Работа психолога в детской больнице

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 16:45, доклад

Описание работы

Работа психолога в больнице очень своеобразная и специфическая. Вообще, психолог в медучреждении, а особенно в том, где дети тяжело болеют, очевидно нужен, и не только больному ребенку. О «плохом» поведении ребенка. О семейной поддержке. Об адаптации и страхе перед будущим.

Файлы: 1 файл

Работа в психолога в детской больнице.docx

— 24.57 Кб (Скачать файл)

 

Работа в психолога в детской больнице.

Работа психолога в больнице очень своеобразная и специфическая. Вообще, психолог в медучреждении, а особенно в том, где дети тяжело болеют, очевидно нужен, и не только больному ребенку.

Самое сложное, на мой взгляд, то, что ни врач, ни родитель, ни сам пациент часто не понимают, какая именно помощь нужна ребенку, кроме лечения. Понятно, что физическое и эмоциональное состояние колоссально взаимосвязанны. Однако важно понимать, что эмоциональные реакции на одну и ту же ситуацию, на один и тот же недуг бывают очень разные, во многом определяются возрастом и личностными особенностями ребенка, а также тяжестью течения болезни. Есть дети, которые подолгу лежат в больнице и легко сохраняют хорошее эмоциональное самочувствие. У них нет никаких нарушений поведения, они легко вступают в контакт с ровесниками, быстро находят занятие по душе, продолжают, насколько это позволяют условия стационара, учиться и познавать новое. Но таких детей совсем немного, таких, которые настолько гармоничны, что условия стационара не нарушают их жизнедеятельности и эмоционального состояния. Первая задача, и ее должны очень хорошо понимать родители и врачи, — это совместными усилиями выделить из всех пациентов именно тех, кто болезненно переживает свое состояние, тех, у кого не хватает уже собственных сил и ресурсов справляться с вынужденным отрывом от дома, от привычных условий. Большинство детей ощущают себя некомфортно, когда им каждодневно нужно проходить через неприятные процедуры, которые просто жизненно необходимы. Часто доходит до того, что из-за долгого лечения медицинские манипуляции, которые, в общем-то, совсем не болезненны (например, измерение давления), вызывают у детей ощущение боли, страх, сопротивление — врачам и родителям стоит больших сил уговорить ребенка на такие простые вещи. 
О «плохом» поведении ребенка

Важно, чтобы врач мог сразу выделить «трудных» детей. Например, тех, которые ведут себя скованно, мало общаются, или, наоборот, подвижных, задиристых, шумных, непослушных. Такое поведение может быть легко воспринято как невоспитанность, избалованность. Но часто за ним скрываются серьезные эмоциональные трудности ребенка, и это способ, которым дети сообщают окружающим: «Я нахожусь в очень дискомфортном для себя состоянии».  
ВАЖНО, УМЕЕТ ЛИ РОДИТЕЛЬ В ТАКОЙ СТРЕССОВОЙ ДЛЯ СЕМЬИ СИТУАЦИИ ОСТАВАТЬСЯ УРАВНОВЕШЕННЫМ

О работе в команде

Лечащий врач, родители, специалисты — то есть все взрослые, которые есть вокруг больного ребенка, должны работать как команда. Только в этом случае можно быть уверенным, что не произойдет сбоя в передаче информации о состоянии ребенка. Очень важно отслеживать все возможные эмоциональные трудности с самого момента попадания ребенка в стационар — тогда можно вообще обойтись без осложнений.

Как правило, нарушения в поведении ребенка замечает врач и обращается за помощью к психологу. Но бывает так, что ребенок не может прийти  в кабинет в силу тяжелого физического состояния, и нужно проводить консультацию в палате. А там чаще всего получают лечение несколько человек. Можно, конечно, абстрагироваться и делать вид, что ты пришел только к конкретному ребенку и работаешь с ним. Но  более близок подход, когда такая ситуация дает возможность для дополнительного наблюдения за детьми: всегда можно заметить, если сосед по палате все время лежит, отвернувшись к стенке, или не отзывается на приглашения принять участие в игре со всеми. Такое поведение особенно настораживает, если ребенок маленький. Для него игровая деятельность в нормальной ситуации всегда должна быть привлекательна. Тут надо обратиться к врачу и сообщить о своей настороженности. И здесь нет спора, кто первым должен выявить «проблемного» ребенка, это как раз командная задача. Конечно, врачу нужно координировать всех других специалистов. Но бывает и так, что инициатором обращения к психологу является родитель ребенка. 
О семейной поддержке

Один из очень проблемных моментов для ребенка — это как себя занять. Совершенно непонятно, что делать с таким количеством свободного времени. Помощь в организации досуга должен осуществлять взрослый (родитель, педагог, социальные работники и др.). Помогать родителям-новичкам нужно, снижая уровень тревожности, обучая их способам адаптации к новой ситуации, умению слышать рекомендации, задавать вопросы, помогая родителю видеть трудности ребенка и способы их преодоления. Если говорить простым языком, то психолог должен ответить на вопрос, почему ребенок стал капризничать, почему стал плаксивым. Все вроде бы очевидно, но в такой ситуации родителю это не всегда понятно. Часто бывает, что, когда в таких обстоятельствах приходят на прием к психологу, мама жалуется на ребенка: вот, он ведет себя плохо, никогда не был таким... Наша задача — сделать так, чтобы в этом случае родитель и ребенок всегда были вместе, а не конфликтовали. Госпитализация и изоляция ребенка от его близких — это и так сама по себе сложная ситуация для семьи, но она вдобавок может вызывать у родителей расхождение во взглядах на процесс лечения и воспитания больного ребенка. Тут очень важно, чтобы связь родителя с ребенком не нарушалась, чтобы было понимание, почему так происходит, и тогда это помогает родителю не впадать в обвиняющую позицию и найти способы преодоления трудностей. 
РЕБЕНОК ВОЛНУЕТСЯ ИЗ-ЗА ОЧЕНЬ КОНКРЕТНЫХ ВЕЩЕЙ: НАПРИМЕР, ЧТО НЕ ПОПАЛ НА ПРАЗДНИК, ШКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ

О длительном лечении

Когда речь идет о помощи семьям с повторной госпитализацией, то тревоги у них может быть ничуть не меньше, чем у тех, кто оказался в больнице впервые: возникают переживания о будущем ребенка, о развитии болезни, о том, как жить дальше. Семье приходится быть в таком состоянии длительное время. Для кого-то это становится обычной ситуацией, к которой приходится приспосабливаться: есть болезнь, ее надо лечить и относительно лечения еще выстраивать какую-то свою обычную жизнь. Эта группа пациентов составляет большинство. И у них уже проблемы не адаптации, а откуда брать силы, как не отчаиваться, кто может поддержать, как жить в условиях, когда у тебя есть некоторая особенная данность. Допустим, ребенку нужно соблюдать очень жесткую диету и каждые две недели ложиться, чтобы делать капельницу с определенным препаратом. Это просто фон жизни, к которому семья привыкает и каким-то образом так существует. И здесь нужна работа с психологом, чтобы учиться в длительном варианте ставить цели, выстраивать ценности, организовывать условия, которые помогают сглаживать острые углы, связанные с частыми госпитализациями.

Чем мы в состоянии помочь, когда ребенок многократно в течение года госпитализируется в больницу, кроме организации обучения, например? Конечно, в первую очередь важна эмоциональная поддержка и помощь в реализации возрастных потребностей ребенка (общении, игровой и учебной деятельности и т.д.). Здесь возникает много тем, связанных с разнообразными переживаниями, с которыми сталкивается как родитель, так и ребенок. Порой ни взрослый, ни ребенок не знают, что же делать с возникающими обидами, злостью, с отчаянием и страхами. Трудно бывает находить резервы, двигаться дальше, когда, например, случилось обострение болезни.

И важно еще понимать, что у детей и у родителей переживания разные. Ребенок волнуется из-за очень конкретных вещей: например, что не попал на праздник, школьный спектакль. Очень часто переживают из-за болезненной процедуры. Для взрослого капельница — это ничего такого уж страшного: неприятный укол, да, бывают более тяжелые препараты, бывают менее, но в общем это все-таки не больно. Однако с точки зрения ребенка это достаточно серьезное испытание и травмирующие переживания. 
Об адаптации и страхе перед будущим

Важная помощь ребенку — это организовать ему возможность осуществлять ту деятельность, которая соответствует его возрасту. Проще говоря, маленьким детям надо играть в игрушки и, что важно, друг с другом, ребятам постарше надо не отставать от школьной программы и общаться со сверстниками. Прекрасно, когда в больнице есть игровая комната, это же вообще отдельное пространство, которое позволяет отвлечься от обстановки лечения, процедур. Нужно, чтобы кабинет психолога тоже отличался от помещений больницы. У нас, например (спасибо за это руководству), на территории, где работают психологи, есть игрушки, яркая мягкая мебель, лежат ковры, есть настольный футбол для тех, кто ждет приема, выставка детских рисунков, «Лего», детские качалки, стол со всевозможными принадлежностями для рисования и т.д. 
О развитии личности

Задача психолога — помочь ребенку сделать так, чтобы жизнь была жизнью, а не только лечением, не только выживанием или умиранием, если это самый тяжелый случай. Но чаще ребенку не грозит смерть, однако у него может быть очень тяжелое хроническое заболевание, которое ведет к инвалидности и к другим довольно серьезным ограничениям. А так как человек не заболел взрослым, получается, что личность формируется в условиях болезни и лечения. За время взросления он должен научиться общаться, выстроить свои цели, получить школьное образование, наконец. И если все это не организовать, то у ребенка просто даже не будет шанса освоить перечисленное. Причем такой подход важен при строительстве новых больниц. Потому что в стационарах, которые существуют уже много лет, даже если есть желание создать необходимые условия для больных детей, может просто не быть места. Ведь приоритетная задача больницы — это спасение жизни, лечение.

О возрастных особенностях и искренности

В случае с маленькими детьми работа сосредоточена в основном на родителях и на построении их взаимоотношений с ребенком, ведь именно с родителями ребенок проводит больше всего времени. И если мама и папа знают, какие сложности могут возникнуть, как на них правильно реагировать, умеют сгладить углы, есть большая доля вероятности, что у ребенка не возникнет каких-то психологических проблем. Получается такая своеобразная профилактика. 
КАК БЫ ГЛУПО И ПО-ДЕТСКИ НИ ЗВУЧАЛА ПРОБЛЕМА, Я ВСЕГДА ОТДАЮ СЕБЕ ОТЧЕТ В ТОМ, ЧТО, РАЗ ОНИ ПРИШЛИ, ЗНАЧИТ, ДЛЯ ИХ СЕМЬИ ЭТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТАЛИ НЕВЫНОСИМЫМИ

