Понятие о мутизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

Мутизм (лат. mutus — немой, безгласный) — в психиатрии и неврологии состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими. Является симптомом психомоторного расстройства, может наблюдаться после сотрясения и ушиба мозга, тяжёлой психической травмы, пожара, гибели близких.При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.

Содержание работы

Введение
Понятие о мутизме
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Понятие о Мутизме.pptx

— 2.32 Мб (Скачать файл)

Государственный Медицинский  Университет      г.Семей

 

На тему: « Понятие о мутизме»

Выполнила: Зияшева Э.Е

Группа:237 ОМФ

Проверила: Хисметова А.М

 

 

СРС

 

Семей 2012

  
План:  

 

    • Введение
    • Понятие о мутизме
    • Заключение
    • Список использованной литературы

 

 

Мутизм (лат. mutus — немой, безгласный) — в психиатрии и неврологии состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими. Является симптомом психомоторного расстройства, может наблюдаться после сотрясения и ушиба мозга, тяжёлой психической травмы, пожара, гибели близких.При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.  

Существуют три  большие группы видов мутизма — заболевания, при котором дети неожиданно отказываются говорить все время или лишь в определенных ситуациях:

 

 

 

 

 

Психогенный мутизм

 

Психопатический мутизм

 

Эндогенно-психотический  мутизм

Чаще всего врачи сталкиваются с психогенным мутизмом. Существуют два его варианта:

    • а) невротический, который включает в себя логофобический и истерический.
    • б) патохарактерологический.

 

Все они являются проявлениями невроза, который может быть результатом неожиданной травмирующей ситуации, например присутствия при взрыве автомобиля или чьей-то смерти. Человек как будто теряет дар речи из-за сильного потрясения и молчит после этого несколько недель, кто бы ни пытался с ним разговаривать.

       Истерический и логофобический мутизм

 

    • Истерический мутизм больше свойственен людям, у которых часто меняется настроение, они, как принято говорить, принимают все близко к сердцу, в основном это дети и женщины. Этот вид мутизма довольно быстро проходит, практически не оставляя следов при дальнейшем формировании характера ребенка.

 

    • Проявления логофобического мутизма не так ярко выражены для окружающих, но поддается коррекции он намного сложней. Чаще всего им страдают школьники и подростки. Причиной его становятся не случайные шоковые ситуации, а хронические психические травмы, например травля в школе или постоянные ссоры в семье. При логофобическом мутизме ребенок часто заикается, даже если разговаривает с родными. Такому заболеванию подвержены мнительные, тревожные люди со слабой нервной системой, замкнутые в себе.

  Патохарактерологический мутизм

 

У детей часто  встречается патохарактерологический мутизм. Он проявляется, когда у ребенка резко меняется ситуация в жизни, например родители переезжают в незнакомый город, где новый детский сад, нет друзей, привычных игрушек, или же если малыш неожиданно попадает в больницу. Иногда особо нервные дети могут так отреагировать на исчезновение любимой няни или бабушки.

К такому виду мутизма склонны пугливые малыши, стеснительные, привязчивые. Причем среди любимых людей, в знакомой обстановке такие дети чаще всего разговаривают свободно, а замолкают, лишь попав в непривычное или неприятное для них окружение.

Именно этот вид мутизма родители чаще всего воспринимают как упрямство ребенка, но, пытаясь его перевоспитать, они сталкиваются лишь с ухудшением ситуации, а лишний напор зачастую приводит к непоправимым патологическим изменениям характера ребенка.

  Эндогенно-психотический     мутизм

 

Особняком среди  форм мутизма находятся его эндогенно-психотические формы.

Они встречаются намного реже, чем психогенные, и для того чтобы их вычленить, специалисты должны провести точную дифференциацию диагноза. В этом случае у детей наблюдается странное, необъяснимое поведение, они могут слышать галлюцинации, верить в бредовые идеи. Все это приводит к тому, что пациент замолкает, а врачи диагностируют мутизм.

      Сурдомутизм

 

Сурдогенный, или сурдомутизм, объясняется либо травмой черепа и мозга, например при сильном взрыве, непереносимо громком звуке, изменении давления (баротравме), или же стрессом при испуге.

