Развитие педиатрии в медицине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:58, реферат

Описание работы

Педиатр находится в постоянном общении с ребенком и его родителями, а также с бабушками и дедушками Детский врач должен быть хорошим психологом и педагогом. Это позволит ему завоевать авторитет у родителей и родственников, чтобы их совместные усилия направить на правильное развитие, а в случае заболевания — на быстрое выздоровление ребенка Истоки многих заболеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. Поэтому, какими будут детство и условия роста и воспитания ребенка, таким и будет состояние здоровья взрослого человека.

Содержание работы

Педиатрия как наука
Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по ист.мед.docx

— 48.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: «Развитие  педиатрии в медицине»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

1 курса педиатрического  факультета

Группа №9

Зубарева Юлия

 

 

Преподаватель: Сергеева М.С.

 

 

 

 

 

Москва 2013

План: 
 

  1. Педиатрия как наука
  2. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
  3. Выводы
  4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педиатрия как наука 
    Педиатрия (от греч. раis, род п paidos — дитя, iatreia — врачевание) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. Поэтому ее можно определить как медицину периода рост, формирования и развития человеческого организма, который является наиболее ответственным в жизни человека. Это так называемая прогрессивная стадия в жизненном цикле человека. Вот почему необычайно велики гуманизм этой специальности и ответственность человека, избравшего своей профессией педиатрию 
     
    Педиатр находится в постоянном общении с ребенком и его родителями, а также с бабушками и дедушками Детский врач должен быть хорошим психологом и педагогом. Это позволит ему завоевать авторитет у родителей и родственников, чтобы их совместные усилия направить на правильное развитие, а в случае заболевания — на быстрое выздоровление ребенка Истоки многих заболеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. Поэтому, какими будут детство и условия роста и воспитания ребенка, таким и будет состояние здоровья взрослого человека. 
     
    Преподавание педиатрии на педиатрических факультетах медицинских институтов начинается с III курса, на котором изучается пропедевтика детских болезней. Это фактически первая кафедра, дающая студенту профессиональную подготовку. Поскольку педиатрия изучает период роста и развития ребенка, то становится понятным, что на каждом возрастном этапе своей жизни ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологические качества. Поэтому знание клинической анатомии и физиологии детей различного возраста является основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки получаемых результатов. Кроме того, учет основных анатомо-физиологических особенностей позволяет определить конкретную организацию среды и режима жизни, а также питания детей различных возрастных периодов 
     
    На кафедре пропедевтики детских болезней также изучается семиотика основных поражений различных систем и организма в целом. Поскольку систематическое изложение нозоло1 ических форм детских болезней является предметом уже основного курса педиатрии, то при изучении пропедевтики вопросы диагностики рассматриваются в двух более общих аспектах. Во-первых, это симптомодиагностика, основанная на знании возрастной нормы и метода исследования и преследующая цель констатации наличия симптома патологии; во-вторых, это синдромодиагностика, т. е констатация патофизиологической связи между несколькими симптомами болезни и отражение в этой связи функциональной недостаточности (декомпенсации) данной физиологической системы. 
     
    В задачу курса входит также овладение студентом техникой ухода за ребенком и медицинскими манипуляциями и процедурами в объеме умений медицинской сестры. 
     
    На более старших курсах преподавание педиатрии будет проводиться не только на кафедрах педиатрии, но также и на специальных кафедрах (детских инфекций, детской хирургии, детской неврологии, детской отоларингологии, детской офтальмологии и др.) 
     
    Эффективность самообразования и последующий рост квалификации в значительной степени определяются тем, насколько прочно удалось овладеть основными медико-биологическими дисциплинами на вузовском этапе обучения. Именно они и составляют фундамент для последующего клинического обучения и совершенствования. Возможности для самообразования врача-педиатра велики и разнообразны. Это прежде всего постоянная работа над научной литературой и в первую очередь чтение научных педиатрических журналов, руководств и монографий. Очень большую роль в совершенствовании знаний педиатров играет их участие в работе местных филиалов Всесоюзного научного общества детских врачей, созданных во всех республиках, областях и крупных городах страны. Быть членом этого общества — дело профессиональной чести каждого советского врача-педиатра. 
     
