Педагогические меры профилактики наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – рассмотреть проблему наркомании среди молодежи и способы ее профилактики.
Задачи работы:
проанализировать развитие наркомании среди молодежи в России;
рассмотреть педагогические меры профилактики

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
3
Развитие наркомании среди молодежи в России…………………..
4
Педагогические меры профилактики наркомании………………...
9
Заключение…………………………………………………………………..
12
Список литературы………………………………………………………….
15

Файлы: 1 файл

ГИГИЕНА наркомания.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

 

Организация мероприятий  по профилактике наркомании строится на   основе целевых программ, объединенных общей концепцией  профилактической работы.

Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации,   препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их  употребления.

Любая профилактическая программа  должна включать в себя  определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

  • Распространение информации о причинах, формах и последствиях  злоупотребления наркотическими средствами.
  • Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
  • Предоставление альтернатив наркотизации.

Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических  особенностей личности.

Целевая работа с группой  риска - определение групп риска  и  оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

Это общие принципы ведения  профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их  успешной реализации:

  • Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе  обучения и контроль за их усвоением.
  • Влияние на уровень притязаний и самооценку.
  • Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля  ситуации.
  • Возможность привлечения специалистов по профилактике.

Можно сформулировать ряд  правил построения профилактических  программ в школе:

  • Любая работа в области антинаркотического просвещения должна  проводиться только специально обученным персоналом из числа   работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.
  • Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие  человека.
  • Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).

Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни  ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии  антинаркотического просвещения.

Для оценки эффективности  любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Вот чего не следует допускать, работая в области  антинаркотического просвещения:

  • Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.
  • Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.
  • Разового характера действий, направленных на профилактику.  Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.
  • Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся   дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые   сегодня достаточно хорошо информированы.
  • Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков.
  • Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было  причинами.

Подготовка квалифицированных  кадров - одно из важнейших условий  профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.

 

 

Зключение

 

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной  ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это  целый  комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация  сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а   положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня  адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать  лечение на стадии   сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с   распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать   положительного результата. Основной акцент должен ставиться на  профилактические, превентивные меры.

Немедицинское использование  психоактивных препаратов неизбежно  в любом обществе. Понять, какую  роль играют наркотики в жизни  молодых людей необходимо. Употребление наркотиков вносит существенный ущерб  обществу и личности. Основная часть  потребителей наркотиков молодежь и  одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населении.

Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы  антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей.

Но следует учитывать, что в нашей стране антинаркотические  кампании базировались жесткой административной направленности всех мероприятий. Опасения возможной социальной депривации обусловливали уклонение потребителей наркотиков и их родственников от наблюдения, лечения и любых контактов с государством. Профилактические программы должны создаваться не по распоряжению "сверху" и не в едином варианте для всех школ города.

Параллельно необходимы программы  для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не  достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех, кто редко посещает школу или ушел из нее.

Для объективного определения  серьезности и размеров проблемы, связанной с   употреблением наркотиков в немедицинских целях и для оценки эффективности  политики в области наркопотребления необходимо использовать весь объем информации о распространенности данного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социально-культурного порядка. Политика, основывающаяся на  утопической вере, что немедицинское использование наркотических препаратов можно искоренить, не способна изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.    Надеждин А.В., Профилактика наркомании основной путь решения проблемы молодежного наркотизма, http://www.narconon.ru.

2.    Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 2003.

3.    Ковалев В.В. Социальльно-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков, Нарушения поведения у детей и подростков.М., «Медицина», 2002.

4.    Низский Вадим, «Девятый вал» наркомании идет на нас, РИА «Новости».

5.    Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. (Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации).

6.    Причины появления наркомании в России, http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html.

17.  Распространение наркомании в России – угроза безопасности семьи, женщин и детей, 2 июня 1998 года, http://www.narcom.ru/content.html.

 


Информация о работе Педагогические меры профилактики наркомании