В работе с подростком, очень важна искренность. Как ни парадоксально звучит, когда возникает вопрос о том, что жизнь конечна, — а этот вопрос непременно появляется в работе с тяжело больными детьми, — важно быть с ним откровенным. Если ребенок задает этот вопрос, значит, он вам доверяет. Более того, это высшая степень доверия, которую очень просто разрушить, если начать утешать ребенка или говорить, мол, все совсем не так плохо, не волнуйся. Это будет абсолютной ложью по отношению к тому, с чем обращается подросток. Нужно говорить именно то, что сам в этот момент переживаешь и чувствуешь. Все мы боимся смерти, но степень страха разнится от человека к человеку, и в случае с тяжелобольным подростком она резко увеличивается. Можно сказать, интенсивность и скорость его жизни растет. Все мы смертны, но нам кажется, что до того самого момента еще бесконечно далеко, а сейчас нет времени, да и желания об этом задумываться и говорить. А об этом как раз и нужно говорить при общении с такими подростками, надо признавать: мне тоже страшно, я очень переживаю за своих близких, я тоже в растерянности. Подросток сталкивается с тем, что он бессилен, он не может никак поменять свое положение, это некоторая данность, с которой ему нужно жить, и ему не нужен психолог-всезнайка, ему нужно показать, что все мы тоже уязвимы, что мы рядом и готовы разделить с ним его переживания. К его страшным переживаниям надо присоединиться, эту тяжелую часть его жизни надо помочь ему прожить. Нужно обсуждать с ним его быт, его сложности, его недовольство, его отчаяние или безнадежность, а может, и надежду, которая еще теплится в нем, а если нет — его невыносимое и ужасное положение, — другими словами, все то, чем подросток делится. Если попытаться только утешать его, снижать его напряжение, порвется эмоциональный контакт, и этот ребенок больше не попросит помощи. Есть замечательная книжка и прекрасный моноспектакль по ней, где играет Алиса Фрейндлих, — «Оскар и Розовая дама». Маленький умирающий мальчик лежит в онкологическом отделении и беседует с Розовой дамой — пожилой женщиной-волонтером. В их диалогах описываются все те вопросы, которые возникают у детей в подобных ситуациях. В книжке очень хорошо показано, как важно быть искренним в такие моменты, хотя это очень сложно, потому что тогда тебе трудно держаться своей профессиональной позиции. В этом и есть мастерство психолога — умение найти этот баланс между искренностью и сохранением своего Я, этому все мы учимся. Если ты формален, ты не можешь оказать настоящей помощи, если ты чрезмерно включен в ситуацию, ты разрушаешься как личность. Мы не няни, не воспитатели, не аниматоры. Хотя иногда задача состоит именно в том, чтобы развлечь ребенка, перекинуться словами или просто побыть рядом, потому что он в таком тяжелом физическом и психологическом состоянии, что больше ничего делать не может.

 

 

 

 

 

Литература:  
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург; М., 1995.

2. Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/ Ф. Аскевис-Леерпе, К.Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л.Карачун. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 155, [5] с.: ил.

3. Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная  помощь населению. – М., 1998. – 232 с.

4. Беззубик К.В. Содержание  и методики психосоциальной работы  в системе социальной работы: Уч. пособие/ Под ред. проф. Е.А. Сигиды. – М.: ИНФРА – М, 2008. 168 с. – (Высшее  образование).

5. Беличева С.А. Проблемы  подготовки в России специалистов  по психосоциальной работе// Вестник  психосоциальной и коррекционно-реабилитационной  работы. – М., 2000. - № 3.

6. Гулина М.А. Терапевтическая  и консультативная психология. –  СПб., 2001.

7. Гурович И.Я. Психосоциальная  терапия и психосоциальная реабилитация  психически больных// Российский  психиатрический журнал. 2006. № 2.

8. Калитеевская  Е.Р., Ильичёва В.Н. Адаптация как  развитие: выбор психотерапевтической  стратегии// Психологический журнал. – 1995. – Т.16. - №1.

9. Кирпиченко А.А. Нервные и психические болезни (с основами ухода за больными): Учеб. пособие/ А.А. Кирпиченко, А.М. Гурленя, А.А. Пашков. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 256 с.

10. Курс лекций  по методике психосоциальной  деятельности в системе социальной  работы

11. Лекция. Введение  в курс «Содержание и методика  психосоциальной деятельности в  системе социальной работы.

12. Лукьянова И.Е. Инновационная реабилитация –  приоритетеное направление медико-социальной  работы// Социальные технологии и  исследования. 2006. №2.

13. Матвеев В.Ф. Основы  медицинской психологии, этики и  деонтологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. -176 с.; ил. – (Учеб. пособие. Для учащихся  мед. Училищ).

14. Основы педагогических  технологий: краткий толковый словарь. – Екатеринбург, 1995.

 


Информация о работе Работа психолога в детской больнице