    Педиатрия не только область медицинской науки, но и название основной врачебной специальности в государственной системе охраны здоровья детей. Врачи-педиатры воплощают в жизнь основные достижения медицинской науки и проводят практические мероприятия по обеспечению и контролю гармоническою развития детей, по распознаванию, лечению и предупреждению их заболеваний. Рабочими местами педиатров являются детские учреждения (ясли, ясли-сады, сады, школы, дома ребенка, пионерские лагеря), детские поликлиники, детские больницы (общего профиля и специализированные), бригады педиатрической скорой помощи, детские палаты родильных домов, различные консультативные кабинеты и диспансеры, детские санатории. 

 

 

 

 
2. Место педиатрии в мировой  науке и этапы её развития

 
Начало учения о ребенке  принято относить к IV веку до нашей  эры, к времени написания книги  «О природе ребенка» отцом медицины Гиппократом. Следом за Гиппократом о детях, об уходе за ними и воспитании, пишут Цельс, Гален и Соран (I и II века). В последующие 15 столетий повторялось то, что было изложено у Галена и Сорана. Лечение детей в эти годы осуществлялось по тем же принципам, как и взрослых, или не проводилось вообще. Только в XV—XVIII веках снова пробуждается интерес к лечению детей и его особенностям. Это связано с очень высокой детской смертностью, появлением благотворительных организаций и созданием в некоторых странах Европы воспитательных домов или приютов для подкидышей и беспризорных детей. Появляется большое количество трудов, посвященных воспитанию и выхаживанию детей. В 1650 г. выходит научный труд английского врача Глиссона о рахите, за этой работой следует серия публикаций Сиденгама, Ха-бержена, Дженнера, посвященных изучению инфекционных болезней у детей. Примерно через 100 лет после работы Глиссона публикуется первое руководство по педиатрии в 28 главах. Оно было написано в 1764 г. шведским врачом Нилем Розен фон Розенштейном. Через 30 лет его руководство было издано в России на русском языке. 
 
После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ педиатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для детей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа педиатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробиологические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США. 
 
В России последовательность событий была очень близка той, что происходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья». М. В. Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставлений по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчивости и энергии И. И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании. 
 
Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специальностей. Это — терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми стали читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С. Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в развитие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С. Ф. Хотовицкий и Н. А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания. 
 
Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831 —1847 1Г. он читал самостоятельный курс детских болезней, в 1842 г открыл детские палаты в клинике акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г выпустил первый русский учебник педиатрии — «Педиятрика». 
 
Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает работать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Филатова), а еще через 2 года, в 1844 г , в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера). 
 
Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профессору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841 — 1906). Н. И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессорами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране. 
 
В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент кафедры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким образом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии. 
 
В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835—1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И. В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К. А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-педиатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундаментальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом европейских авторов под редакцией Гергардта (1877). 
 
Значительный вклад в развитие отечественной педиатрической науки внес преемник Н. И. Быстрова по кафедре педиатрии Медико-хирургической академии, ученик Н. А. Тольского профессор Николай Петрович Гундобин (1860— 1908). Он и его ученики за короткое время накопили большой научный материал по анатомо-физиологическим особенностям детей, и на этой основе Н. П. Гундобин выпустил фундаментальный труд, не потерявший своей ценности и до настоящего времени, — «Особенности детского возраста». Кроме этой книги, он написал популярное руководство «Общая и часгная терапия болезней детского возраста», выдержавшее несколько изданий. 
 
Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила деятельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н. А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова 
 
 
 
 
 
^ С Ф Хотовицкии  
 
 
(1847—1902) Его эрудиция, врачебная логика и наблюдательность снискали глубокое уважение и собрали вокруг него десятки талантливых учеников. Он первым описал клинику скарлатинозной краснухи и железистую лихорадку (инфекционный мононуклеоз), а также ранний признак кори — отрубевидное шелушение слизистой оболочки губ и полосги рта. Он один из первых понял значение ателектаза в возникновении пневмонии и описал поражения сердца при скарлатине у детей. Самой яркой памятью о деятельности этого выдающегося клинициста остались его книги, читаемые и популярные до сих пор. Это «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции по острым детским инфекциям». «Клинические лекции», «Краткий учебник детских болезней». Все они были переведены на многие европейские языки и принесли до- 
 
 
 
 
 
 
 
^ Н. А. Тотскии                               К. Л. Раухфус 
 
До Великой Октябрьской социалистической революции в России отсутствовала какая-либо государственная забота о детях Первые более или менее точные данные о выживании детей на 1845 I свидетельствуют о том, что из 1000 родившихся детей до 15 лет доживали только 367, а по отдельным регионам страны — еще меньше. Причинами детской смертности, по заключению Боткинской комиссии 1886 г., явились «кишечные инфекции, недоброкачественное, несообразное, несвоевременное кормление и полное отсутствие ухода за детьми» 
 
Детская смертность (число умерших на 1000 родившихся детей в течение первого года) в 1913 г. достигала ужасающих размеров — 273 Известный деятель земской медицины П И. Куркин писал' «Едва ли можно оспаривать, что в стране, где мала ценность жизни вообще, не может высоко цениться. . и жизнь ребенка» На всю Россию имелось 23 детские консультации и те преимущественно находились в крупных городах (Москва, Петербург, Киев и др), а общий коечный фонд для детей за 80 лет существования детских больниц в России достиг к тому времени только 750 коек. Чрезвычайно высока была смертность женщин в родах и матерей. Это ярко иллюстрирует полную непричастность при царизме государства к охране здоровья детей и народа в целом 
 
В проекте Программы Российской социал-демократической рабочей партии, разработанной В. И. Лениным в 1894 г и принятой в 1903 г на II съезде РСДРП, были намечены основные положения охраны материнства и детства. Практическое же осуществление этих мероприятий началось после Великой Октябрьской социалистической революции В ноябре 1917 г. создается Народный комиссариат государственного призрения, в составе которого образована специальная коллегия, в обязанности которой входит разработка неотложных мероприятий по охране материнства и детства 31 января (13 февраля) 1918 г выходит соответствующее постановление, в разработке которого принимали участие Н К Крупская и А М Коллонтай, а консультировал и редактировал ею В. И Ленин. Оно гласило«Все обслуживающие ребенка большие и малые учреждения Комиссариата государственного призрения, от воспитательных домов в столицах до скромных деревенских яслей, — все они со дня опубликования данного декрета сливаются в одну государственную организацию и передаются в ведение отдела по охране материнства и младенчества, чтобы, составляя неразрывную связь с учреждениями, обслуживающими беременность и материнство, принимать от них брую славу русской клинической мысли. В СССР учреждена премия за лучшие труды по педиатрии им Н. Ф. Филатова. В Москве установлен памятник Н. Ф. Филатову с надписью «Другу детей». 
 
Детские клиники и педиатрические кафедры создавались постепенно во многих городах и краях России. В Казани кафедру педиатрии возглавил профессор Н. А. Толмачев, в Киеве — профессор В. Е. Чернов, в Харькове — профессор И. В Троицкий, в Одессе — профессор В. Ф. Якубович, в Юрьеве (ныне Тарту) — профессор В. П. Жуковский, в Саратове — профессор И. Н. Быстренин. 
 
Важной особенностью педиатрии последнего предреволюционного десятилетия было нарастание интереса к самому младшему возрасту. В 1908 г. в Москве по инициативе Г. Н. Сперанского была открыта первая консультация для детей грудного возраста, а в 1910 г.— первая лечебница для грудных детей, в 1913 г.— отделение для детей грудного возраста в Морозовской детской больнице (теперь Детская клиническая больница № 1). С этого времени удельный вес детей раннего возраста во всех детских клиниках и больницах России существенно возрастает. 
 
