Права граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:57, реферат

Описание работы

Начнем с того, что права на здоровье, на охрану здоровья и здравоохранение относятся по конституционной классификации к правам третьего поколения. Это означает, что эти права, в отличии, скажем, от права собственности, которое является правом первого поколения, возникли не так давно – в середине XX века. Так, например, в конституциях XVIII-XIX вв. не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека (например, политические) провозглашались.

Файлы: 1 файл

Права граждан РФ в сфере охраны здоровья.docx

— 23.21 Кб (Скачать файл)

1.1 Права граждан Российской Федерации  в сфере охраны здоровья

Право на здоровье является высшим неотчуждаемым  благом человека[1].

Как мы подчеркнули во введении к  работе, охрана здоровья граждан –  одна из основных целей любого перспективного государства, которое не только признает права человека на здоровье, но и  создает механизмы для их реализации.

Что следует понимать под правом человека на здоровье?

Начнем с того, что права на здоровье, на охрану здоровья и здравоохранение  относятся по конституционной классификации  к правам третьего поколения. Это означает, что эти права, в отличии, скажем, от права собственности, которое является правом первого поколения, возникли не так давно – в середине XX века[2]. Так, например, в конституциях XVIII-XIX вв. не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека (например, политические) провозглашались.

В России (а точнее еще в СССР) право на здоровье впервые на конституцонном уровне было провозглашено в Конституции СССР 1977 года (Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья)[3].

В настоящее время никто не будет  ставить под сомнения значения права  человека на здравоохранения, более  того, данное право имеет безусловный  приоритет перед правом собственности.

В современном праве, право на здоровье (как и право на жизнь) – высшее неотчуждаемое благо каждого человека. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще исоциальный характер и принадлежит человеку. Иными словами, «право на здоровье» - составляющая часть экономических, социальных или же культурных прав человека. В числе таких прав находятся также право на питание, образование, достойные жилищные условия.

На практике еще сохранилось  мнение, когда к экономическим, социальным и культурным правам часто относятся  как к менее важным, чем правам гражданским и политическим (в  особенной степени это относится  к западным государствам и неправительственным  организациям). К гражданским и  политическим правам человека часто  апеллируют в национальном судопроизводстве, существуют механизмы подачи жалоб  на несоблюдение этих прав и защиты их на международном уровне. Напротив, экономические, социальные и культурные права часто признаются не подлежащими  рассмотрению в суде, так как они  рассматриваются чаще в качестве общих рекомендаций для государств, нежели в качестве прав. Не существует и отлаженных механизмов защиты этих прав и на международном уровне. Все выше сказанное означает, что  на практике два упомянутых набора прав не обладают равным статусом и влиянием[4].

Необходимо акцентировать внимание на том, что определение «здоровья  как права человека», является дискуссионным. «Различные исследователи никак  не могут прийти к согласию по вопрос о том, какой термин следует признать наилучшим, поэтому используют разные определения. В литературе посвященной  правам человека и законам о здоровье, чаще всего используются три выражения  «право на здоровье», «право на уход за здоровьем» и реже используемое «право на защиту здоровья». На международном  уровне чаще всего используется термин «право на здоровье». Он лучше других соответствует духу международных соглашений по нравам человека, определяющих здоровье как одно из таких прав»[5]. Конституция Российской Федерации также оперирует термином «права на охрану здоровья».

Термин «право на здоровье» прижился на международном уровне не без критики. Утверждали, что данный термин неприемлем, так как он провозглашает право  людей на нечто, что не может быть гарантировано, т.е. на «идеальное здоровье», «сохранение здоровым». Отмечалось, что значение такого глубокого субъективного понятия, как здоровье, может существенно разниться от человека к человек) или от страны к стране[6]. Так или иначе, но в настоящее время, именно «право на здоровье» - категория, содержащаяся в конституциях большинства стран мира. Мы предлагаем рассматривать термины «право на охрану здоровья» и «право на здравоохранение» как синонимы.

Обратимся к понятию «права на охрану здоровья». Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что принято различать право в объективном и субъективном смысле. Право в объективном смысле есть система юридических норм, выраженных в нормативных актах (законах) и не зависящих от каждого отдельного индивида. Право в субъективном смысле - это система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, принадлежащие им от рождения или вытекающие из нормативных актов и зависящие от воли и сознания, особенно в процессе их использования[7].

Конституционное право на охрану здоровья - есть представленная Конституцией РФ возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность  государства, физических и юридических  лиц не нарушать, не препятствовать реализации этого права. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о  своем здоровье, но и общество обязано  принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению  здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве  наиболее отчетливо проявляется  мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права  является и то обстоятельство, что  оно принадлежит человеку еще  до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

Рассмотрим содержание права на охрану здоровья, оно, как объемная категория, включает ряд правомочий человека и соответственно обязанностей государственных (полномочных) органов.

Право на охрану здоровья граждан  Российской Федерации обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий  труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией  доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению  доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам  охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, а также других обстоятельств. Государство гарантирует  гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них  каких-либо заболеваний.

Иностранным гражданам, находящимся  на территории Российской Федерации, гарантируется  право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно  проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют  право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая и оплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной  и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами  обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной  информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих  на него вредное влияние, включая  информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам  по их запросам.

В случае нарушения прав граждан  в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками  своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается  в объеме и порядке, установленным  законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и  фармацевтических работников от привлечения  их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Обратимся к программам (концепциям) направленным на охрану прав человека на здоровья.

В период реформирования и становления  системы здравоохранения, принимаются  концепции развития здравоохранения  в РФ (Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации  на период до 2005 года; Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации  от 21 марта 2003 г.;Отраслевая программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг).

Основными задачами концепций являются:

- разработка перспективных и  увеличение объема существующих  оздоровительных мероприятий по  укреплению здоровья и профилактике  заболеваний;

- укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления  здоровья (сниженных функциональных  резервов) путем внедрения в практику  здравоохранения современных методов  экспресс диагностики и комплексных  оздоровительных технологий с  использованием всего арсенала немедикаментозных средств;

- развитие и сохранение трудового  потенциала страны, реализация человеком  своих способностей, формирование  и сохранение профессионального  здоровья, профессионального долголетия;

- увеличение продолжительности  жизни населения за счет поддержания  резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;

- определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому  образу жизни, уверенности в  своем здоровье для достижения  высоких результатов;

- обеспечение межведомственного  и многоуровневого подходов в  вопросах повышения качества  жизни, улучшения условий труда,  быта и отдыха населения, формирования  здорового образа жизни.

Как отмечается в Концепции (это  подтверждают и большинство исследователей) политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям:

- формирование понимания у людей  необходимости позитивных изменений  в образе жизни и поддержка  их стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения  их медико-гигиенических знаний; создание соответствующих мотиваций  в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков  здорового образа жизни;

- создание условий, способствующих  улучшению качества жизни и  укреплению здоровья населения.

Но это все программные требования и декларативные направления. Что  же на практике?

 

 

[1] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. - с.214.

[2] Признание здоровья как одного из социально-экономических прав человека началось с конференции ООН по международном} устройству, проходившей в Сан-Франциско в 1945 году. Всемирная организация здравоохранения начала свое существование в 1946 г.

[3] Статья закрепляла: Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

[4] Тобес Брижит. Право на здоровье. Теория и практика - М. Устойчивый мир. 2001 г. – с.11.

[5] Тобес Брижит. Право на здоровье. Теория и практика - М. Устойчивый мир. 2001 г. – с.94.

[6] Там же.

[7] Теория государства и права. Учебный курс – М.: 1998.



Информация о работе Права граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья