Можно
ли отсудить ребёнка у суррогатной матери?
Многие
полагают, что если суррогатная мать
не дала своего согласия на запись родителей
в книгу записей рождений, то тут уж ничего
не изменить. Но это не так. Закон допускает
возможность оспаривания как отцовства,
так и материнства (ст. 52 Семейного кодекса
РФ). Запись родителей в книге записей
рождений может быть оспорена в судебном
порядке по требованию лица, фактически
являющегося отцом (матерью) ребёнка. Вот
как раз для этого и понадобятся те многочисленные
документы, которые должна подготовить
юридическая компания, занимающаяся правовым
обеспечением суррогатной программы.
Судебная
практика. Материалы
по судебным делам, связанным
с суррогатным материнством
Какой-либо
статистики по судебным процессам, связанным
с суррогатным материнством в
России нет. Достоверно известно лишь
о трёх судебных делах.
В
2004 году супружеская пара из Читы наняла
"традиционную" суррогатную мать,
которой сделали искусственную
инсеминацию спермой мужа. Ребёнка она
не отдала, впрочем, отсудить его супруги
и не пытались. Сурмама подала на алименты,
которые читинский суд ей и присудил.
Это классический случай, когда пара,
самостоятельно работающая с суррогатной
матерью, совершает все возможные ошибки
- нужно было делать ЭКО, а не инсеминацию,
причём использовать донорские яйцеклетки,
чтобы исключить биологическую связь
между сурмамой и вынашиваемым ей ребёнком.
И, разумеется, все взаимные обязательства
и намерения нужно было оформить документально.
Любопытный
судебный процесс проходил 29 ноября
2004 года практически в прямом эфире
в популярной телепередаче "Час суда".
Суть дела в следующем. Суррогатная мать
Анна Дунаева родила для супружеской четы
Рыбаковых ребёнка с пороком сердца. О
том, была ли Дунаева гестационной или
"традиционной" суррогатной матерью
не сообщалось. Родители от ребёнка отказались,
мотивировав это тем, что больной ребёнок
им не нужен. В выплате оговоренной компенсации
суррогатной матери также было отказано.
Она подала иск в суд с требованием выплатить
ей полную сумму. Суд отказал ей в иске
"исходя из рекомендаций Совета Европы"
использовать в качестве суррогатных
матерей лишь сестёр, близких родственниц
или подруг бесплодной женщины с компенсацией
лишь "объективно допустимых расходов".
Как говорится, без комментариев.
Самый
интересный процесс проходил в конце
2005 года в одном из московских судов. В
одной московской клинике прошла успешная
операция ЭКО для российской супружеской
пары. Суррогатная мать, давшая в роддоме
своё согласие на имплантацию ей эмбрионов
и запись родителей в книгу записей рождений,
попыталась оспорить запись о материнстве
в книге записей рождений после её совершения.
Мотивировала она это тем, что думала,
что "будет жить с отцом ребёнка".
Не стоит и говорить, что в планы отца этот
брачный союз никак не входил. Как это
ни парадоксально (в соответствии с п.
3 ст. 52 Семейного кодекса РФ суррогатная
мать не имеет права на оспаривание записи
о материнстве после её совершения), но
иск этот был принят к рассмотрению, и
даже состоялось несколько слушаний. В
конце концов, это дело, не имеющее никакой
судебной перспективы, было благополучно
закрыто.
Религия
и суррогатное
материнство
Все, что
приводит к приходу в этот мир
нового человека, богоугодно, этично и
морально допустимо. Бог есть Любовь
- в этой фразе выражена суть христианства,
морально-этическая основа нашей цивилизации.
К сожалению, фарисеи, кичащиеся своей
"праведностью" и "знанием" Священного
писания не перевелись и по сей день. Они
позволяют навязывать обществу свое личное,
хоть и освященное их саном мнение по поводу
суррогатного материнства - как правило,
резко отрицательное. Остается только
посоветовать им обратиться к Библии,
а именно, к Ветхому Завету, главной священной
книге иудеев, христиан и магометан. Сара,
жена Аврама (Саррой и Авраамом они станут
называться чуть позже), была бесплодна
и наняла свою служанку Агарь, чтобы она
выносила ребенка Авраама. У Агари родился
сын, которого нарекли Исмаилом. Сара приняла
его в семью как родного. Это и был первый
ребенок, родившийся по программе суррогатного
материнства. Кстати, от Исмаила в дальнейшем
произошли все арабы, которых традиционно
называют еще исмаилиты или же, по матери
Исмаила - агаряне.
Вот что
сказано по этому поводу в Библии
(Бытие, 16):
1 |
Но
Сара, жена Аврамова, не рождала ему.
У ней была служанка Египтянка, именем
Агарь. |
2 |
И сказала
Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево
мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке
моей: может быть, я буду иметь детей от
нее. Аврам послушался слов Сары. |
3 |
И взяла
Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку
Агарь, по истечении десяти лет пребывания
Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее
Авраму, мужу своему, в жену. |
4 |
Он
вошел к Агари, и она зачала. Увидев
же, что зачала, она стала презирать госпожу
свою. |
5 |
И сказала
Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я
отдала служанку мою в недро твое; а она,
увидев, что зачала, стала презирать меня;
Господь пусть будет судьею между мною
и между тобою. |
6 |
Аврам
сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих
руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара
стала притеснять ее, и она убежала от
нее. |
7 |
И нашел
ее Ангел Господень у источника
воды в пустыне, у источника на
дороге к Суру. |
8 |
И сказал
[ей Ангел Господень]: Агарь, служанка
Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?
Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи
моей. |
9 |
Ангел
Господень сказал ей: возвратись к
госпоже своей и покорись ей. |
10 |
И сказал
ей Ангел Господень: умножая умножу
потомство твое, так что нельзя будет и
счесть его от множества. |
11 |
И еще
сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна,
и родишь сына, и наречешь ему
имя Измаил, ибо услышал Господь
страдание твое; |
12 |
Он
будет между людьми, как дикий
осел; руки его на всех, и руки всех на него;
жить будет он пред лицем всех братьев
своих. |
13 |
И нарекла
[Агарь] Господа, Который говорил к ней,
сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо
сказала она: точно я видела здесь в след
видящего меня. |
14 |
Посему
источник тот называется: Беэр-лахай-рои*.
Он находится между Кадесом и между Баредом. |
15 |
Агарь
родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя
сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. |
16 |
Аврам
был восьмидесяти шести лет, когда Агарь
родила Авраму Измаила. |
Второй
суррогатной матерью стала Валла, служанка
бесплодной Рахили, второй жены Иакова,
выносившая ему сыновей Дана и Неффалима.
Ну а третьей, тут же, Зелфа, служанка первой
жены Иакова Лии, которая, родив ему 4 сыновей,
потеряла на некоторое время способность
к деторождению. Зелфа родила Иакову двух
сыновей - Гада и Асира. После этого, впрочем,
Лия оправилась и родила Иакову еще двух
сыновей - Иссахара и Завулона и дочь Дину.
Вот что
сказано по этому поводу в Библии
(Бытие, 30):
1 |
И увидела
Рахиль, что она не рождает детей
Иакову, и позавидовала Рахиль сестре
своей, и сказала Иакову: дай мне детей,
а если не так, я умираю. |
2 |
Иаков
разгневался на Рахиль и сказал [ей]:
разве я Бог, Который не дал
тебе плода чрева? |
3 |
Она сказала:
вот служанка моя Валла; войди к ней;
пусть она родит на колени мои, чтобы и
я имела детей от нее. |
4 |
И дала
она Валлу, служанку свою, в жену ему;
и вошел к ней Иаков. |
5 |
Валла
[служанка Рахилина] зачала и родила Иакову
сына. |
6 |
И сказала
Рахиль: судил мне Бог, и услышал
голос мой, и дал мне сына. Посему
нарекла ему имя: Дан. |
7 |
И еще
зачала и родила Валла, служанка Рахилина,
другого сына Иакову. |
8 |
И сказала
Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою
моею и превозмогла. И нарекла ему имя:
Неффалим. |
9 |
Лия увидела,
что перестала рождать, и взяла
служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову
в жену, [и он вошел к ней]. |
10 |
И Зелфа,
служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову
сына. |
11 |
И сказала
Лия: прибавилось. И нарекла ему
имя: Гад. |
12 |
И [еще
зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила
другого сына Иакову. |
13 |
И сказала
Лия: к благу моему, ибо блаженною
будут называть меня женщины. И нарекла
ему имя: Асир. |
14 |
Рувим
пошел во время жатвы пшеницы, и нашел
мандрагоровые яблоки в поле, и принес
их Лии, матери своей. И Рахиль сказала
Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров
сына твоего. |
15 |
Но [Лия]
сказала ей: неужели мало тебе завладеть
мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров
сына моего? Рахиль сказала: так пусть
он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры
сына твоего. |
16 |
Иаков
пришел с поля вечером, и Лия вышла
ему навстречу и сказала: войди
ко мне [сегодня], ибо я купила тебя
за мандрагоры сына моего. И лег он
с нею в ту ночь. |
17 |
И услышал
Бог Лию, и она зачала и родила
Иакову пятого сына. |
18 |
И сказала
Лия: Бог дал возмездие мне
за то, что я отдала служанку мою
мужу моему. И нарекла ему имя:
Иссахар [что значит возмездие]. |
19 |
И еще
зачала Лия и родила Иакову шестого
сына. |
20 |
И сказала
Лия: Бог дал мне прекрасный дар;
теперь будет жить у меня муж мой,
ибо я родила ему шесть сынов.
И нарекла ему имя: Завулон. |
21 |
Потом
родила дочь и нарекла ей имя: Дина. |
22 |
И вспомнил
Бог о Рахили, и услышал ее Бог,
и отверз утробу ее. |
В Священном
писании идет речь о так называемом
традиционном суррогатном материнстве,
когда, в силу неразвитости репродуктивных
технологий, приходилось прибегать к естественной
инсеминации женщины-донора, которая одновременно
являлась таким образом и суррогатной
матерью. При этом с юридической точки
зрения сыновья эти считались собственными
детьми библейских пророков и их законных
жен.