Профилактика детского невроза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Неврозы - при сверхсильном для ребенка раздражителе - травмирующем событии, с которым его психика не в состоянии справиться, он заболевает неврозом. Невроз - одна из форм нервно-психических расстройств. Больной неврозом обостренно реагирует на травмирующую его психику ситуацию. Основными невротическими проявлениями у детей являются: невроз страха, невроз навязчивых состояний, ночное недержание мочи (энурез), отсутствие аппетита, речевые неврозы.

Файлы: 1 файл

Профилактика детского невроза.docx

— 739.08 Кб (Скачать файл)

Профилактика детского невроза.

Рекомендации  для родителей.

 

Невротизм - психическое состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой. симптомы могут возникать у нормального ребенка в случае сильного эмоционального напряжения, когда малыш перестает чувствовать себя счастливым, любимым и уверенным.

 

Неврозы - при сверхсильном для ребенка раздражителе - травмирующем событии, с которым его психика не в состоянии справиться, он заболевает неврозом. Невроз - одна из форм нервно-психических расстройств. Больной неврозом обостренно реагирует на травмирующую его психику ситуацию. Основными невротическими проявлениями у детей являются: невроз страха, невроз навязчивых состояний, ночное недержание мочи (энурез), отсутствие аппетита, речевые неврозы.

 

Виды неврозов у детей

 

  1. Невроз тревоги или страха. У ребенка возникают не мотивированные приступы боязни и тревоги, в среднем они продолжаются 10-30 минут. Чаще всего они совпадают с отхождением ребенка ко сну, могут сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте дети, как правило, боятся оставаться одни, пугаться темноты, а так же различных животных и мифических субъектов.
  2. Невроз навязчивых состояний. Его подразделяют на:
    • Обессивный невроз – типичны разного рода навязчивые действия: шмыганье носом, вздрагивания плечами и пр;
    • Фобический невроз – боязнь замкнутых помещений, режущих и колющих предметов и пр.
  1. Депрессивный невроз. Наиболее характерен для подростков. Выражается заниженной самооценкой, слезливостью, скудной мимикой и заторможенными действиями. Может пропасть аппетит, возникнуть бессонница.
  1. Истерический невроз. Чаще всего встречается среди младших дошкольников. может выражаться падением на пол, и сопровождаться криками и плачем, а также ударами о твердую поверхность, и, в редких случаях, приступами респираторного характера.
  2. Астенический невроз. Картина этого невроза обусловлена несдержанностью, ярко выраженной раздражительностью и плаксивостью. Как правило, при этом расстройстве отмечаются нарушения сна и аппетита. Характерен для детей, учащихся в средних и старших классах, в следствии чрезмерной занятости дополнительными вне школьными занятиями.
  3. Ипохондрический невроз. Чаще наблюдается у подростков. Выражается в чрезмерной заботе о здоровье, не обоснованном страхе перед различными заболеваниями.
  4. Невротическое заикание. Чаще отмечается у мальчиков. Наиболее выраженно в период становления речевых навыков – в 2-3 года, или в пятилетнем возрасте, когда речь значительно усложняется. Главная причина – психическая травма, например: сильный испуг или вынужденная разлука с родителями.
  5. Невротические тики. Как и в предыдущем случаи, этот невроз чаще характерен для мальчиков. Кроме психических факторов, причинами расстройства бывает местное раздражение, к примеру, блефарит, досаждающий малышу на протяжении длительного времени, это будет содействовать становлению привычки необоснованно потирать глаза. Такой невроз дает ребенку ощущение скованности, зажатости, стремление совершить навязчивое, но уже привычное действие или жест.
  6. Невротические расстройства сна. Выражаются тревожным сном, трудностями при засыпании, лунатизмом, преследующими ночными кошмарами. Чаще эти расстройства встречаются среди подростков и дошкольников. К сожалению, природа этого невроза до конца не изучена.
  7. Невротическое расстройство аппетита – анорексия. Чаще встречается в раннем возрасте. Как правило, анорексия взаимосвязана с настойчивыми попытками взрослых насильно накормить малыша. Так же причиной может быть любое отрицательное событие, совпавшее с приемом пищи (внезапный испуг, конфликт). Наблюдается ухудшение настроение во время еды, срыгивание, медленный прием пищи.
  8. Невротический энурез. Неосознанное опорожнение мочевого пузыря, как правило, в ночное время суток. Усугубляется после телесного наказания и психотравмирующих ситуаций.
  9. Невротический энкопрез. Неуправляемое выделение испражнений. Чаще наблюдается у мальчиков 6-9 лет. В большинстве случаев, страдающих от строгово воспитания. Встречается реже, чем энурез.
  10. Привычные действия патологического характера. Например, сосание пальцев, касание ногтей, выдергивания волос, раскачивание отдельными частями тела или всем туловищем в процессе засыпания.


Причины детских  неврозов

 

Основная причина –  психическая травма, но существенное значение имеет и следующие факторы:

    1. Наследственность, анамнез беременности и родов, пол, возраст, перенесенные болезни.
    2. Наличие психических травм.
    3. Особенности воспитания, а так же образование семья.

Нередко невроз формируется  вследствие хронического недосыпания  и перезагруженности ребенка  в психическом плане.


Профилактика  и лечение детских неврозов

 

Успешное лечение невроза  следует ожидать только в том  случае, если получиться найти и  устранить его истинную причину. Основное лекарство для ребенка  – радость и смех. Благодаря моментам счастья стираются не нужные стереотипы у детей.

Врачи-психотерапевты могут  предложить не мало методик, которые помогают избавить ребенка от состояния невроза, к примеру: гипноз, гомеопатия, игровая терапия, лечения сказками. В крайних случаях приходится прибегать и к медикаментозным методам лечения. Но важным лекарем для ребенка все же будет спокойное и благоприятное атмосфера в доме, отсутствие семейных конфликтов.

 

Рекомендации  родителям

 

      1. Для профилактики неврозов в 1-ю очередь должно быть устранено все, что мешает нормальному формированию высшей нервной деятельности; следовательно, можно сказать, что профилактика неврозов начинается с внутриутробного периода развития, когда беременной женщине необходимо создавать оптимальные условия жизни, оберегая ее от чрезмерных волнений, всяческих семейных неурядиц, переутомления и соматических заболеваний.
      2. После рождения ребенка профилактика включает создания условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья, а так же такую организацию бодрствования, которая отмечается возрастным требованиям. Большое значение имеет спокойная обстановка в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.
      3. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
      4. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы  с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день, спокойно обсудите  с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в этом или ином случае, помогите понять причины поступков других людей.
      5. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш в постели, присядьте  рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем – то приятном. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок  перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями.
      6. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка – дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся  ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» – устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.
      7. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что – то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово. Что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним  спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть  разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.
      8. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли много вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить»  требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое.
      9. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим для ребенка.
      10. И не забывайте хвалить своего ребенка.



Информация о работе Профилактика детского невроза