Казахский национальный
C.Ж. Атындағы Қазақ ұлттық
медицинский университет медицина университеті
им. С.Д. Асфендиярова
Фармацевтический
факультет.
Модуль фармацевт-менеджер.
Тема: Причины возникновения
болезней. Тактика врача и фармацевта
при лечении больных.
Выполнила:
Сабитова Х. II курс, группа ФА 10-004-2
План
- 1. Понятие болезни
- 2. Факторы болезни
- 3. Понятие этиологии
- 4. Начало ХХ столетия
- 5. Хронические болезни
- 6. Роли и стратегии врача
- 7. Тактика фармацевта
2
Понятие болезни
- Болезнь (лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.
3
Факторы болезни
Причины болезней разнообразны,
но все они могут быть сведены
в группы:
- Механические (закрытые и открытые травмы, сотрясения)
- Физические (высокая или низкая температура, электрический ток)
- Химические (промышленные токсические вещества)
- Биологические (действие болезнетворных бактерий, простейших, вирусов, грибков)
- Психогенные, включая социальные (войны, дискриминация, урбанизация и др.)
- Генетические (наследственные)
4
Понятие этиологии
- Этиоло́гия (греч. αἰτία — причина и λόγος — наука) — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней. В профессиональной медицинской среде термин этиология употребляется также как синоним «причины» (например, «грипп — заболевание вирусной этиологии»)
5
Начало ХХ столетия
- В начале XX столетия основными причинами развития болезней человека стали экологическая и генетическая модели. В соответствии с первой, болезни вызываются, главным образом, внешними повреждающими факторами, а второй - внутренними, врожденными. Поэтому меры профилактики были направлены на устранение этих
факторов, в первую очередь, внешних, а меры лечения - на нейтрализацию действия этих факторов в организме.
6
Хронические болезни
- Появились и стали доминировать хронические болезни, прежде всего: атеросклероз и его осложнения (инфаркт, инсульт), рак, ожирение, сахарный диабет, гипертоническая болезнь.
- Именно эти заболевания относят к группе неинфекционных болезней. В настоящее время они составляют более 80 % всех случаев смерти человека.
7
Вторая категория
болезней
- Вторая категория болезней - это врожденные, или генетические, болезни.
В настоящее время уже известно более 2500 нарушений, локализованных на генетическом или хромосомном уровне, которые вызывают определенные синдромы или болезни, включая главные болезни
8
Третья категория
болезней
- Третья категория болезней относиться к группе инволюционных или метаболических нарушений.
Они возникают во второй половине жизни человека и характеризуются следующими проявлениями:
· уменьшением клеточной массы определенных видов тканей за счет нарушения их воспроизводства;
· снижением иммунологической компетенции;
· потерей эластичности кожи;
· ломкостью костей;
· замещением паренхиматозной ткани различных органов (печени, почек, селезёнки и др.) соединительной тканью.
Это болезни связаны с действием побочных продуктов метаболизма клеток стареющего организма.
9
Роли и стратегии
врача
- Врач может выступать в беседе и работе с пациентом как доминантная, авторитарная фигура, как независимый эксперт, как сопереживающий (эмпатический) слушатель или гуманистический помощник. Каждая из ролей предполагает конкретный личный опыт и личностные особенности врача, но важно, чтобы он мог пользоваться всеми стратегиями.
10
Доминантный врач
- Доминантность и авторитарность усиливают субмиссию (подчиняемость) пациента, они часто важны, например, для быстрого снятия симптома у внушаемого пациента. В этой роли врач моделирует поведение строгого отца, матери, учителя, указывает на правильное и неправильное поведение, устанавливает жёсткие сроки и ограничения. Доминантный врач обычно ограничивает круг доверия к другим специалистам, демонстрируя свою осведомленность. У доминантного врача присутствует множество символов ранга — от строгой медицинской сестры до накрахмаленной шапочки. Он обычно строго ограничивает время общения с пациентом.
11
Врач-эксперт
- Как независимый эксперт врач может выступать в момент диагностической беседы. В этом случае он показывает, что его работа с расстройством носит исследовательский характер и он ценит дополнительную информацию других специалистов. При этом он отстраняется от симптомов болезни, заставляя дистанцировать ее и самого пациента. Эта роль важна на стадии собственно диагностики.
12
Врач-слушатель
- Как эмпатический слушатель врач лишь демонстрирует или по-настоящему сопереживает с пациентом. Ему интересно его слушать, клинический случай он расценивает как поразительный роман. Именно с этой роли обычно начинается контакт с пациентом. Правда, некоторые пациенты оценивают врача как "внимательного", потому что не замечают, что во время продолжительной беседы он засыпает.
13
Помощник
- Будучи гуманистическим помощником, врач показывает ценность переживаний пациента, становится с ним на одну ступень и показывает, что основные силы, способные ему помочь, находятся не за пределами его, а внутри него . Он считает, что переживания пациента содержат творческий элемент, обращает внимание на индивидуальные особенности и уникальность личности и судьбы пациента. Он не стесняется ему сказать о сходстве некоторых собственных потрясений и переживаний с проблемами пациента.
14
- Фармацевт должен всемерно поддерживать авторитет врача для сохранения веры пациента в эффективность лекарственного средства. В его присутствии недопустимо высказывание критических замечаний в адрес врача или выражение сомнений в целесообразности назначения. Не следует также сообщать клиенту аптеки об ошибке в рецепте: необходимо найти способ исправить ее без его ведома. В то же время эти ошибки нельзя оставлять без внимания. Обо всех неправильно выписанных рецептах необходимо ставить в известность главного врача лечебно-профилактической организации.
15
В своей профессиональной
деятельности провизор (фармацевт) должен:
- 1. Соблюдать этические нормы и принципы в отношении больного
- 2. Качественно и квалифицированно обслуживать посетителей аптеки
16
1
2