Правовые проблемы эвтаназии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:31, реферат

Описание работы

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
К числу международных нормативных правовых актов, регулирующих право на жизнь и косвенно затрагивающих вопрос об эвтаназии, относятся Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966., Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950. (с изменениями и дополнениями от 11.05.1994.) и другие нормативные правовые акты. Запрет на преднамеренное лишение установлен в ст. 2. Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950.

Файлы: 1 файл

рефер право эвтаназия.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат на тему:

Правовые  проблемы эвтаназии в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники медицинского права России, содержащие нормы об эвтаназии.

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

К числу международных  нормативных правовых актов, регулирующих право на жизнь  и косвенно затрагивающих  вопрос об эвтаназии, относятся  Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966., Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950. (с изменениями и дополнениями  от  11.05.1994.) и другие нормативные правовые акты. Запрет на преднамеренное лишение   установлен в ст. 2. Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950. 

В настоящее  время в международном праве  вопрос об эвтаназии не нашел практического  разрешения, поскольку он тесно связан с закрепленным в приведенных  источниках правом на жизнь.

Что касается действующего российского законодательства, то в  его нормах установлен прямой запрет на осуществление эвтаназии, закрепленный в ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93. (далее - Основы). В помещенном в ст. 60 Основ тексте клятвы врача,  содержится следующее положение: “получая высокое звание  врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь …никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии”.

 Наконец, если обратиться к международным и отечественным этическим нормам, содержащимся в источниках медицинского права, то на сегодняшний день сложилась следующая ситуация: с точки зрения ряда авторов установленные в этических актах Всемирной медицинской ассоциации  право пациента умереть достойно, равно как принадлежащее ему право на информированный отказ от медицинского вмешательства и право на облегчение боли являются выразительным свидетельством этического оправдания пассивной эвтаназии.  Некоторые авторы даже рекомендуют практиковать пассивную эвтаназию, используя закрепленные в ст. 33 Основ этические нормы о правах пациента на облегчение боли и отказ от медицинского вмешательства.

Очевидно, что  указанные утверждения и рекомендации, пренебрегая установленным в ст. 45 Основ запретом на эвтаназию (в том числе в ее пассивной форме), не соответствуют   ст. 14 Этического кодекса российского врача, утвержденного Ассоциацией врачей России в ноябре 1994, а также  и ст. 9 Этического кодекса медицинской сестры России. В “Клятве российского врача”, утвержденной Ассоциацией врачей России в ноябре 1994 г., врач-член Ассоциации обязуется руководствоваться в своих действиях “международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии”. Действительно, отечественные нормы медицинской этики однозначно свидетельствуют о недопустимости пассивной эвтаназии, в том числе по просьбе ближних (законных представителей)  пациента.

  1. Понятие эвтаназии в источниках медицинского права и в специальной литературе.

В соответствии со ст. 45 Основ эвтаназия  представляет собой “удовлетворение медицинским персоналом  просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по подержанию жизни”.

Как было указано  выше, одним из источников медицинского права являются акты, содержащие нормы  медицинской этики. К их числу  относится Этический кодекс российского  врача, определяющий эвтаназию как “акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких”, осуществляемый, в частности, путем “прекращения лечебных действий у постели умирающего больного” (“пассивная эвтвназия”).

Приведенные определения  позволяют выделить следующие правовые признаки эвтаназии:

  • Эвтаназия - это “акт“, деяние медицинского персонала  (далее - врача), которое может выражаться в действии (например, введение врачом летальной дозы лекарственного препарата), либо в бездействии (например, отказ от проведения реанимационных мероприятий). В этой связи акты Всемирной медицинской ассоциации, а также законодательство ряда зарубежных стран, в частности, Голландии, не признает эвтаназией “ассистированное самоубийство”, представляющее собой самоубийство пациента при  “пособничестве врача”. В случае ассистированного самоубийства врач непосредственно не совершает акт по преднамеренному лишению жизни пациента, однако дает ему рекомендации по применению тех или иных препаратов либо средств в целях самоубийства (например,  выписывая желающему покончить с собой пациенту лекарство, врач информирует его о дозе, которая приведет к смертельному исходу). Обязательным признаком ассистированного самоубийства является осознание врачом последствий своего поступка, что невозможно без осведомленности врача о намерении пациента лишить себя жизни .
  • Эвтаназия представляет собой преднамеренный акт, в основе которого лежит намерение (цель) врача ускорить смерть и, в конечном итоге, лишить жизни пациента по тем или иным мотивам (из жалости к пациенту или его ближним, ради получения платы за эвтаназию или последующую трансплантацию органов умершего пациента и т. д.).
  • В основе эвтаназии лежит волеизъявление пациента , выраженное в просьбе о лишении жизни . Следует подчеркнуть, что по смыслу Основ и Этического кодекса российского врача  не рассматривается в качестве эвтаназии акт, совершенный не на основании просьбы, а в силу согласия пациента на предложение врача. Согласно ст. 14 Этического кодекса российского врача эвтаназией признается также лишение жизни пациента по просьбе его “ближних”  (например, эвтаназия новорожденного по просьбе его матери, эвтаназия невменяемого пациента по просьбе его близких родственников и т. п.).

