Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:38, реферат
Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (см. Возраст). В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 г. — для юношей и 16-20 лет — для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст.
Государственное областное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Кольский медицинский колледж
Реферат
На тему:
«Период юношеского возраста».
Выполнила: студентка 1 курса,
15 группы, Ильина Ирина.
Преподаватель:
Скалозуб Лариса Илларионовна
Апатиты
2012
Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (см. Возраст). В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 г. — для юношей и 16-20 лет — для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст. как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.
Юношеский возраст в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.
Юношеский возраст не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического и социального «созревания» протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.
Показатели развития
организма зависят от
Гиппократ разделял людей по типу темперамента: сангвиники – сильный, уравновешенный тип; холерики сильный неуравновешенный тип; флегматики – сильный спокойный тип; меланхолики – слабый, тормозной путь.
В зависимости от особенностей строения тела и выраженности основных функций и метаболических процессов М.В. Черноруцкий (1927) выделил 3 основных конституциональных типа:
1) Гипостеники характеризуются следующими особенностями:
- длинное и узкое туловище,
узкая грудная клетка, длинные
конечности, узкие кости, слабая
мускулатура, сердце малых
- снижение всасывания питательных веществ в кишках, наклонность к гипогликегии, тонус желудка понижен;
- преобладание процессов катаболизма (диссимиляции) над процессами анаболизма (ассимиляции);
- слабая упитанность (слабое жироотложение);
- гипофункция половых желёз и надпочечников;
- склонность к более частому развитию аддисоновой болезни более выраженной реакции на инсулин (в связи с чем необходимо уменьшать его дозу);
- артериальная гипотензия,
склонность к более частому
развитию гипотонической
2) Нормостеники отличаются следующими особенностями:
- нормальные пропорции частей тела (головы, туловища, конечностей);
- среднее развитие костной мышечной систем;
- нормальные величины
артериального давления и
- умеренное жироотложение;
- нормальная интенсивность метаболических процессов и др.
3) Гиперстеники характеризуются следующими особенностями:
- относительно длинное и широкое туловище, относительно короткие конечности, сердце больших размеров, большой живот, объёмистый желудок, длинный кишечник, большие паренхиматозные органы;
- повышенное всасывание питательных веществ в кишках, склонность к гипергликелии и гиперхолестемии, тонус желудка повышен;
- хорошая упитанность,
склонность к развитию
- склонность к развитию
артериальной гипертензии,
- гиперфункция гипофиза,
менее выраженная реакция на
инсулин (в связи с чем,
Основные проблемы юношеского возраста:
Решение этих вопросов
определяется уровнем
Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту, связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности превращаются в «аффективный центр» жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В этом возрасте психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру, когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения.
Юношеский возраст опасен в плане приобретения вредных привычек (пристрастие к наркотикам, алкоголю, табаку и т.п.). В переходном возрасте у человека появляется тяга к новому, необычному, запретному. Многие молодые люди в очень раннем возрасте начинают пробовать легкие наркотики, однако, большая часть подростков не становится наркотически зависимой. О наркомании можно говорить в том случае, если наркотики употребляются часто и человек становится физически зависимым от них. Признаки наркотической зависимости:
- сонливость и сумеречное
состояние чередуется с
- внезапные изменения
настроения и расстройство
- сильно расширенные или суженные зрачки;
- затруднения в речи;
- дрожание, раздражение кожи вокруг носа;
- постоянные просьбы дать денег;
- частые случаи исчезновения из квартиры денег и ценных вещей;
- потеря прежних друзей;
- нерешительность или противоречия при оправданиях отсутствия и при рассказах о друзьях и занятиях вне дома.
Проблемы в питании.
- пристрастие к чипсам, фастфуду, газированным напиткам, энергетикам
- нарушение режима питания
(пища принимается наспех, всухомятку,
что может привести к
Двигательный режим.
У многих юношей и девушек
уменьшается время занятий
Анатомо-физиологические особенности юношеского возраста.
Начало этого возраста совпадает с окончанием процесса полового созревания (пубертатный возраст). В этом возрасте темпы роста тела в длину замедляются, зато увеличивается прирост в весе, в силу чего в конце периода по пропорциям тела и внешнему виду старшеклассники приближаются постепенно к взрослым. В этом возрасте всё ещё продолжается окостенение скелета (оно заканчивается к 24 - 25 годам), но мышцы достигают уже 43 - 44% веса тела, отмечается большой рост мышечной силы и выносливости, снова улучшается координация движений. Старшеклассникам доступны все виды силовых упражнений и упражнений на выносливость, они без вреда для себя могут участвовать в соревнованиях по скоростным видам спорта. Приходит в норму соотношение массы сердца и кровеносных сосудов, частота пульса и высота кровяного давления вплотную приближаются к нормам взрослых, работа сердца становится более устойчивой. Завершается развитие центральной нервной системы, достигает высокого совершенства вторая сигнальная система.
Список используемой литературы: