Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 12:29, реферат
Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате средств для существования. К таким обстоятельствам относятся: болезни, травмы, инвалидность и пр. Они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему здравоохранения, направленную на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
- скорой медицинской помощи (за
исключением санитарно-
- первичной медико-санитарной
помощи в амбулаторно-
- медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Таким образом, законодатель определил, что на территории муниципального района первичная медико-санитарная помощь реализуется в моделях организации медицинской помощи, имеющих определенную структуру - амбулаторно-поликлинических, больничных учреждениях, станциях скорой помощи.
Определяя в указанном законе вопросы местного значения на территории городского округа, законодатель уточнил (пункт 14, части 1 статьи 16), что к ним относится организация оказания:
- скорой медицинской помощи (за
исключением санитарно-
- первичной медико-санитарной
- медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Из данных норм следует, что на уровне муниципального района и городского округа должна оказываться первичная медико-санитарная медицинская помощь, скорая медицинская помощь и медицинская помощь женщинам в период беременности, родов и после родов. Причем в муниципальном районе первичная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно-поликлиническими и больничными учреждениями, а в городском округе законодатель вводит особую форму организации предоставления медицинской помощи в виде стационарно-поликлинических учреждений, которые в 60-70-е годы прошлого столетия получили свое развитие и неоправданно были забыты, а также больничные учреждения. Таким образом, исходя из норм закона, амбулаторно-поликлинические учреждения и часть больничных учреждений в городских округах должны трансформироваться в стационарно-поликлинические учреждения. Кроме того, в городских округах должны быть и больницы.
Вместе с тем, полагаем необходимым внести в законодательство поправку, касающуюся организации предоставления медицинской помощи в муниципальном районе стационарно-поликлиническими организациями, которые существуют в настоящее время. Так центральная районная больница или районная больница имеет в своем составе поликлинику и фельдшерско-акушерские пункты. Эта форма организации оправдана, так как способствует эффективному использованию ресурсов, в то же время в городском округе должны быть амбулаторно-поликлинические организации. В связи с этим необходимо внести соответствующие поправки в законодательство Российской Федерации.
В разделе VIII Основ, устанавливающим гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам, в редакции Федерального закона N 122-ФЗ законодатель уточнил понятия видов медицинской помощи.
1. Так в статье 38 определено: "Первичная
медико-санитарная помощь
Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Объем и порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливается законодательством в области охраны здоровья граждан.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в соответствии с настоящими Основами, является расходным обязательством муниципального образования.
Оказание первичной медико-санитарной помощи может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Таким образом, законодатель, в угоду разграничению финансовых полномочий между уровнями власти, исключил из понятия медико-санитарная помощь, такие ее важнейшие составляющие как проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. С такими изменениями трудно согласиться. Исключение из первичной медико-санитарной помощи санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий может привести к тому, что медицинские учреждения не будут проводить в рамках этой формы организации медицинской помощи такие важные мероприятия как вакцинация, меры по изоляции инфекционных больных и установлению карантина, санитарно-гигиеническая обработка в очагах инфекций и т.д. Не будет должной координации действий при проведении этих мер между муниципальными медицинскими учреждениями и учреждениями и органами санитарно-эпидемиологической службы, которые относятся к компетенции федерального центра. Это приведет к ухудшению проведения профилактических мер.
Законодатель в 1993 году необоснованно включил в первичную медико-санитарную помощь меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства. По сути, они и не входили в структуру этой помощи. Однако их полное исключение Федеральным законом N 122-ФЗ, как представляется, является также неоправданным, поскольку, по сути, в первичную медико-санитарную помощь входят меры по охране здоровья семьи, материнства, отцовства и детства.
Установление порядка оказания первичной медико-санитарной помощи в законе определено в достаточно общей форме - "в соответствии с законодательством". Однако в настоящее время такой порядок не установлен. Порядок предоставления первичной медико-санитарной помощи следует урегулировать федеральным законом о здравоохранении, а также законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним и соответствующими приказами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Ранее такой порядок был установлен Основами, а в 122-ФЗ был не уточнен, а исключен.