В специальной  литературе выделяются дополнительные признаки эвтаназии, некоторые из которых закреплены в зарубежных источниках медицинского права:

  • Эвтаназия осуществляется “безболезненно” для пациента, то есть предполагает использование таких препаратов и средств, которые не вызывают у пациента физической боли либо даже устраняют болевые ощущения, связанные с болезнью. Опираясь на указанный признак,  Словарь О. Рота определяет эвтаназию как “легкую смерть”, наступающую с помощью специальных мер.
  • Пациент, подвергшийся эвтаназии, является “инкурабельным ”, безнадежно больным человеком, претерпевающим, как правило, значительные физические и душевные страдания. Это обстоятельство подчеркивается, в частности, в Американской и Британской Энциклопедиях. Так,  в Британской энциклопедии эвтаназия, ввиду особого состояния больного, названа “милосердным убийством”.

 

  1. Виды эвтаназии.

В специальной литературе Э подразделяется на следующие виды:

  1. По характеру совершенного врачом деяния принято выделять  активная и пассивная эвтаназия. Активная эвтаназия осуществляется путем активных медико-социальных действий врача (например,  создание неблагоприятных условий для выживания, в том числе перемещение кровати пациента поближе к сквозняку и т. п. ). Пассивная эвтаназия предполагает отказ от проведения или прекращение медико-социальных мероприятий, направленных на спасение жизни пациента (напрмер, отключение жизнеобеспечивающей аппаратуры, прекращение питания, влекущее голодную смерть пациента и т. п.).
  2. С точки зрения роли волеизъявления пациента в акте эвтаназии последняя может быть добровольной и принудительной. Добровольная - основана на “доброй воле”, свободном желании дееспособного, вменяемого пациента. Осознание пациентом последствий осуществляемого на основании его просьбы акта является обязательным признаком добровольной эвтаназии. Принудительная  эвтаназия имеет место, во-первых, в случае  воздействия на волю пациента со стороны врача, ближних пациента или третьих лиц (например, путем уговоров, угрозы, шантажа, воздействия на родственные чувства и т. д. ); во-вторых, о принудительной эвтаназии можно говорить в тех случаях, когда врач руководствуется исключительно просьбой ближних или доверенных лиц пациента (например, в тех случаях, когда пациент, ввиду крайне тяжелого состояния, находится без сознания либо не способен выразить свою волю с помощью известных средств - устно, письменно, с помощью знаков и т. п. ).
  3. Анализ зарубежного законодательства позволяет выделить  “криминальную”, подлежащую уголовному наказанию эвтаназию и, соответственно, легальную эвтаназию, допустимую при соблюдении установленных законом условий. Так, в Голландии осуществление врачом эвтаназии без соблюдения установленных законом условий  (добровольного запроса пациента и т. д.) влечет уголовную ответственность. Следует подчеркнуть, что Основы не пользуются общепринятой терминологией. Так, говоря об удовлетворении врачом просьбы больного путем “прекращения искусственных мер по подержанию жизни”, Основы не называют этот акт “пассивной эвтаназией”. В Этическом кодексе российского врача из всего арсенала приведенных терминов используется лишь термин ”пассивная эвтаназия”.
  4. Отграничение эвтаназии  от смежных правовых институтов.

