Профилактика детского невроза.
Рекомендации
для родителей.
Невротизм - психическое состояние,
характеризующееся эмоциональной неустойчивостью,
тревогой. симптомы могут возникать у
нормального ребенка в случае сильного
эмоционального напряжения, когда малыш
перестает чувствовать себя счастливым,
любимым и уверенным.
Неврозы - при сверхсильном для ребенка
раздражителе - травмирующем событии,
с которым его психика не в состоянии справиться,
он заболевает неврозом. Невроз - одна
из форм нервно-психических расстройств.
Больной неврозом обостренно реагирует
на травмирующую его психику ситуацию.
Основными невротическими проявлениями
у детей являются: невроз страха, невроз
навязчивых состояний, ночное недержание
мочи (энурез), отсутствие аппетита, речевые
неврозы.
Виды неврозов
у детей
- Невроз тревоги или страха. У ребенка возникают не мотивированные приступы боязни и тревоги, в среднем они продолжаются 10-30 минут. Чаще всего они совпадают с отхождением ребенка ко сну, могут сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте дети, как правило, боятся оставаться одни, пугаться темноты, а так же различных животных и мифических субъектов.
- Невроз навязчивых состояний. Его подразделяют на:
- Обессивный невроз – типичны разного рода навязчивые действия: шмыганье носом, вздрагивания плечами и пр;
- Фобический невроз – боязнь замкнутых помещений, режущих и колющих предметов и пр.
- Депрессивный невроз. Наиболее характерен для подростков. Выражается заниженной самооценкой, слезливостью, скудной мимикой и заторможенными действиями. Может пропасть аппетит, возникнуть бессонница.
- Истерический невроз. Чаще всего встречается среди младших дошкольников. может выражаться падением на пол, и сопровождаться криками и плачем, а также ударами о твердую поверхность, и, в редких случаях, приступами респираторного характера.
- Астенический невроз. Картина этого невроза обусловлена несдержанностью, ярко выраженной раздражительностью и плаксивостью. Как правило, при этом расстройстве отмечаются нарушения сна и аппетита. Характерен для детей, учащихся в средних и старших классах, в следствии чрезмерной занятости дополнительными вне школьными занятиями.
-
Ипохондрический невроз. Чаще наблюдается у подростков. Выражается в чрезмерной заботе о здоровье, не обоснованном страхе перед различными заболеваниями.
- Невротическое заикание. Чаще отмечается у мальчиков. Наиболее выраженно в период становления речевых навыков – в 2-3 года, или в пятилетнем возрасте, когда речь значительно усложняется. Главная причина – психическая травма, например: сильный испуг или вынужденная разлука с родителями.
- Невротические тики. Как и в предыдущем случаи, этот невроз чаще характерен для мальчиков. Кроме психических факторов, причинами расстройства бывает местное раздражение, к примеру, блефарит, досаждающий малышу на протяжении длительного времени, это будет содействовать становлению привычки необоснованно потирать глаза. Такой невроз дает ребенку ощущение скованности, зажатости, стремление совершить навязчивое, но уже привычное действие или жест.
- Невротические расстройства сна. Выражаются тревожным сном, трудностями при засыпании, лунатизмом, преследующими ночными кошмарами. Чаще эти расстройства встречаются среди подростков и дошкольников. К сожалению, природа этого невроза до конца не изучена.
- Невротическое расстройство аппетита – анорексия. Чаще встречается в раннем возрасте. Как правило, анорексия взаимосвязана с настойчивыми попытками взрослых насильно накормить малыша. Так же причиной может быть любое отрицательное событие, совпавшее с приемом пищи (внезапный испуг, конфликт). Наблюдается ухудшение настроение во время еды, срыгивание, медленный прием пищи.
- Невротический энурез. Неосознанное опорожнение мочевого пузыря, как правило, в ночное время суток. Усугубляется после телесного наказания и психотравмирующих ситуаций.
- Невротический энкопрез. Неуправляемое выделение испражнений. Чаще наблюдается у мальчиков 6-9 лет. В большинстве случаев, страдающих от строгово воспитания. Встречается реже, чем энурез.
- Привычные действия патологического характера. Например, сосание пальцев, касание ногтей, выдергивания волос, раскачивание отдельными частями тела или всем туловищем в процессе засыпания.
Причины детских
неврозов
Основная причина –
психическая травма, но существенное
значение имеет и следующие факторы:
- Наследственность, анамнез беременности и родов, пол, возраст, перенесенные болезни.
- Наличие психических травм.
- Особенности воспитания, а так же образование семья.
Нередко невроз формируется
вследствие хронического недосыпания
и перезагруженности ребенка
в психическом плане.
Профилактика
и лечение детских неврозов
Успешное лечение невроза
следует ожидать только в том
случае, если получиться найти и
устранить его истинную причину.
Основное лекарство для ребенка
– радость и смех. Благодаря моментам
счастья стираются не нужные стереотипы
у детей.
Врачи-психотерапевты могут
предложить не мало методик, которые помогают
избавить ребенка от состояния невроза,
к примеру: гипноз, гомеопатия, игровая
терапия, лечения сказками. В крайних случаях
приходится прибегать и к медикаментозным
методам лечения. Но важным лекарем для
ребенка все же будет спокойное и благоприятное
атмосфера в доме, отсутствие семейных
конфликтов.
Рекомендации
родителям
- Для профилактики неврозов в 1-ю очередь должно быть устранено все, что мешает нормальному формированию высшей нервной деятельности; следовательно, можно сказать, что профилактика неврозов начинается с внутриутробного периода развития, когда беременной женщине необходимо создавать оптимальные условия жизни, оберегая ее от чрезмерных волнений, всяческих семейных неурядиц, переутомления и соматических заболеваний.
- После рождения ребенка профилактика включает создания условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья, а так же такую организацию бодрствования, которая отмечается возрастным требованиям. Большое значение имеет спокойная обстановка в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.
- Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
- Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день, спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в этом или ином случае, помогите понять причины поступков других людей.
- Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем – то приятном. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями.
- Никогда не высказывайте в присутствии ребенка – дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» – устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.
- Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что – то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово. Что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.
- Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли много вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое.
- Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим для ребенка.
- И не забывайте хвалить своего ребенка.