Правовые аспекты суррогатного материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 09:04, реферат

Описание работы

Приход в этот мир нового человека - всегда праздник. Не всем выпадает счастье познать эту радость. Невиданные ранее успехи медицины в области репродуктивных технологий подарили надежду тем людям, которые уже отчаялись иметь детей. Но, как это часто бывает, развитие науки несколько опережает морально-правовую адаптацию общества к новым ее достижениям. Нормы права далеко не совершенны и всегда следуют за развитием общества. Это в высшей степени справедливо по отношению к ныне действующим в мире законам, определяющим порядок применения репродуктивных технологий. Правовое обеспечение суррогатного материнства, а также прочих программ, основанных на репродуктивных технологиях сегодняшнего дня - один из самых сложных вопросов в современной юридической практике.

Содержание работы

Введение. Правовые основы суррогатного материнства 3
Отражение вопроса в законодательных актах 3 - 8
Практический опыт 9- 10
Сложные случаи 10 - 13
Судебная практика 14
Религия и суррогатное материнство 15 – 19
Список использованной литературы и сайтов 20 - 21

Файлы: 1 файл

Сурогатное материнство.docx

— 107.15 Кб (Скачать файл)

Можно ли отсудить ребёнка у суррогатной матери?

Многие  полагают, что если суррогатная мать не дала своего согласия на запись родителей в книгу записей рождений, то тут уж ничего не изменить. Но это не так. Закон допускает возможность оспаривания как отцовства, так и материнства (ст. 52 Семейного кодекса РФ). Запись родителей в книге записей рождений может быть оспорена в судебном порядке по требованию лица, фактически являющегося отцом (матерью) ребёнка. Вот как раз для этого и понадобятся те многочисленные документы, которые должна подготовить юридическая компания, занимающаяся правовым обеспечением суррогатной программы.

Судебная  практика. Материалы  по судебным делам, связанным  с суррогатным материнством

Какой-либо статистики по судебным процессам, связанным  с суррогатным материнством в  России нет. Достоверно известно лишь о трёх судебных делах.

В 2004 году супружеская пара из Читы наняла "традиционную" суррогатную мать, которой сделали искусственную  инсеминацию спермой мужа. Ребёнка она не отдала, впрочем, отсудить его супруги и не пытались. Сурмама подала на алименты, которые читинский суд ей и присудил. Это классический случай, когда пара, самостоятельно работающая с суррогатной матерью, совершает все возможные ошибки - нужно было делать ЭКО, а не инсеминацию, причём использовать донорские яйцеклетки, чтобы исключить биологическую связь между сурмамой и вынашиваемым ей ребёнком. И, разумеется, все взаимные обязательства и намерения нужно было оформить документально.

Любопытный  судебный процесс проходил 29 ноября 2004 года практически в прямом эфире  в популярной телепередаче "Час суда". Суть дела в следующем. Суррогатная мать Анна Дунаева родила для супружеской четы Рыбаковых ребёнка с пороком сердца. О том, была ли Дунаева гестационной или "традиционной" суррогатной матерью не сообщалось. Родители от ребёнка отказались, мотивировав это тем, что больной ребёнок им не нужен. В выплате оговоренной компенсации суррогатной матери также было отказано. Она подала иск в суд с требованием выплатить ей полную сумму. Суд отказал ей в иске "исходя из рекомендаций Совета Европы" использовать в качестве суррогатных матерей лишь сестёр, близких родственниц или подруг бесплодной женщины с компенсацией лишь "объективно допустимых расходов". Как говорится, без комментариев.

Самый интересный процесс проходил в конце 2005 года в одном из московских судов. В одной московской клинике прошла успешная операция ЭКО для российской супружеской пары. Суррогатная мать, давшая в роддоме своё согласие на имплантацию ей эмбрионов и запись родителей в книгу записей рождений, попыталась оспорить запись о материнстве в книге записей рождений после её совершения. Мотивировала она это тем, что думала, что "будет жить с отцом ребёнка". Не стоит и говорить, что в планы отца этот брачный союз никак не входил. Как это ни парадоксально (в соответствии с п. 3 ст. 52 Семейного кодекса РФ суррогатная мать не имеет права на оспаривание записи о материнстве после её совершения), но иск этот был принят к рассмотрению, и даже состоялось несколько слушаний. В конце концов, это дело, не имеющее никакой судебной перспективы, было благополучно закрыто.

Религия и суррогатное  материнство

Все, что  приводит к приходу в этот мир  нового человека, богоугодно, этично и  морально допустимо. Бог есть Любовь - в этой фразе выражена суть христианства, морально-этическая основа нашей цивилизации. К сожалению, фарисеи, кичащиеся своей "праведностью" и "знанием" Священного писания не перевелись и по сей день. Они позволяют навязывать обществу свое личное, хоть и освященное их саном мнение по поводу суррогатного материнства - как правило, резко отрицательное. Остается только посоветовать им обратиться к Библии, а именно, к Ветхому Завету, главной священной книге иудеев, христиан и магометан. Сара, жена Аврама (Саррой и Авраамом они станут называться чуть позже), была бесплодна и наняла свою служанку Агарь, чтобы она выносила ребенка Авраама. У Агари родился сын, которого нарекли Исмаилом. Сара приняла его в семью как родного. Это и был первый ребенок, родившийся по программе суррогатного материнства. Кстати, от Исмаила в дальнейшем произошли все арабы, которых традиционно называют еще исмаилиты или же, по матери Исмаила - агаряне.

Вот что  сказано по этому поводу в Библии (Бытие, 16):

1 Но  Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.

2 И сказала  Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.

3 И взяла  Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку  Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.

4 Он  вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.

5 И сказала  Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.

6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

7 И нашел  ее Ангел Господень у источника  воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.

8 И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.

9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к  госпоже своей и покорись ей.

10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.

11 И еще  сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему  имя Измаил, ибо услышал Господь  страдание твое;

12 Он  будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.

13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.

14 Посему  источник тот называется: Беэр-лахай-рои*. Он находится между Кадесом и между Баредом.

15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.

16 Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.

Второй суррогатной матерью стала Валла, служанка бесплодной Рахили, второй жены Иакова, выносившая ему сыновей Дана и Неффалима. Ну а третьей, тут же, Зелфа, служанка первой жены Иакова Лии, которая, родив ему 4 сыновей, потеряла на некоторое время способность к деторождению. Зелфа родила Иакову двух сыновей - Гада и Асира. После этого, впрочем, Лия оправилась и родила Иакову еще двух сыновей - Иссахара и Завулона и дочь Дину.

Вот что  сказано по этому поводу в Библии (Бытие, 30):

1 И увидела  Рахиль, что она не рождает детей  Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.

2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал  тебе плода чрева?

3 Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.

4 И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков.

5 Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына.

6 И сказала  Рахиль: судил мне Бог, и услышал  голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

7 И еще  зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.

8 И сказала  Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

9 Лия увидела, что перестала рождать, и взяла  служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, [и он вошел к ней].

10 И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына.

11 И сказала  Лия: прибавилось. И нарекла ему  имя: Гад.

12 И [еще  зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову.

13 И сказала  Лия: к благу моему, ибо блаженною  будут называть меня женщины. И нарекла  ему имя: Асир.

14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла  ему навстречу и сказала: войди  ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

17 И услышал  Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.

18 И сказала  Лия: Бог дал возмездие мне  за то, что я отдала служанку мою  мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие].

19 И еще  зачала Лия и родила Иакову шестого  сына.

20 И сказала  Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.

21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

22 И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее.

В Священном  писании идет речь о так называемом традиционном суррогатном материнстве, когда, в силу неразвитости репродуктивных технологий, приходилось прибегать к естественной инсеминации женщины-донора, которая одновременно являлась таким образом и суррогатной матерью. При этом с юридической точки зрения сыновья эти считались собственными детьми библейских пророков и их законных жен.

Информация о работе Правовые аспекты суррогатного материнства