В соответствии со ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 20 Конституции РФ каждый имеет  право на жизнь. С точки зрения своего содержания право на жизнь  представляет собой   естественное и неотъемлемое право, каждого человека, исключающее возможность преднамеренного лишения жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание (ст. 6 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966., ст. 2 Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950)

Некоторые авторы выделяют в составе субъективного прав на жизнь правомочие по распоряжению жизнью, которое представляет собой “возможность подвергать себя значительному риску и возможность решать вопрос о прекращении жизни “.  Действительно, в некоторых случаях поведение гражданина связано с высоким риском для собственной жизни, однако носит общеполезный характер и, в связи с этим не запрещается государством. В соответствии с п. 2 ст. 21 Конституции РФ и ст. 43 Основ никто не может быть без добровольного согласия  подвергнут медицинским и иным научным опытам (исследованиям). Таким образом, на основании добровольного согласия граждан допускается их участие в научных и иных экспериментах, в том числе опасных для жизни.

В большинстве  случаев правомочие по распоряжению жизнью (особенно в контексте решения  вопроса о ее прекращении) ограничено комплексом правовых, религиозных и  этических норм.

Правовые основания  реализации данного правомочия установлены  рядом нормативных правовых актов, свидетельствующих о негативном отношении государства  к самостоятельному решению гражданами вопроса о прекращении жизни.  Помимо установленного в ст. 45 Основ запрета на эвтаназию в Российской Федерации не допускается деятельность и религиозных организаций, склоняющих  граждан к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от медицинской помощи лицам, находящимся  в опасном для жизни и здоровья состоянии (п. 2 ст. 24 Федерального Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”). В России также косвенно запрещена реклама самоубийств: согласно п. 6 ст. 5 Федерального Закона “О рекламе” от 18.07.1995. реклама не должна побуждать граждан к насилию, а также  к опасным действиям, угрожающим безопасности граждан.

Примечательно, что жизнеобеспечивающие тенденции действующего законодательства соответствуют правовым традициям дореволюционной России, согласно которым  одна из форм реализации правомочия по распоряжению собственной жизнью – самоубийство рассматривалось как уголовное преступление. 

Криминализация  самоубийства в дореволюционном  отечественном законодательстве обусловлена, во-первых, осуждением этого акта в  нормах традиционной религии и этики ; во-вторых, несоответствием самоубийства критерию общественной пользы.

Зачастую эвтаназию рассматривают как разновидность самоубийства, поскольку в основе нее, как правило, лежит волеизъявление потерпевшего.   Однако, все большее распространение получает иная точка зрения, согласно которой эвтаназия является самостоятельной, не тождественной самоубийству,  формой реализации “правомочия гражданина по распоряжению своей жизнью”.  Представляется, что обе приведенные трактовки эвтаназии не вполне соответствуют ее  правовым особенностям и, в силу этого, неадекватно отражают правовую суть данного явления.

Эвтаназия имеет комплексную правовую природу: c одной стороны, в ее основе лежит акт пациента по распоряжению собственной жизнью; с другой стороны, в силу в ст. 45 Основ, эвтаназия является актом лишения жизни одного лица – пациента другим лицом-врачом. Ввиду сложности своей правовой природы эвтаназия не укладывается в правовой механизм реализации субъективного права на жизнь.  Право на жизнь относится к разряду личных неимущественных прав, поэтому его реализация, в том числе в аспекте распоряжения жизнью, индивидуальна, неотделима от обладающей соответствующим субъективным правом личности. Осуществление этого права при посредстве другого лица с использованием представительства и иных форм замещения одного лица другим в данном случае недопустимы (п. 4 ст. 182 ГК РФ), так что, с точки зрения гражданского права,  акт распоряжения собственной жизнью представляет собой исключительно индивидуальный акт, самостоятельное действие (или бездействие) потерпевшего. Именно поэтому эвтаназию, осуществляемую с участием врача, нельзя рассматривать как акт пациента по  “распоряжению ” собственной жизнью.

С точки зрения гражданского права легальное распоряжение собственной жизнью основано на “доброй  воле” потерпевшего (то есть на воле,  свободной от насилия, заблуждения и прочих “пороков”), в противном случае можно подозревать убийство, несчастный случай и т. Д. Между тем, эвтаназия  во многих случаях осуществляется принудительно не только в смысле “пороков воли ” потерпевшего, но и ввиду достаточно частых случаев учета врачом исключительно “чужой воли ” близких родственников или доверенных лиц потерпевшего.

Лишь в случае добровольной эвтаназии акт лишения жизни пациента  основан на “доброй воле” последнего. Однако, такое добровольное распоряжение жизнью является,  с точки зрения действующего законодательства, злоупотреблением правом на жизнь.

Информация о работе Правовые проблемы эвтаназии в России