Развитие нервной системы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 11:10, реферат

Описание работы

Адекватное приспособление к окружающей среде требует полноценного участия в этом процессе нервной системы человека.
Нервная система играет важнейшую роль в регуляции функций организма. Она обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организма с внешней средой.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................
1. Строение нервной системы человека ......................................................
1.1 Виды нервных клеток.............................................................................
1.2 Рефлексы: основные понятия и функции.............................................
1.3 Виды Рецепторов................................................................................
1.4 Классификация нервной системы.........................................................
1.5 Функции нервной системы...................................................................
2. Развитие нервной системы человека...........................................................
Заключение....................................................................................................
Список используемой литературы................................................................

Файлы: 1 файл

реферат Строение и развитие нервной системы человека.docx

— 545.52 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 2. Искривление головного мозга у пятинедельного зародыша

 

Из самого заднего (пятого) пузыря образуется продолговатый мозг, из четвертого — варолиев мост и мозжечок, из среднего (третьего) развивается средний мозг, а из второго — зрительные бугры, гипоталамическая область и часть подкорковых узлов — паллидум (бледный шар). Из орального отдела медуллярной трубки (переднего мозгового пузыря) формируются полушария головного мозга и другая часть подкорки — неостриатум (полосатое тело).9

Из клеток, расположенных в боковых частях мозговой трубки, образуется спинной мозг. Полость мозговой трубки превращается в канал спинного мозга, который расширяется в переднем конце, в полости мозговых желудочков. Развитие спинного мозга идет более интенсивно, чем головного. Так, уже у трехмесячного зародыша он в основном сформирован. Развитие мозговых пузырей происходит также неравномерно, вследствие чего их продольная ось из прямой превращается в кривую, образуя три изгиба. Отмечается интенсивный рост переднего мозгового пузыря, из которого развиваются мозговые полушария и подкорковые узлы. У четырехмесячного зародыша намечается закладка борозд и извилин, которые на пятом месяце уже хорошо заметны. Головной мозг плода к моменту родов внешне является достаточно сформированным. Все борозды и извилины, существующие у взрослого, в уменьшенном виде имеются в мозге новорожденного.

Миелинизация — это процесс формирования миелиновых оболочек вокруг отростков нервных клеток в период их созревания.10

Процесс миелинизации нервных волокон начинается на четвертом месяце эмбриональной жизни и в основном заканчивается к двум-трем годам, хотя увеличение миелинового слоя может происходить в продолжение всего периода роста организма. Вес мозга новорожденного ребенка обычно равен у мальчиков 370 г, у девочек — 360 г. Удвоение веса мозга обычно происходит к 8—9-му месяцу. Окончательный вес мозга обычно устанавливается у мужчин в 19 — 20 лет, у женщин в 16—18 лет.

Микроскопическое исследование коры больших полушарий ребенка показывает, что строение его нейронов отличается от строения нейронов других позвоночных. Здесь отмечается большая величина ядра и более развитая система отростков, что предопределяет богатство связей, свойственное человеческому мозгу. Имеются отличия и в строении корковых полей, формирование которых начинается уже у шестимесячного плода. Корковые поля мозга ребенка отличаются своеобразием в строении клеток и волокон. Эти образования являются преимуществом только человеческого мозга. В коре больших полушарий высших позвоночных, в частности обезьян, подобных образований нет. Указанная корковая структура является материальной основой, на которой развиваются те формы высшей нервной деятельности, которые присущи только человеку, — речь и связанное с ней абстрактное мышление. Вот почему попытки различных исследователей обучить обезьян речи и письму не увенчались успехом. Для формирования этих сложных функции в коре высших позвоночных нет соответствующей материальной основы.

 

 

Заключение

 

Итак, мы видим, что нервная система человека – это сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы).

Нервная система обеспечивает согласованную работу организма человека, всех его органов, систем и аппаратов, взаимоотношения с внешней средой. Благодаря нервной системе организм человека приспосабливается к быстро меняющимся условиям жизни. Через органы чувств и нервные окончания человек воспринимает различные внешние и внутренние воздействия и отвечает на них двигательными реакциями, выделением секретов (пота, слюны, желудочного или кишечного сока, гормонов).

Благодаря нервной системе, которая анализирует поступающие в нее сигналы (нервные импульсы) и организует ответные реакции через мышцы, железы, сердечно-сосудистую и другие системы, организм приспосабливается к меняющимся условиям среды. Нервная система, регулируя деятельность клеток, тканей, органов, систем и аппаратов, поддерживает постоянство внутренней среды организма, осуществляет нервную регуляцию функций.

Достигая высочайшего развития у человека, нервная система составляет материальную основу психической деятельности, чувств, памяти, обучения, речи и мышления.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». Под редакцией В.М.Астапова и Ю.В. Микадзе. 4-е издание, перераб. и доп. — М.: ПЕР СЭ, 2004. — 80 с.
  2. Борисова И.А. Мозг и нервная система человека М.: АСТ: Астрель, 2009. — 112 с.
  3. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред.проф. образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 496 с.
  4. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы М.: Мир, 2006. – 208 с.
  5. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 383 с.
  6. Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.
  7. Сулин В.Ю., Полякова-Семенова Н.Д. (сост.) Анатомия нервной системы. Методические материалы для студентов дневного отделения факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. 2000 год. , — 34 с. 
  8. Тверская C.С. Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник: Учеб. пособие для студентов / Автор-сост. С. С. Тверская. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 160 с.
  9. Фонсова Н.А, Дубынин В.А. Функциональная анатомия нервной системы Учебное пособие для вузов. — М: Экзамен, 2004. — 192 с.

1 Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». Под редакцией В.М.Астапова и Ю.В. Микадзе. 4-е издание, перераб. и доп. — М.: ПЕР СЭ, 2004. — с.6

2 Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред.проф. образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. —  с.367

3 Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы М.: Мир, 2006. – с.56.

4 Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — с.38

5 Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред.проф. образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — с.396

6 Фонсова Н.А, Дубынин В.А. Функциональная анатомия нервной системы Учебное пособие для вузов. — М: Экзамен, 2004. — с.82

7 Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — с.83

8 Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы М.: Мир, 2006. – с.78.

9 Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — с.268

10 Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — с.93

 

 


Информация о работе Развитие нервной системы человека