Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:31, реферат
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
К числу международных нормативных правовых актов, регулирующих право на жизнь и косвенно затрагивающих вопрос об эвтаназии, относятся Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966., Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950. (с изменениями и дополнениями от 11.05.1994.) и другие нормативные правовые акты. Запрет на преднамеренное лишение установлен в ст. 2. Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950.
Реферат на тему:
Правовые проблемы эвтаназии в России.
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
К числу международных нормативных правовых актов, регулирующих право на жизнь и косвенно затрагивающих вопрос об эвтаназии, относятся Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966., Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950. (с изменениями и дополнениями от 11.05.1994.) и другие нормативные правовые акты. Запрет на преднамеренное лишение установлен в ст. 2. Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950.
В настоящее время в международном праве вопрос об эвтаназии не нашел практического разрешения, поскольку он тесно связан с закрепленным в приведенных источниках правом на жизнь.
Что касается действующего российского законодательства, то в его нормах установлен прямой запрет на осуществление эвтаназии, закрепленный в ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93. (далее - Основы). В помещенном в ст. 60 Основ тексте клятвы врача, содержится следующее положение: “получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь …никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии”.
Наконец, если обратиться к международным и отечественным этическим нормам, содержащимся в источниках медицинского права, то на сегодняшний день сложилась следующая ситуация: с точки зрения ряда авторов установленные в этических актах Всемирной медицинской ассоциации право пациента умереть достойно, равно как принадлежащее ему право на информированный отказ от медицинского вмешательства и право на облегчение боли являются выразительным свидетельством этического оправдания пассивной эвтаназии. Некоторые авторы даже рекомендуют практиковать пассивную эвтаназию, используя закрепленные в ст. 33 Основ этические нормы о правах пациента на облегчение боли и отказ от медицинского вмешательства.
Очевидно, что
указанные утверждения и
В соответствии со ст. 45 Основ эвтаназия представляет собой “удовлетворение медицинским персоналом просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по подержанию жизни”.
Как было указано выше, одним из источников медицинского права являются акты, содержащие нормы медицинской этики. К их числу относится Этический кодекс российского врача, определяющий эвтаназию как “акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких”, осуществляемый, в частности, путем “прекращения лечебных действий у постели умирающего больного” (“пассивная эвтвназия”).
Приведенные определения позволяют выделить следующие правовые признаки эвтаназии:
В специальной литературе выделяются дополнительные признаки эвтаназии, некоторые из которых закреплены в зарубежных источниках медицинского права:
В специальной литературе Э подразделяется на следующие виды:
В соответствии со ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. С точки зрения своего содержания право на жизнь представляет собой естественное и неотъемлемое право, каждого человека, исключающее возможность преднамеренного лишения жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание (ст. 6 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966., ст. 2 Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950)
Некоторые авторы выделяют в составе субъективного прав на жизнь правомочие по распоряжению жизнью, которое представляет собой “возможность подвергать себя значительному риску и возможность решать вопрос о прекращении жизни “. Действительно, в некоторых случаях поведение гражданина связано с высоким риском для собственной жизни, однако носит общеполезный характер и, в связи с этим не запрещается государством. В соответствии с п. 2 ст. 21 Конституции РФ и ст. 43 Основ никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским и иным научным опытам (исследованиям). Таким образом, на основании добровольного согласия граждан допускается их участие в научных и иных экспериментах, в том числе опасных для жизни.
В большинстве случаев правомочие по распоряжению жизнью (особенно в контексте решения вопроса о ее прекращении) ограничено комплексом правовых, религиозных и этических норм.
Правовые основания реализации данного правомочия установлены рядом нормативных правовых актов, свидетельствующих о негативном отношении государства к самостоятельному решению гражданами вопроса о прекращении жизни. Помимо установленного в ст. 45 Основ запрета на эвтаназию в Российской Федерации не допускается деятельность и религиозных организаций, склоняющих граждан к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии (п. 2 ст. 24 Федерального Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”). В России также косвенно запрещена реклама самоубийств: согласно п. 6 ст. 5 Федерального Закона “О рекламе” от 18.07.1995. реклама не должна побуждать граждан к насилию, а также к опасным действиям, угрожающим безопасности граждан.
Примечательно, что жизнеобеспечивающие тенденции действующего законодательства соответствуют правовым традициям дореволюционной России, согласно которым одна из форм реализации правомочия по распоряжению собственной жизнью – самоубийство рассматривалось как уголовное преступление.
Криминализация самоубийства в дореволюционном отечественном законодательстве обусловлена, во-первых, осуждением этого акта в нормах традиционной религии и этики ; во-вторых, несоответствием самоубийства критерию общественной пользы.
Зачастую эвтаназию рассматривают как разновидность самоубийства, поскольку в основе нее, как правило, лежит волеизъявление потерпевшего. Однако, все большее распространение получает иная точка зрения, согласно которой эвтаназия является самостоятельной, не тождественной самоубийству, формой реализации “правомочия гражданина по распоряжению своей жизнью”. Представляется, что обе приведенные трактовки эвтаназии не вполне соответствуют ее правовым особенностям и, в силу этого, неадекватно отражают правовую суть данного явления.
Эвтаназия имеет комплексную правовую природу: c одной стороны, в ее основе лежит акт пациента по распоряжению собственной жизнью; с другой стороны, в силу в ст. 45 Основ, эвтаназия является актом лишения жизни одного лица – пациента другим лицом-врачом. Ввиду сложности своей правовой природы эвтаназия не укладывается в правовой механизм реализации субъективного права на жизнь. Право на жизнь относится к разряду личных неимущественных прав, поэтому его реализация, в том числе в аспекте распоряжения жизнью, индивидуальна, неотделима от обладающей соответствующим субъективным правом личности. Осуществление этого права при посредстве другого лица с использованием представительства и иных форм замещения одного лица другим в данном случае недопустимы (п. 4 ст. 182 ГК РФ), так что, с точки зрения гражданского права, акт распоряжения собственной жизнью представляет собой исключительно индивидуальный акт, самостоятельное действие (или бездействие) потерпевшего. Именно поэтому эвтаназию, осуществляемую с участием врача, нельзя рассматривать как акт пациента по “распоряжению ” собственной жизнью.
С точки зрения гражданского права легальное распоряжение собственной жизнью основано на “доброй воле” потерпевшего (то есть на воле, свободной от насилия, заблуждения и прочих “пороков”), в противном случае можно подозревать убийство, несчастный случай и т. Д. Между тем, эвтаназия во многих случаях осуществляется принудительно не только в смысле “пороков воли ” потерпевшего, но и ввиду достаточно частых случаев учета врачом исключительно “чужой воли ” близких родственников или доверенных лиц потерпевшего.
Лишь в случае добровольной эвтаназии акт лишения жизни пациента основан на “доброй воле” последнего. Однако, такое добровольное распоряжение жизнью является, с точки зрения действующего законодательства, злоупотреблением правом на жизнь.