Это не глухонемота в привычном понимании слова, так как произошедшие изменения чаще всего не длительны и ребенок либо самостоятельно, либо с помощью врачей (психологов, неврологов, логопедов, оториноларингологов) постепенно снова начинает слышать и говорить. При сурдомутизме нет органических поражений ни слухового аппарата, ни коры головного мозга, а механизм развития заболевания такой же, как при истерии.

       Мутизм и аутизм

 

Зачастую избирательный  мутизм проявляется также и у детей-аутистов, но в этом случае отказ говорить скорее следствие того, что у ребенка нет особой потребности в общении.

При аутизме малыш не только не хочет говорить, но и словно оторван от мира, существуя в своем внутреннем эмоциональном пространстве. Он часто словно эхо повторяет слова других людей, говорит о себе в третьем лице, не желает завязывать общение и знакомство ни с детьми, ни со взрослыми. Проявления мутизма у ребенка-аутиста не зависят от ситуации и его окружения.

 

      Лечение мутизма

 

Существует много  методов и способов лечения мутизма . Но главное в лечении - это комплекс мер: психиатрическое, неврологическое, логопедическое и психологическое воздействие. Ведущим является психоневрологическое и психологическое лечение. В лечении союзником врача должны стать и родители, и учителя, и воспитатели!

    • 1. Создать спокойную, доброжелательную обстановку вокруг ребенка, подростка или взрослого человека.
    • 2. Дети особенно нуждаются в понимании, чутком, ласковом отношении. Не наказывать детей сурово. Ведь наказание - тоже психическая травма.
    • 3. Не предъявлять жестких, непосильных требований. Не лишать  обещанных удовольствий.

 

Необходима консультация психолога, а также серьезный  пересмотр своих отношений с  ребенком. Это очень важно, потому что очень многие специалисты, неоднократно сталкивающиеся с мутизмом, настаивают на внутренних причинах, вызвавших нарушение, а следовательно и особом подходе. Лишь учитывая все это, можно надеяться на успешную коррекцию и нормальную коммуникацию ребенка. Особенно важно это, если речь идет об избирательном мутизме, то есть частичному отказу от речи с конкретным человеком или в определенных условиях.

 

       Заключение

 

Итак, из проделанной  мною работы можно сделать такой  вывод: МУТИЗМ - расстройство преимущественно школьного возраста. У взрослых он встречается редко. Формирующаяся речь ребёнка - самая молодая функция психики. Поэтому она чаще всего и ломается под влиянием самых разнообразных вредных факторов. Оттого так распространены в школьном возрасте заикания и мутизмы. Прогноз этого расстройства обычно хороший, нужно только вовремя начать его лечить. Однако это лечение будет неэффективным, если медикам не будут помогать родители и педагоги. Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении. Их не нужно наказывать и требовать от них речи. Известны случаи, когда детей с мутизмом сурово высмеивали, ругали, оскорбляли, унижали, в первые минуты урока вызывали к доске и не отпускали до конца урока (« пока не заговорит») - всё это только ожесточает ребенка, усугубляет его состояние.

В свою очередь, очень хотелось бы видеть своих детей и наше общество полноценными. Чтобы были созданы социальные условия, которые обеспечивали гармоничное развитие личности, удовлетворение духовных запросов человека. Была полная доступность медицинской помощи, велось осуществление просветительных работ среди населения о воспитании детей. Больше было бы литературы и научно - популярных фильмов. Чтобы родители больше уделяли внимания своим детям и умели правильно организовать режим труда, отдыха.. В школах и садах и т.д. правильно организовывали педагогический процесс и распределяли часы занятий и отдыха учащихся с учетом возрастных категорий. Умели заинтересовать ребенка спортом, а не бросали улице, которая может повлиять далеко не в лучшую сторону. Хотелось чтобы родители не бросали ребенка на произвол судьбы и не ругались попросту, и чаще ставили себя на место детей. Взрослые те же дети, только в возрасте!!!

         Список литературы:

 

    • http://mutism.ru/clinic-total
    • http://www.infomama.ru/article/90543.html
    • http://4medical.in/selektivnyj-mutizm/

 

       БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Информация о работе Понятие о мутизме