Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:00, реферат
Коррекция дефектов осанки – не только задача физического воспитания детей, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов.
ОГОУ «Томский базовый медицинский колледж»
РЕФЕРАТ
На тему: «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ
ОСАНКИ У ДЕТЕЙ»
Проверила:
Введение
Коррекция дефектов осанки – не только задача физического воспитания детей, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов.
У детей с нарушением осанки нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо - функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Кроме того, нарушения рессорной функции позвоночника отрицательно сказываются на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться в повышенной утомляемости и головных болях.
В настоящее время
диагноз нарушения осанки имеет
каждый второй ребенок, но специалисты
относятся к этому очень
Определение нарушений правильной осанки у детей
В профилактике нарушений осанки особенно важно их раннее выявление, проще и быстрее исправить данную патологию на ранней стадии, пока дело не дошло до сколиоза. Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позы. За правильную осанку следует принимать такую, при которой голова приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а живот не выходит за линию грудной клетки.
Первые признаки нарушения осанки можно услышать от ребенка, это: жалобы на боль в груди, позвоночнике, спине, появляется быстрая утомляемость, нарушение внимания и другие. Родители могут заметить, что их ребенок сутулится, позвоночник выглядит не симметрично, лопатки на разной высоте, асимметрия талии или даже что ребенок ходит боком, не может наклониться вперед или другое.
Идеальная осанка имеет незначительный изгиб шейного отдела вперед, грудной незначительно назад, поясничный вперед, таз уходит несколько назад. Гиперлордоз возникает, если поясничный изгиб выражен чрезмерно. Кифоз-Гиперлордоз характеризируется увеличением изгибов в поясничном и в грудном отделах позвоночника, в шейном нарушений нету. «Вялая» осанка характеризируется увеличением всех изгибов позвоночника.
При «Плоской» спине изгибы отсутствуют, спина прямая как "доска", в то время как при «круглой» спине позвоночник имеет вид дуги.
Если при наклоне вперед со стороны спины, с одного боку выпирают ребра – это сколиотическая осанка. Стоит отличать сколиоз от сколиотической осанки. Большинство случаев сколиотической осанки можно полностью вылечить при своевременном обращении к специалисту, но если уже возник сколиоз лечение гораздо сложнее и эффективность гораздо ниже.
Сколиоз – это деформации позвоночника, в отличии от сколиотической осанки, при которой пока еще нет искривления позвоночника, но есть деформации ребер, грудной клетки, большой риск развития сколиоза.
Сколиоз обычно начинает
формироваться в детском возрас
По этому, необходимо обращать внимание на раннюю диагностику не запущенного сколиоза, если вовремя заметить нарушения, можно остановить прогрессирование заболевания, а также предотвратить возможные проблемы.
Один из показательных критериев наличия сколиоза - попросите ребенка нагнутся вперед, а своей рукой проведите по остистым отросткам позвонков, все выросты должны быть строго в одну линию, без перепадов, без возвышений, провалов, если смотреть сбоку, должны сохраняться физиологические изгибы.
Профилактика нарушений осанки
Основным средством профилактики нарушений осанки у детей является ЛФК, которая понимается в широком смысле этого слова и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим и лечебную гимнастику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних условиях, и в условиях детской поликлиники, физкультурного диспансера, центра реабилитации.
В вопросах профилактики нарушений осанки очень важно соблюдать статико-динамический режим:
1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой подушкой. Дети не должны спать на мягком, прогибающемся матрасе.
2. После обеда желателен дневной сон на 1–1,5 ч для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить позвоночник от нагрузки.
3. Необходимо правильно организовать рабочее место ребенка:
– освещение рассеянное, но достаточное;
– высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола составляло около 30 см (или если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза);
– высота стула должна быть такой, чтобы между стулом и голенью образовался угол в 90о;
– желательно иметь опору
для спины и стоп, чтобы не вызывать
дополнительного мышечного
4. Основные требования для рабочей позы во время занятий – это максимальная опора туловища, таза и ног, а также симметричное положение. Правильная симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:
– стопы в опоре на полу или на скамейке;
– колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);
– равномерная опора на обе половины таза;
– туловище периодически опирается на спинку стула;
– между грудью и столом рекомендуется расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь);
– предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе; плечи симметричны;
– голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;
– при письме тетрадь лежи под углом 30о, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.
5. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке (рюкзак на одном и том же плече); в начальной школе лучше использовать ранец.
6. Желательно избегать порочных поз:
– так называемое косое положение плечевого пояса при письме, когда левая рука свешивается со стола;
– косое положение таза, когда ребенок сидит на ноге, подложенной поз ягодицу;
– привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.
7. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.
Все эти, незначительные на первый взгляд, детали имеют огромное значение при профилактике и в лечении нарушений осанки, так как влиянию лечебной гимнастики ребенок подвергается в течение некоторого времени, а большую часть дня и всю ночь он проводит без ортопедического надзора.
Также, рекомендуется проводить комплекс специальных упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки.
Существует множество
профилактических и лечебных комплексов
упражнений, который необходимо подобрать
индивидуально для каждого
Универсальный комплекс упражнений, которые можно выполнять как сидя, так и стоя.
Упражнения следует повторять в течение длительного времени.
Заключение
Ребенок с дефектом осанки должен больше двигаться и заниматься физкультурой. Если позволяют условия, необходимо установить в детской шведскую стенку и постараться выделить в недельном распорядке ребенка время на уроки плавания.
Для детей с дефектами осанки обязателен регулярный врачебный осмотр, чтобы не допустить более серьезных деформаций позвоночника.
Не уставайте напоминать ребёнку о необходимости выравнивать осанку, держаться прямо, отводить плечи назад и соблюдать прямое положение торса к голове. Пусть для ребенка войдет в привычку периодически откладывать игры, отвлекаться от телевизора, компьютера и проводить небольшие физкультминутки.
И тогда наградой за все ваши усилия будет здоровый и нормально развивающийся ребенок.
Список использованной литературы