Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:01, реферат
Болезни сердечно-сосудистой системы занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости и инвалидности населения. К наиболее распространенным из них относятся ишемическая болезнь сердца ( ИБС), гипертоническая болезнь и церебральный атеросклероз.
По статистическим данным, ишемической болезнью сердца страдают около 12% всех мужчин в возрасте 45-59 лет. В последние годы отмечается тенденция к повышению заболеваемости ИБС среди лиц более молодого возраста.
Многими исследователями установлено, что у 33-80% больных ИБС наблюдаются психические изменения.
Обычно больные жалуются на забывчивость, снижение памяти. Исследования показывают, что в основе этих жалоб также лежит сужение объема восприятия. Из-за суженного объема восприятия больные при заучивании 10 слов в первый раз успевают запомнить только несколько первых слов ряда. При повторении больные стараются фиксировать внимание на ранее пропущенных словах и забывают те, которые говорили в первый раз. Наращивание запоминаемого материала начинается с третьего - четвертого прослушивания. Продуктивность запоминания снижается за счет трудности охвата и фиксации многих элементов словесного ряда.
Часть 2.
Следующая болезнь из этой
группы, гипертония, поражает людей
в самом активном возрасте и способствует
развитию атеросклероза сосудов. Обычно
больные гипертонией
При гипертонической болезни
может изменяться характер. Нередко
больные гипертонией становятся
мнительными, обидчивыми, слабодушными
и плаксивыми. У одних преобладают
раздражительность и
Больные гипертонической болезнью становятся трудными в общении, особенно для членов своей семьи. Они легко вспыхивают по незначительному поводу, не терпят возражений, обижаются и плачут по пустякам, винят своих детей и близких, что те не понимают их состояния и недостаточно внимательны к ним.
Нередко у таких больных отмечается пониженное настроение, подавленность, немотивированные тревожность и беспокойство. Больные начинают бояться пользоваться общественным транспортом, особенно метро.
В отношении умственной работоспособности больные гипертонией отмечают у себя рассеянность, забывчивость, повышенную утомляемость.
При начальных стадиях
гипертонической болезни
При выполнении мыслительных заданий ориентировка в новом материале затруднена. Это связано с тем, что больные часто не дослушивают до конца инструкции, действуют необдуманно, методом случайных проб и ошибок, минуя стадию предварительного анализа и поиска наиболее адекватного способа решения задания. Больные стараются как можно быстрее ответить на вопрос или выбрать нужное слово, часто ошибаются из-за своей поспешности, но после замечания быстро исправляются. Все это влечет за собой диффузное снижение качества умственной работоспособности.
У больных гипертонической
болезнью I-II стадии довольно часто
наблюдается ригидная скоростная установка,
которая выражается в неумении регулировать
темп деятельности в зависимости
от характера и сложности задачи,
заданной инструкции. Неумение таких
больных переключаться с
Больные с фиксированной скоростной установкой не могут приспособиться к измененному заданию и во второй раз почти не снижают скорости. Например, если за первые 30 секунд слово написано 24 раза, то за вторые 30 секунд - 20 раз.
Несмотря на жесткую скоростную
направленность больных, общий темп
деятельности неравномерен. Больные
гипертонией сразу начинают работать
в быстром темпе, но вскоре наступает
резкий спад темпа и продуктивности
работы. Так, на фоне быстрого общего темпа
отыскивания чисел по таблицам Шульте
встречаются отдельные
При выполнении методики "счет
по Крепелину" отмечаются характерные
колебания кривой продуктивности. Особенно
резко при этом меняется отрезок,
соответствующий нормальному
При гипертонической болезни могут наблюдаться и другие формы кривой работы. Так, встречаются кривые продуктивности с чрезвычайно растянутым периодом адаптации, медленным ростом продуктивности при стабильном темпе работы.
Внимание у гипертоников неустойчивое, его концентрация ослаблена. Признаки истощаемости психических процессов, особенно внимания, выражены умеренно. Продуктивность запоминания может быть неравномерной, но в пределах нормы.
Таким образом, у больных гипертонической болезнью I-II стадии выполнение единичных операций не страдает, но расстраивается динамика длительной деятельности - устойчивость внимания, выносливость к напряжению.
Максимальная продуктивность
обычно достигается в начальный
период исследования. В дальнейшем
работоспособность резко
Церебральный атеросклероз чаще всего возникает у пожилых людей, хотя может наблюдаться и в сравнительно молодом возрасте. Больные атеросклерозом часто жалуются на головные боли, шум в голове, повышенную утомляемость, слабость, нарушение сна. Они очень чувствительны к изменениям погоды, при резких колебаниях атмосферного давления у них усиливаются головные боли и общее недомогание. Такие больные с трудом засыпают, часто просыпаются среди ночи и больше не могут уснуть, утром встают вялыми, не испытывают чувства бодрости. Днем может возникать сонливость.
Особенно беспокоит больных снижение памяти. Они жалуются, что не могут вспомнить нужное слово, иногда теряют нить беседы. Часто больные не способны запомнить, что должны сделать, и вынуждены все записывать в записную книжку. Забывают, куда положили ту или иную вещь, долго ищут ее, а впоследствии она может оказаться в совершенно неожиданном месте. Особенно заметно снижение памяти на текущие события, имена, даты, цифры и номера телефонов. События давних лет больные помнят гораздо лучше.
