Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:18, реферат
Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения.
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ (ПЭП).
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Под термином «перинатальная энцефалопатия»
(ПЭП) в российской детской неврологии
подразумевается собирательный диагноз,
характеризующий различные нарушения
структуры и функции головного мозга,
возникающее в перинатальном периоде
жизни ребенка. Перинатальный период начинается
на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка,
и заканчивается к 7 суткам после рождения
(у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных).
Исходя из формулировки можно видеть,
что этот термин не подразумевает какой-либо
конкретной патологии, т.е. диагнозом как
таковым считаться не может. Подразумевается,
что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие
какого-то повреждения. На современном
уровне диагностики такой подход не может
считаться приемлемым, поэтому в мире
используются более точные характеристики
поражений мозга в перинатальном периоде.
Термин «ПЭП» был введен в российскую
неврологическую практику 30 лет назад.
Нельзя не согласиться, что медицинская
наука не стоит на месте, и за десятки лет
произошли существенные изменения как
в диагностических возможностях, так и
во взглядах на причины и механизмы развития
заболеваний. В настоящее время в России
принята [Ссылки могут видеть только
зарегистрированные пользователи
] мирового уровня, детально описывающая
поражения мозга (гипоксические, травматические,
токсико-метаболические, инфекционые)
и при правильном применении передающая
в формулировке диагноза информацию о
состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на "гипоксически-ишемическое
поражение центральной нервной системы"
при отсутствии конкретных данных ничего
не меняет и все нижеследующее действительно
и для таких "современных" формулировок).
ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА
В современной международной классификации
болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском
пространстве врачи упорно продолжают
«цепляться» за этот устаревший и невразумительный
термин.
Причины и последствия этой практики суммированы
известными российскими учеными:
Цитата:
1. Многие доктора патологией считают
те признаки, которые являются нормой
для данного возрастного периода(например,
вздрагивания, повышение мышечного тонуса
у новорожденных, «скрещивание» ножек
при опоре у детей до 3 месяцев, симптом
Грефе и т. д.). |
Малопригодны для практики формулировки,
«уточняющие» понятие ПЭП: «синдром повышенной
нервно-рефлекторной возбудимости», «синдром
мышечной дистонии», «синдром вегетативно-висцеральных
нарушений» и т.п. Эти термины крайне расплывчаты
и в какой-то мере могут быть использованы
в описании здоровых детей.
Многие врачи склонны переоценивать значение
инструментальных диагностических методов
в отрыве от клинической картины. Зачастую
методы используются устаревшие и неинформативные
(реоэнцефалография - РЭГ, эхоэнцефалоскопия
- ЭХО-ЭС), либо метод используется не по
назначению, что ведет к ошибочным выводам
(например, по данным ЭЭГ выносится заключение
о внутричерепном давлении или «нарушении
сосудистого тонуса»). Кроме того, почти
все инструментальные методы субъективны,
т.е. достаточно сильно зависят от того
человека, который их выполняет. Поэтому
интерпретировать результаты должен только
лечащий врач, с учетом клинической симптоматики.
Лечить только результаты нейросонографии
(НСГ) или ЭЭГ недопустимо, это аксиома.
Исследования предназначены лишь для
ответа на какой-либо вопрос врача, возникший
при осмотре пациента. К тому же нужно
помнить о том, что многие формально «ненормальные»
показатели в заключениях не имеют никакого
значения.
ЛЕЧЕНИЕ И ГИПЕРЛЕЧЕНИЕ
Только реальные, объективно выявленные
и четко обозначенные последствия перинатальных
поражений нервной системы могут требовать
применения лекарств, однако это всегда
симптоматическое лечение, т.е. направленное
на конкретные проблемы: при спастике
- препараты для расслабления мышц, при
судорогах - противосудорожные и т.п. Тем
не менее, большинству детей с формальной
"ПЭП" назначаются разнообразные
препараты и их комбинации с недоказанной
эффективностью. Приводим список наиболее
частых нерациональных назначений в детской
практике.
1. Так называемые сосудистые препараты.
К ним относят препараты различных групп
(циннаризин, кавинтон, сермион и т.д.)
2. Препараты, содержащие гидролизаты аминокислот,
нейропептидов и т.д. - церебролизин, актовегин,
солкосерил, кортексин и т.п.
3. Так называемые «ноотропные» препараты,
«улучшающие питание мозга»: пирацетам,
аминалон, фенибут, пантогам, пикамилон
и т.д.
4. Гомеопатические средства.
5. Разнообразные растительные препараты,
включая хорошо знакомые населению валериану,
пустырник, а также брусничный лист, медвежьи
ушки и т.д.