Следует отметить, что в соответствии с данным определением первичная медико-санитарная помощь входит в программу обязательного медицинского страхования и финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования и муниципальных бюджетов. При этом законодатель допустил, что государственные, муниципальные и частные организации здравоохранения могут оказывать первичную медико-санитарную помощь по договорам со страховыми медицинскими организациями, не уточнив какой вид страхования они будут осуществлять - обязательное или добровольное медицинское страхование. Таким образом, в данном определении отсутствует четкость в разграничении полномочий по осуществлению финансирования.
Такая двойственность приводит к различному пониманию при определении мер по реструктуризации медицинской помощи. Что должно стать объектом реформирования - медицинская помощь, предоставляемая больному в зоне его первого контакта с системой здравоохранения, или только медицинская помощь, оказываемая указанными учреждениями здравоохранения? Ответ на этот вопрос важен при определении мер по реструктуризации медицинской помощи.
В федеральном законе целесообразно закрепить понятие первичной медико-санитарной медицинской помощи с учетом рекомендаций Алма-Атинской конференции в следующей редакции:
"Первичная медико-санитарная
помощь является
В таком понимании первичная медико-санитарная помощь включает первичную медицинскую помощь, оказываемую с применением простых медицинских технологий на амбулаторном этапе врачами, имеющими врачебную специальность участковый врач, врач общей практики (семейный врач) и специализированную не высокотехнологичную медицинскую помощь, а также санитарно-гигиеническое образование и санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Перечень медицинских технологий, программ санитарно-гигиенического образования и санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, должен утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Следует отметить, что при внесении изменений в данный закон, необходимо будет отсутствующее в Конституции Российской Федерации понятие "медицинское обслуживание", правовой и организационный смысл которого малопонятен, заменить конституционным понятием - медицинская помощь.
В законодательстве, регулирующим сферу здравоохранения, смешиваются классификационные признаки, определяющие технологии оказания медицинской помощи и формы ее организации. Это приводит к нечеткости разделения медицинской помощи по уровням ее оказания. В результате возникают проблемы при практической реализации реструктуризации медицинской помощи и организаций здравоохранения.
Медицинская помощь должна классифицироваться по видам медицинской помощи (первичная и специализированная), по срокам оказания медицинской помощи (плановая и экстренная), этапам оказания (амбулаторная, стационарная), а также типам организаций, предоставляющим медицинскую помощь (поликлиника, диспансер, центр, больница, служба скорой помощи и т.д.).
Сопоставление норм данных законов и положений приказа Минздрава России "О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" от 3 июня 2003 года N 229 (далее - Номенклатура) выявляет несоответствие между разделением видов помощи по уровням власти и номенклатурой учреждений, оказывающих эти виды медицинской помощи, а также дублирование однотипных учреждений.
Анализ законодательства и сложившейся сети учреждений здравоохранения, формализованный Минздравом России в Номенклатуре, позволяет сделать следующие выводы:
- отсутствует согласованная
- редакция норм законов, касающихся
вопросов разграничения
номенклатура сформирована с учетом сложившейся практики, содержит значительное многообразие названий организаций здравоохранения, зачастую с однотипными функциями;
- сложившееся многообразие
Указанные противоречия можно устранить следующим образом:
- определить классификационные
признаки медицинской помощи
и сформировать ее
- модернизировать Номенклатуру, определив
основные типы медицинских
- закрепить законом право
Декларируемые тезисы о необходимости реструктуризации в отрасли, стандартизации в здравоохранении требуют, прежде всего, унификации подходов к типизации организаций здравоохранения.
Часть 3. Модель ситуации. Разбор ситуации.
3.1. Модель ситуации
В городскую больницу №64 г. Москвы обратился гражданин М., житель г. Москвы, в связи с симптомами почечнокаменной болезни. Дежурный врач, изучив его документы (паспорт, страховой медицинский полис обязательного страхования граждан и направление на госпитализацию в больничное учреждение, выданное в частой поликлинике «X»), с учетом удовлетворительного состояния гражданина М. и отсутствия экстренных показаний, отказал в оказании медицинской помощи на том основании, направление на госпитализацию было выдано в учреждении частной системы здравоохранения. Однако ночью состояние больного резко ухудшилось, и вызванная скорая помощь, после оказания первой помощи, увезла его в городскую больницу №3, где он был прооперирован. Как можно квалифицировать с правовой точки зрения действия врача больницы №64?
3.2. Разбор ситуации
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан17, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 48718 и с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ"19, врач городской больницы №64 обязан был оказать помощь, так как:
- больной является гражданином России;
- имеет направление на