Принципы организации школы для больных бронхиальной астмой и хобл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 18:53, реферат

Описание работы

Нарушение проходимости дыхательных путей является достаточно распространенной патологией в практике врача как главный синдром, вторичный синдром и даже ятрогения. Бронхиальная астма и ХОБЛ – заболевания, при которых нарушение проходимости дыхательных путей является главным проявлением. Выявление бронхообструктивного синдрома является ключевым моментом в диагностических алгоритмах этих заболеваний.

Файлы: 1 файл

Школо для пациентов с БА и ХОБЛ.pptx

— 609.12 Кб (Скачать файл)

СРС 
«Принципы организации  школы для больных бронхиальной астмой и хобл»

 

Подготовила: студ.5-102 ОМ

Жумабекова А.С

Проверила: преподаватель

Жумабекова И.К

 

 

Караганда 2015

 

Карагандинский Государственный Медицинский Университет

Кафедра ОВП №2

Введение

 

Бронхиальная астма и ХОБЛ являются серьезной проблемой во всех странах мира и  наносит ущерб в виде затрат на лечение, потери работоспособности и проблем в семье.

Нарушение проходимости дыхательных путей является достаточно распространенной патологией в практике врача как главный синдром, вторичный синдром и даже ятрогения. Бронхиальная астма и ХОБЛ – заболевания, при которых нарушение проходимости дыхательных путей является главным проявлением. Выявление бронхообструктивного синдрома является ключевым моментом в диагностических алгоритмах этих заболеваний.

 

 

Принцип успешного обучения – это сотрудничество между врачом и больным, когда больной может задавать интересующие его вопросы и охотно обсуждать свои планы при каждом визите к врачу. Другим важным принципом является персонификация обучения, то есть информация и навыки должны быть специфическими и индивидуальными для каждого больного. Естественно, что всем больным астмой нужна определенная базисная информация и навыки,  которые могут быть освоены коллективными методами, однако наряду с этим обязательны индивидуальные подходы, делающие упор на особенности болезни каждого больного. У 70% больных астмой диагноз устанавливается врачами общей практики и они же наблюдают пациента в дальнейшем, поэтому именно на приеме у поликлинического врача необходимо начинать обучение.

Школа для больных с ба и хобл

 

создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.  
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно–профилактического учреждения. Как правило, это врач–пульмонолог (врач–терапевт, ВОП) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана. 

 Обучению больных проводится и по международной программе лечения GINA:

    • образовательная программа больных;
    • оценка и мониторирование степени тяжести больного;
    • элиминация факторов, провоцирующих обострение болезни или контроль над ними;
    • разработка индивидуальной схемы медикаментозного лечения;
    • обеспечение регулярности и последовательности лечения (диспансеризация).

 

Обучение больных астмой и ХОБЛ – это непрерывный процесс передачи больному и членам его семьи полезной информации для появления  у него определенных навыков и умений, которые позволят ему хорошо себя чувствовать и получать индивидуальное лечение в соответствии с планом лечебных мероприятий, разработанным совместно с лечащим врачом, под динамическим его наблюдением и контролем.

 

Основная цель обучения – создание условий для квалифицированного “самолечения” больного под контролем врача.  

Структурированные программы обучения больных БА и ХОБЛ. (Например: М.Б. Анциферов, А.Ю. Майоров, Е.В. Суркова, В.Л.Мартынов, под редакцией И.И. Дедова).  Структурированные программы – программы, разделённые на учебные единицы, а внутри них «учебные шаги» с регламентацией объёма и последовательности изложения, постановкой учебных целей и содержащие необходимый набор педагогических приёмов, включающие использование наглядного материала. Работа с интерактивной картой

 

Чтобы облегчить больным бронхиальной астмой процесс контроля и лечения в домашних условиях, на основании симптомов болезни и показателей ПСВ разработана система “цветовых зон”, помогающая контролировать течение заболевания и незамедлительно принимать меры для осуществления контроля астмы. Больной может начать действовать в соответствии с рекомендациями, предусмотренными для каждой зоны в плане, заранее разработанном лечащим врачом. Цвета зон соответствуют цветам светофора с соответствующим значением.

Зеленая зона. Зеленый цвет показывает, что все в порядке. Астма находится под контролем. Значение ПСВ составляет 80-100% от или, а отклонения обычно меньше 20%. В этой зоне не нарушены активность и сон, симптомы минимальные (в идеале – полное отсутствие). Терапия зависит от степени тяжести заболевания.

Желтая зона. Желтый цвет означает: “осторожно!”. Если выявляются следующие симптомы: ПСВ равен 50-80% от   или   для данного больного значения,  а отклонение равно 20-30%, и/или возникли симптомы астмы (симптоматика в ночное время, снижение активности, кашель, свистящие хрипы, дискомфорт в грудной клетке при физической нагрузке или в состоянии покоя) то это может означать что возникло обострение заболевания, поэтому показано временное усиление терапии, особенно ингаляционных b2-агонистов и, возможно, пероральных кортикостероидов.

“Красная зона”. Сигнал тревоги. Значение ПСВ ниже 50% от или. Симптомы астмы проявляются в состоянии покоя и усиливаются при увеличении активности. Следует немедленно назначить ингаляционные b2-агонитсы. Если значение ПСВ остается ниже 50% несмотря на применение бронходилататоров, то больной должен находиться под постоянным медицинским наблюдением. При лечении в “красной зоне” следует обратить особое внимание на выбор адекватной дозы ингаляционных b2-агонистов, кортикостероидов. Если показатель ПСВ на фоне начального лечения бронходилататорами улучшился, то лечение проводится по плану, предусмотренному “желтой зоной”. Попадание в “красную зону” является отражением неэффективности лечения в “зеленой зоне”. После того, как обострение ликвидировано, следует пересмотреть план лечения, предусмотренный в “зеленой зоне”, внести коррективы по контролю и лечению.

Таким образом, больной должен быть активным участником лечебного процесса и партнером врача. Это необходимо для выполнения врачебных рекомендаций и повышения эффективности проводимой терапии.

«Обучение — это процесс длиною в жизнь». Множество факторов влияет на поведение больного в течение жизни. Меняющиеся обстоятельства требуют изменения в тактике обучения. По словам J.L.Day, «Обучение — это процесс длиною вжизнь».Это обуславливает необходимость специальной подготовки в области обучения всех медицинских специалистов, занимающихся лечением сахарного диабета, потому что эффективность работы«Школы», ее успех обусловлен достижением взаимопонимания между врачом и пациентом.

Список использованной литературы:

 

    • Хаитов Р.М., Ильина Н.И. Аллергология и иммунология.// Национальное руководство – М.
    • Global Initiative for asthma.- WHO/Workshop. – 2006.
    • http://kaznmu.kz/press

 


Информация о работе Принципы организации школы для больных бронхиальной астмой и хобл