руководствоваться стандартом сестринской практики. Ассоциация медицинских сестер России 10 июня 1998 года утвердила «Стандарты практической деятельности медицинской сестры».

Цель: разработать тактику достижения поставленных целей, определить критерии их выполнения.

Основные действия:

  • определение необходимых мероприятий;
  • определение первоочередных действий;
  • консультации;
  • написание медсестринского плана.

IV этап – реализация плана сестринского ухода.

Информация о работе Особенности сестринского ухода за недоношенными детьми