Реформа здравоохранения
в России — реформа системы здравоохранения,
осуществляемая в России.
Реформа направлена на создание
условий, которые позволят осуществлять
не только лечение и профилактику
заболеваний, но и обеспечивать оказание
качественной и доступной медицинской
помощи, проводить научные исследования
и подготовку медицинских и фармацевтических
работников, а также поддерживать
и развивать материально-техническую
базу системы здравоохранения в
России.
Проблемы в системе здравоохранения
В 2005 году говорилось, что
в последнее десятилетие состояние
здоровья населения России заметно
ухудшилось. Средняя продолжительность
жизни граждан на 10-12 лет ниже,
чем в странах с развитой экономикой.
Смертность населения с 1993 по 2003 годы увеличилась на 13,1 %, в том
числе лиц в трудоспособном возрасте —
на 9,4 %. Высокими по сравнению со среднеевропейскими
показателями остаются уровни материнской,
младенческой и детской смертности. Только
треть детей в возрасте до 18 лет здоровы.
Растёт потребность в медицинской помощи,
так как течение болезней становится более
тяжелым и длительным. Увеличивается удельный
вес запущенных патологий, лечение которых
требует значительных затрат. В системе
здравоохранения накопились следующие
серьёзные проблемы:
- Ограниченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, отсутствие профилактики заболеваний, а также несбалансированность их с имеющимися финансовыми ресурсами. Как следствие этого нарастает платность медицинской помощи, причем в неконтролируемых формах. Доступность медицинской помощи для населения снижается, причем в наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные слои граждан. Назрела необходимость в уточнении системы государственных гарантий, неотъемлемой частью которой явится профилактика заболеваний.
- Сложившаяся система обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечивает существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняют свои обязательства по уплате страхо-вых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме. Существенно обострилась проблема неравенства регионов по уровню финансирования здравоохранения. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования часть налоговых платежей недостаточна для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС. Деятельность страховых медицинских организаций не смогла существенно повлиять на эффективность использования средств ОМС. Отсутствуют действенные рычаги привлечения средств граждан и организаций в систему ОМС.
- Имеющиеся в системе здравоохранения ресурсы используются неэффективно. Существующая система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением; доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи, слабым развитием сети специализированных медицинских учреждений профилактической направленности, недостаточной мотивацией медицинского персонала к качественной работе.
Цели и мероприятия
Целью реформы здравоохранения
является повышение доступности
и качества медицинской помощи для
широких слоев населения. Этой цели
соответствуют следующие направления
и конкретные мероприятия реформы.
Законодательное
закрепление госгарантий оказания
медпомощи населению
Гарантируемые объемы медицинской
помощи конкретизируются на основе стандартизации
медицинских технологий, содержащих
профилактику заболеваний. Для каждого
вида заболеваний на федеральном
уровне разрабатываются и утверждаются
стандарты медицинской помощи, включающие
перечни медицинских услуг и
лекарственных средств, а также
алгоритмы выполнения медицинских
услуг, единые для всей страны. На их
основе субъекты Российской Федерации
разрабатывают клинико-экономические
стандарты, конкретизирующие требования
федеральных стандартов и содержащие
оценку стоимости оказания медицинской
помощи.
В случае если предусмотренные
клинико-экономическим стандартом
медицинские услуги не могут быть
предоставлены в связи с наличием медицинских
противопоказаний к их применению, гарантируется
оказание медицинской помощи, не предусмотренной
клинико-экономическим стандартом, что
предполагает более высокий уровень принятия
решения — врачебной комиссией медицинской
организации. Такой подход с одной стороны
обеспечивает конкретизацию объемов бесплатной
помощи, с другой — сохраняет необходимую
свободу врача при принятии решения.
Модернизация системы
ОМС
Модернизация системы
обязательного медицинского страхования
предполагает:
- упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;
- завершение перевода системы ОМС и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе, то есть двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию должна уступить место преимущественно одноканальной системе;
- перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор. Страховые медицинские организации должны стать информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных. Участие страховых медицинских организаций в системе ОМС необходимо для создания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, достигаемой благодаря конкуренции страховых медицинских организаций друг с другом за застрахованных. Одним из основных условий достижения конкуренции — это реальный выбор самими застрахованными страховой медицинской организации;
- укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования за счет реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по ОМС неработающего населения. Страховые взносы субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньшем, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС, и ее стоимости.
Совершенствование
системы оказания медпомощи
В ряду главных мероприятий:
- обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом ее направленности на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик. В ближайшие два года новым диагностическим оборудованием необходимо оснастить более 10 тысяч муниципальных поликлиник, из них более трети на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. В начале 2006 года заработная плата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестер — не менее чем на 5 тысяч рублей. Будет обеспечена подготовка более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики, обновлен автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи;
- повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и прежде всего их использование при лечении детей. Число граждан, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в четыре раза. Для этого предстоит поднять эффективность работы как уже существующих центров высоких медицинских технологий, так и построить новые, и прежде всего в субъектах Российской Федерации, включая Сибирь и Дальний Восток;
- перемещение части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;
- преобразование значительной части медицинских учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, обладающие большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающие эти ресурсы за результаты своей деятельности;
- обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи;
- переход к новым методам оплаты труда медицинских работников.
В совокупности эти меры будут
способствовать позитивным преобразованиям
в системе здравоохранения, сформируют
культуру здоровья у населения, повысят
ответственность граждан за состояние
собственного здоровья, улучшат финансовое
обеспечение отрасли, повысят качество
и доступность медицинской помощи,
усилят ее профилактическую направленность.
Будут созданы и внедрены
приоритетные программы развития на
основе улучшения инвестиционной привлекательности.
Обеспечение лекарствами
Обеспечение доступа граждан
к эффективным, безопасным и качественным
лекарственным средствам, формирование
комплексной программы лекарственного
обеспечения отдельных категорий
граждан.
Для обеспечения населения
эффективными, безопасными и качественными
лекарственными средствами будут решены
следующие задачи:
- внедрение дополнительного медицинского страхования лекарственного
- обеспечения граждан (лекарственное страхование);
- совершенствование системы государственного регулирования цен на лекарственные средства;
- совершенствование механизмов государственного контроля деятельности субъектов обращения лекарственных средств с учетом международных регуляторных требований.
Планируется разработать
приоритетные направления деятельности
государства в сфере обеспечения
граждан качественными, эффективными,
безопасными и доступными лекарственными
средствами.
С целью приведения законодательства
Российской Федерации в соответствие
с международными требованиями планируется
разработать Технический регламент
«О лекарственных средствах», национальные
стандарты «Правила проведения качественных
клинических исследований лекарственных
средств», «Правила лабораторной практики»,
«Правила оптовой торговли лекарственными
средствами».
Охрана здоровья
матерей и детей
Улучшение состояния здоровья
детей и женщин путем повышения
доступности и качества медицинской
помощи.
Охрана здоровья матерей
и детей, репродуктивного здоровья
населения России при сложившейся
социально-демографической ситуации
в последние годы становится одним
из основных критериев эффективности
здравоохранения. Планируемый комплекс
мер по созданию эффективной системы
охраны материнства и детства, репродуктивного
здоровья будет способствовать обеспечению
единой государственной политики и
поддержки в этой области; совершенствованию
законодательной и нормативной
базы; сохранению и укреплению здоровья
матери и ребенка, профилактике нарушений
репродуктивного здоровья населения.
Решение поставленной задачи
будет реализовываться за счёт:
- расширения и интенсификации профилактической деятельности, включая всеобщую диспансеризацию детей;
- расширения видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;
- внедрения высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний, пороков развития у детей;
- развития перинатальной помощи;
- осуществления системы эффективных мер по сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья;
- разработки и реализации мер по улучшению показателей здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов.
Санитарно-эпидемиологическое
благополучие
Обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия, защита прав потребителя
и благополучия человека.
Одним из важнейших аспектов
реформирования здравоохранения является
усиление и совершенствование мер, направленных
на профилактику социально обусловленных
заболеваний (инфекционных и массовых
неинфекционных) и снижение риска воздействия
неблагоприятных факторов среды обитания
на население.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Российской
Федерации будет продолжено осуществление
мероприятий, направленных на снижение
уровня инфекционной заболеваемости,
профилактику, выявление и устранение
влияния вредных и опасных
факторов среды на здоровье человека,
обеспечение санитарно-карантинного контроля
в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации, недопущение
распространения инфекционных болезней
при заносе на территорию страны.
Для развития нормативного правового
регулирования в сфере обеспечения
благополучия человека будут установлены,
с учётом степени риска причинения
вреда, необходимые требования санитарно-эпидемиологической
безопасности среды обитания человека,
продукции, процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации.
Будет реализован комплекс мер
по снижению масштабов алкоголизма
и наркомании, укреплению здорового
образа жизни, развитию физической культуры
и спорта.
Подготовка кадров
здравоохранения
Повышение качества профессиональной
подготовки и переподготовки кадров
здравоохранения
С целью повышения качества
подготовки специалистов в системе
непрерывного профессионального образования
и конкурентоспособности российского
диплома о высшем медицинском
образовании, реализации первоочередных
мероприятий, вытекающих из Болонских
договоренностей, будет обеспечено
завершение формирования системы медицинского
и фармацевтического образования
в соответствии с международными
требованиями.
Будет совершенствоваться единая
национальная система контроля качества
подготовки специалистов на всех этапах
непрерывного образования.
Государственный заказ на
подготовку кадров здравоохранения
будет соответствовать дифференцированным
нормативам потребности в различных
видах медицинских услуг, учитывающим
региональные особенности организации
работы и размещения сети медицинских
учреждений, демографическую ситуацию
и динамику здоровья населения, а
также необходимость возрождения
профилактики заболеваний, как традиции
российской медицинской школы.