Таким образом, дореволюционный период развития педиатрии знаменателен прежде всего теми именами выдающихся отечественных ученых и врачей, которые своим талантом обеспечили накопление знаний о возрастной физиологии и заболеваниях детского возраста и завоевали русской науке мировое признание и приоритет по многим разделам педиатрии. В этот период возникли основные научные школы и вместе с тем определилось единство русской педиатрии, сформировалась ее социально-гуманистическая нравственная платформа, нацеленность на решение широкого круга проблем охраны здоровья матери и ребенка. Своеобразным итогом развития педиатрии в стране был состоявшийся в 1911 г. Первый Всероссийский съезд детских врачей, на котором рассматривались вопросы помощи новорожденным. Усилиями ведущих педиатров и общественных деятелей создавались различные общества и движения благотворительного характера, целью которых было оказание помощи находящемуся в бедственном положении детскому населению страны. Так, в 1904 г. были созданы Петербургский союз борьбы с детской смертностью, в 1909 г. — Общество борьбы с детской смертностью в Москве, в 1913 г. — Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества. 
 
С первых дней Советского государства была развернута целенаправленная, огромного масштаба деятельность по созданию первой в мире государственной системы помощи матерям и детям. Это происходило в обстановке гражданской войны и жесточайшей разрухи, когда правительству надо было решать тысячи, казалось бы, более важных проблем, от которых зависела сама судьба социалистической республики. На 6-й день установления Советской власти подписывается закон о социальном страховании, согласно которому женщинам гарантируется оплаченный отпуск по беременности и родам, а матерям предоставляется право отлучаться каждые три часа с работы для кормления детей грудью. В Программе партии, принятой VIII съездом РКП(б), были определены задачи по развитию охраны материнства и детства. Был провозглашен основной принцип развития советского здравоохранения — его профилактическая направленность В феврале 1919 г создается Совет защиты детей под руководством А. В. Луначарского, образуются специальные детские фонды, организуется бесплатное питание детей в школах и детских учреждениях Стремительно развивается сеть детских учреждений, расширяется сеть детских больниц. 
 
VIII Чрезвычайный съезд Советов 5 декабря 1936 г. принял Конституцию СССР, в которой содержался ряд статей, относящихся непосредственно к здравоохранению, в частности к охране интересов матери и ребенка. В годы Великой Отечественной войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» В 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР». В принятой на XXII съезде КПСС Программе партии получила дальнейшее развитие забота о здоровье всего населения 
 
Большим событием явилось принятие сессией Верховного Совета СССР 19 декабря 1969 г. закона Союза Советских Социалистических Республик «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» В течение 1970—1971 гг законодательство союзных республик было приведено в соответствие с этим законом Это был очередной этап совершенствования законодательства. В законе V раздел его посвящен охране материнства и детства. 
 
В принятой в 1977 г новой Конституции дело охраны здоровья народа получило дальнейшее развитие, в том числе правовая, материальная и моральная поддержка материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям 
 
Проявлением заботы Партии и Правительства явилось постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» от 15.10.77 г. Учреждено почетное звание «Народный врач СССР». Новым проявлением заботы о здоровье детей и подростков служит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981) Введен частично оплачиваемый дополнительный отпуск матерям с сохранением места работы до достижения ребенком возраста 
 
Постановление Народною комиссариата государственного призрения РСФСР об охране младенчества в стране - В сб Становление и развитие здравоохранения в первые годы Советской власти — М Медицина, 1966.

3.Выводы .В настоящее время в нашей стране имеются много научно-исследовательских институтов и много педиатрических кафедр в медицинских институтах, в которых работает большое число докторов и кандидатов медицинских наук, научных сотрудников. 
 
Большое значение для интенсификации педиатрических исследований в нашей стране имеет открытие в Москве Всесоюзного центра по охране здоровья матери и ребенка. 
 
Педиатрия последних десятилетий является исключительно динамической областью знания; рост информации, пересмотр ранее существовавших точек зрения, внедрение новых методов исследования и лечения происходят с нарастающей скоростью. Это связано прежде всего как с быстрым развитием фундаментальных теоретических наук медицинского профиля (физиология, биохимия, генетика, иммунология), так и с развитием сугубо клинических представлений, накоплением и обобщением коллективного врачебного опыта. 
 

Список  литературы:

  1.  
    Мазурин А.В., Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней» - Медицина, 1985 – 432 с
  2.  
    Н.П. Шабалов «Детские болезни» учебник 5-е издание в двух томах. «Питер» - 2002 г. – 832 с

Информация о работе Развитие педиатрии в медицине