Фон настроения обычно понижен,
больные подавлены, тоскливы. Настроение
еще больше ухудшается к вечеру или
под влиянием даже незначительных психотравмирующих
событий. При этом часто появляются
ноющие или давящие боли в области
сердца, усиливаются головная боль
и ухудшается общее самочувствие.
Пониженное настроение может сочетаться
с чувством безнадежности и
У больных церебральным атеросклерозом меняется характер. Могут появиться чрезмерные опасения за свое здоровье и за свою жизнь, мнительность, фиксация на своих ощущениях, переоценка имеющихся проявлений болезни.
Больные становятся эмоционально неустойчивыми, раздражительными. Раздражительность иногда может доходить до гневливых вспышек по пустякам. Больные становятся эгоистичными, требовательными, нетерпеливыми, мнительными и крайне обидчивыми. Часто наблюдается снижение теплого отношения к родным, сдвиг интересов на самого себя, свой организм. Появляется желание побыть в тишине, одиночестве (" чтобы никто не приставал"). Окружающим людям, особенно близким становится трудно с ними ладить.
Одной из характерных черт
церебрального атеросклероза
По мере прогрессирования болезни у больных появляется благодушие, снижаются критические качества, ослабляется требовательность к себе.
Больные атеросклерозом становятся рассеянными, медлительными. Им приходится тратить много времени на различного рода поиски ( лекарств, документов и др. ), повторять то, что было уже сделано. Больные вынуждены избегать спешки, использовать прочно зафиксированные стереотипы.
Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, от любой умственной работы быстро устают. Мышление больных теряет прежнюю гибкость и подвижность. Речь больных становится чрезмерно обстоятельной. Больные многословны, в беседе или пересказе какого-то события перечисляют мелкие, несущественные детали, застревают на этих деталях, не могут отделить главное от второстепенного. Начав одну тему, они не могут переключиться на другую.
На исследовании у всех больных выявляются трудности ориентировки в новом материале, обусловленные снижением уровня обобщения и значительным сужением объема восприятия. Инертность и тугоподвижность мыслительной деятельности, затрудняют переключение с ближайших связей и формирование направленных связей, то есть выделения сходства, существенных признаков и различий между предметами.
Так, при невозможности формирования направленных связей ответы обычно подчеркивают различия, а не сходство ("яблоко едят, а мячом играют", "слон большой, а мышка маленькая", "молоко белое, а чернила всякие бывают", "молоко пьют, чернилами пишут", "дождь капает, снег идет", "снег белый, дождь мокрый ", "у яблока есть хвостик, мяч более круглый ", "молоко и чернила отличаются цветом", "бабочка летает, а глобус стоит" и т.п.).
Иногда направленная связь, правильно выделенная в одном примере, мешает образованию адекватных связей в последующем. Например, после длительного обдумывания, больной правильно отвечает, что молоко и чернила - жидкие, но при переходе к следующей паре - "бензин - каменный уголь" застревает на этом же: бензин жидкий, а уголь твердый ".
Методика "Образование аналогий" вызывает у больных большие затруднения, они плохо усваивают инструкцию, не понимают, что от них требуется. Выявляется невозможность осмысления заданных соотношений. Часто больные отвлекаются на другие темы, стремясь уйти от выполнения задания, ссылаются на головную боль, отсутствие очков.
При выполнении методики "Исключение"
или "Четвертый лишний" выявляется
снижение уровня обобщения. Больные
ориентируются на конкретно-ситуационные
и функциональные признаки. Некоторые
больные проговаривают все
Общий темп деятельности замедлен,
выражена инертность психических процессов.
Отмечаются признаки выраженной истощаемости
психических процессов. О наличии
истощаемости можно судить при сравнении
результатов в начале и в конце
исследования. В конце исследования
обычно больные говорят о головной
боли, о том, что они устали. Постепенно
замедляется темп деятельности, увеличиваются
паузы и появляется значительно
большее количество ошибок. Особенно
четко обнаруживается истощаемость
при исследовании таблицами Шульте.
Отмечается постепенное увеличение
затрачиваемого времени на каждую последующую
таблицу. На протяжении исследования уровень
выполнения задания постоянно снижается
в связи с нарастающей
Результаты психологического обследования необходимо учитывать при составлении индивидуальных программ социально-психологической реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. При выявлении признаков истощаемости психических процессов и нарушений динамики длительных действий рекомендуются облегченные условия труда, неполный рабочий день, возможность произвольного чередования труда и отдыха, предоставление дополнительных перерывов в работе. При суженном объеме восприятия рекомендуется работа, не требующая быстрой ориентировки в новых условиях, большой психической маневренности, широкого охвата ситуации и быстрого переключения внимания с одного признака на другой. При структурных нарушениях познавательных процессов рекомендуется деятельность, состоящая в многократном выполнении одних и тех же стандартных операций, где требования к интеллектуальной ориентировке минимальны и приспособление к труду возможно при снижении интеллекта. Не может быть рекомендовано обучение новой профессии, требующее смены рабочего стереотипа и приобретения новых знаний, умений, навыков.
Информация о работе Психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями