Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:57, реферат
Начнем с того, что права на здоровье, на охрану здоровья и здравоохранение относятся по конституционной классификации к правам третьего поколения. Это означает, что эти права, в отличии, скажем, от права собственности, которое является правом первого поколения, возникли не так давно – в середине XX века. Так, например, в конституциях XVIII-XIX вв. не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека (например, политические) провозглашались.
1.1
Права граждан Российской |
Право на здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека[1]. Как мы подчеркнули во введении к работе, охрана здоровья граждан – одна из основных целей любого перспективного государства, которое не только признает права человека на здоровье, но и создает механизмы для их реализации. Что следует понимать под правом человека на здоровье? Начнем с того, что права на здоровье, на охрану здоровья и здравоохранение относятся по конституционной классификации к правам третьего поколения. Это означает, что эти права, в отличии, скажем, от права собственности, которое является правом первого поколения, возникли не так давно – в середине XX века[2]. Так, например, в конституциях XVIII-XIX вв. не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека (например, политические) провозглашались. В России (а точнее еще в СССР) право на здоровье впервые на конституцонном уровне было провозглашено в Конституции СССР 1977 года (Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья)[3]. В настоящее время никто не будет ставить под сомнения значения права человека на здравоохранения, более того, данное право имеет безусловный приоритет перед правом собственности. В современном праве, право на здоровье (как и право на жизнь) – высшее неотчуждаемое благо каждого человека. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще исоциальный характер и принадлежит человеку. Иными словами, «право на здоровье» - составляющая часть экономических, социальных или же культурных прав человека. В числе таких прав находятся также право на питание, образование, достойные жилищные условия. На практике еще сохранилось
мнение, когда к экономическим, социальным
и культурным правам часто относятся
как к менее важным, чем правам
гражданским и политическим (в
особенной степени это Необходимо акцентировать Термин «право на здоровье» прижился на международном уровне не без критики. Утверждали, что данный термин неприемлем, так как он провозглашает право людей на нечто, что не может быть гарантировано, т.е. на «идеальное здоровье», «сохранение здоровым». Отмечалось, что значение такого глубокого субъективного понятия, как здоровье, может существенно разниться от человека к человек) или от страны к стране[6]. Так или иначе, но в настоящее время, именно «право на здоровье» - категория, содержащаяся в конституциях большинства стран мира. Мы предлагаем рассматривать термины «право на охрану здоровья» и «право на здравоохранение» как синонимы. Обратимся к понятию «права на охрану
здоровья». Прежде всего, необходимо подчеркнуть,
что принято различать право в объективном и субъективном смы Конституционное право на охрану здоровья
- есть представленная Конституцией РФ
возможность поведения человека
и соответствующая ему Рассмотрим содержание права на охрану здоровья, оно, как объемная категория, включает ряд правомочий человека и соответственно обязанностей государственных (полномочных) органов. Право на охрану здоровья граждан
Российской Федерации обеспечивается
охраной окружающей природной среды,
созданием благоприятных Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая и оплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную
медицинскую помощь в государственной
и муниципальной системах здравоохранения.
Гарантированный объем Граждане имеют право на регулярное
получение достоверной и В случае нарушения прав граждан
в области охраны здоровья вследствие
недобросовестного выполнения медицинскими
и фармацевтическими Обратимся к программам (концепциям) направленным на охрану прав человека на здоровья. В период реформирования и становления системы здравоохранения, принимаются концепции развития здравоохранения в РФ (Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года; Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации от 21 марта 2003 г.;Отраслевая программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг). Основными задачами концепций являются: - разработка перспективных и
увеличение объема - укрепление, сохранение здоровья,
сокращение сроков - развитие и сохранение - увеличение продолжительности
жизни населения за счет - определение способностей, индивидуальности,
формирование личности - обеспечение межведомственного
и многоуровневого подходов в
вопросах повышения качества
жизни, улучшения условий Как отмечается в Концепции (это подтверждают и большинство исследователей) политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям: - формирование понимания у - создание условий, Но это все программные
[1] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. - с.214. [2] Признание здоровья как одного из социально-экономических прав человека началось с конференции ООН по международном} устройству, проходившей в Сан-Франциско в 1945 году. Всемирная организация здравоохранения начала свое существование в 1946 г. [3] Статья закрепляла: Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан. [4] Тобес Брижит. Право на здоровье. Теория и практика - М. Устойчивый мир. 2001 г. – с.11. [5] Тобес Брижит. Право на здоровье. Теория и практика - М. Устойчивый мир. 2001 г. – с.94. [6] Там же. [7] Теория государства и права. Учебный курс – М.: 1998. |
Информация о работе Права граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья