Проблемы нейропсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:37, реферат

Описание работы

Нейропсихология имеет особое значение для общей психологии: с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга; с другой — на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения различных общепсихологических проблем.
Велико общее методологическое значение нейропсихологии как одной из наук о мозге. Разрабатывая одну из глобальных проблем современного естествознания — проблему «мозг и психика», — нейропсихология вносит серьезный вклад в формирование естественно-научного материалистического мировоззрения.

Содержание работы

Введение………………………………..………………………………...…3
Определение нейропсихологии…………………………………………...4
История возникновения……………………………………………………5
Предмет нейропсихологии………………………………………………...8
Проблемы нейропсихологии……………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

referat_vittikh.docx

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Южный Федеральный Университет»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине

нейропсихология

на тему:

«Проблемы нейропсихологии»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса 7 группы

Педагогика и психология     девиантного поведения

Факультета психологии

Виттих Элеонора Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2013 год

 

Оглавление:

  1. Введение………………………………..………………………………...…3
  2. Определение нейропсихологии…………………………………………...4
  3. История возникновения……………………………………………………5
  4. Предмет нейропсихологии………………………………………………...8
  5. Проблемы нейропсихологии……………………………………………..11
  6. Список литературы……………………………………………………….13

 

 

  1. Введение

Нейропсихология в большей  степени, чем другие психологические  дисциплины, включена в разработку важнейшей проблемы естествознания «мозг и психика» и, бесспорно, является одной из успешно развивающихся  наук о мозге. Здесь она тесно  смыкается с медициной (неврологией, нейрохирургией), а также с другими естественнонаучными дисциплинами (анатомией, физиологией, биохимией, генетикой и др.). Однако, с другой стороны, нейропсихология как ветвь психологической науки решает важнейшие общепсихологические и философские проблемы, непосредственно участвуя в формировании общего материалистического и профессионального психологического мировоззрения. И этот аспект нейропсихологии непосредственно сближает ее с общественными дисциплинами (философией, социологией и -р.)

Нейропсихология имеет особое значение для общей психологии: с  одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга; с другой — на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения различных общепсихологических проблем.

Велико общее методологическое значение нейропсихологии как одной  из наук о мозге. Разрабатывая одну из глобальных проблем современного естествознания — проблему «мозг  и психика», — нейропсихология  вносит серьезный вклад в формирование естественно-научного материалистического  мировоззрения.

 

 

  1. Определение нейропсихологии

Нейропсихология - отрасль  психологической науки, сложившаяся  на стыке нескольких дисциплин - психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии - и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических  функций на материале локальных  поражений головного мозга. Основоположник нейропсихологии в России - А. Р. Лурия. Развивая идеи Л. С. Выготского о системном  строении высших психических функций, Лурия разработал теорию системной  динамической локализации высших психических  функций, являющуюся теоретической  основой нейропсихологии.

В качестве отдельного составляющего  выделяют детскую психологию. Детская  нейропсихология - наука о формировании функциональной мозговой организации  в онтогенезе. Возникла на пересечении  нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом нейропсихологии, в настоящее время детская нейропсихология становится самостоятельным направлением.

 

 

  1. История возникновения

Нейропсихология является одновременно отраслью экспериментальной психологии и клинической неврологии. Психология сформировалась как наука к концу 19 в., когда было признано, что психические  процессы можно исследовать, наблюдая за поведением человека.

В 19 в. клинической неврологии удалось выявить связь между  локализацией поражения мозга и изменениями в психике больных, как субъективными, так и объективными. В начале 19 в. Ф.Галль первым занялся подобными исследованиями и пришел к заключению, что головной мозг состоит из систем, каждая из которых может быть связана с тем или иным психическим процессом.

Нейропсихология стала отдельной  наукой во второй половине 20 в. благодаря  работам ряда исследователей, определивших основное содержание и границы новой  дисциплины. Главными ее творцами были Д.Хебб, Г.Гекен, А.Р.Лурия, Б.Милнер, К.Лешли, Х.-Л.Тойбер, К.Прибрам, Р.Сперри и О.Зангвилл. Все они занимались, во-первых, подробной  количественной характеристикой и описанием мозговых нарушений, вызванных заболеваниями или экспериментальными манипуляциями, и, во-вторых, объективным анализом сопутствующих изменений поведения (вербального и невербального) с помощью различных тестов и исследований.

В СССР клинические традиции развивал А.Р.Лурия. После Первой мировой войны Лурия совместно с Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым разработал новую психологическую теорию, согласно которой поведение ребенка по мере развития все больше попадает под контроль внутренней речи. Позднее Лурия и Тойбер показали, что развитие и осуществление такого контроля связаны с деятельностью лобных долей. Прибрам, нейрохирург, начал заниматься исследовательской работой в период массового увлечения психохирургией, когда ежегодно тысячи больных подвергались фронтальной лоботомии. При этой операции рассекались волокна, соединяющие задние отделы лобных долей с остальным мозгом. Прибрам изучал изменения в психике и поведении людей, возникающие после лоботомии, и обнаружил, что ее эффект обусловлен тесными связями задних отделов лобной коры с гипоталамусом и лимбической системой переднего мозга.

В настоящее время отечественная  нейропсихология представляет собой  интенсивно развивающуюся отрасль  психологической науки, в которой  выделилось несколько самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процессов. Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС. Одним из

важнейших направлений современной  нейропсихологии является реабилитационное направление, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

В 70-е годы XX века по инициативе А. Р. Лурия стало формироваться  новое направление - нейропсихология  детского возраста. Необходимость его  создания диктовалась спецификой нарушений  психических функций у детей  при локальных мозговых поражениях. Как показывают клинические наблюдения, в раннем детском возрасте поражение коры левого полушария не сопровождается характерными для взрослых нарушениями речевых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы поражения правого полушария мозга. Возникла необходимость специального изучения "детских" нейропсихологических симптомов и синдромов, описания и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по "приспособлению" к детскому возрасту методов нейропсихологического исследования и их усовершенствованию.

Систематическое нейропсихологическое исследование детей в возрасте от 5 до 15 лет с локальными мозговыми  поражениями, проведенное Э. Г. Симерницкой, обнаружило, что на разных ступенях онтогенеза поражение одного и того же участка мозга проявляется неодинаково. Выделены три возрастные группы (5-7, 7-12, 12-15 лет), каждая из которых характеризуется разными симптомами. Максимальные отличия от "взрослой" симптоматики обнаружили дети первой возрастной группы. Хотя поражение левого полушария у этих детей и ведет к речевым нарушениям, последние носят иной, чем у взрослых, неафазический характер. В то же время поражение правого полушария у них приводит к речевым дефектам (как правило, в виде вербально-мнестических нарушений) существенно чаще, чем у взрослых. Результаты дихотического исследования (одновременного предъявления слов в левое и правое ухо с целью их опознания и запоминания) свидетельствуют о том, что поражение правого полушария у детей часто вызывает билатеральное ухудшение восприятия словесного материала, что никогда не наблюдается у взрослых больных, у которых билатеральный эффект связан с левополушарными поражениями мозга. Эти факты указывают на качественное различие механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия у детей и взрослых. Как вербальные, так и невербальные (зрительно-пространственные) функции в детском возрасте имеют иную мозговую организацию, чем у взрослых.

Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций  у детей с локальными мозговыми  поражениями позволяет выявить  закономерности хроногенной локализации  этих функций. Детская нейропсихология открывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для решения вопроса о генетической и социальной детерминации этих фундаментальных закономерностей работы мозга. Велико и прикладное значение детской нейропсихологии, так как адаптированные к детскому возрасту нейропсихологические методы позволяют определять зоны поражения мозга у детей столь же успешно, как и у взрослых.

Наконец, в последнее время  все более начинает утверждаться нейропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная нейропсихология) - изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии. Актуальность нейропсихологического анализа психических функций у здоровых людей диктуется и теоретическими, и практическими соображениями. Важнейшей теоретической задачей, встающей в этой области нейропсихологии, является необходимость ответа на вопрос, возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.

Подводя итоги анализа  основных направлений современной  отечественной нейропсихологии, можно выделить следующее:

  • центральная теоретическая проблема нейропсихологии - проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека - остается главной для каждого из них, только она изучается на разном "материале" и разными методами;
  • в целом отечественная нейропсихология представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы "мозг и психика"; от простого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, она перешла к их систематизации, т. е. к научному знанию.

 

  1. Предмет нейропсихологии

Нейропсихология — это  наука, изучающая мозговые механизмы  психических функций на материале локальных поражений мозга.

Сфера практического применения нейропсихологии постоянно расширяется. Нейропсихологический подход оказался весьма продуктивным для изучения различных проблем: типологии нормы, развития психики в онтогенезе, особенностей нарушений психики при пограничных состояниях ЦНС, динамики психических функций под влиянием психофармакологических воздействий, изменений психических функций в возрасте инволюции, межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия и др.

Все устоявшиеся нейропсихологические представления на данный момент составляют три нейропсихологические концепции.

  1. Концепция динамической хроногенной системной локализации ВПФ в головном мозге, основывающаяся на принципах созревания мозга «снизу вверх», принципах иерархии и гетерохронности локализации, постепенной латерализации и системной локализации ВПФ.
  2. Концепция фактора (Р.А. Лурия), лежащего в основе несформированности (или девиации, или дефекта) ВПФ. «Понятие фактора является одним из наиболее важных в системе «инструментов» нейропсихологических исследований нарушений или несформированности тех или других видов психической деятельности, позволяющих уточнить представления о развитии ВПФ у детей, об их структуре, взаимодействии и взаимовлиянии и, главное, о взаимодействии мозга и его определенных зон с психикой ребенка».
  3. Концепция «нейропсихологического синдрома и симптома». «Нейропсихологический синдром представляет собой избирательное нарушение одной группы психических процессов, в состав которых входит нарушенный (несформированный) фактор, при сохранности других ВПФ, в структуру которых этот фактор не входит. Симптом представляет собой нарушение той или другой ВПФ, имеющей определенный механизм» (Там же, с.69-70). Содержание этой концепции раскрывается в принципах гетерохронности в развитии, компенсации дефекта ВПФ, принципе специфичности и изменений факторов, лежащих в основе синдромов несформированности ВПФ и динамике системы ВПФ в зависимости от возрастного этапа.

Информация о работе Проблемы нейропсихологии