Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:59, контрольная работа
Толчком для развития реабилитации, как науки послужили войны: Первая Мировая война и Вторая Мировая. В связи с достижениями медицины, санитарии, гигиены значительно снизились заболеваемость и смертность от острых инфекционных заболеваний. В то же время, ускорение научно-технического прогресса, быстрая индустриализация и урбанизация, загрязнения окружающей среды, увеличение стрессовых ситуаций привели к росту тяжелых неинфекционных заболеваний. Растет число пациентов с наследственной и врожденной патологией, с хроническими заболеваниями органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы, аллергическими заболеваниями, с травмами и отравлениями.
Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: терапевтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психиатров, адекватной физическому и психическому состоянию пациента на отдельных этапах реабилитации. В зависимости от причин, приведших больного к состоянию, требующему применения РМ, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.
Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возможностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств будут, то есть реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ.
Непрерывность и преемственность РМ на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе от одного к другому. Улучшается функциональное состояние различных систем организма, повышается тренированность, а всякий боле или менее длительный перерыв в использовании РМ может привести к его ухудшению, когда приходиться начинать все сначала.
Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе с этапа на этап, из одного медицинского учреждения в другое. Для этого важно, чтобы на каждом этапе в реабилитационной карте было задокументировано, какие методы и средства лечения и реабилитации применялись, каково было функциональное состояние реабилитируемого.
Социальная направленность РМ. Основная цель реабилитации – эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество и семью, восстановление личностных свойств человека как полноправного члена общества. Оптимальным конечным результатом медицинской реабилитации может быть полное восстановление здоровья и возвращение к привычному профессиональному труду.
Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации. Реабилитационный процесс может быть успешным только в случае учета характера и особенностей восстановления, нарушенных при том или ином заболевании функций. Для назначения адекватного комплексного дифференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния больного по ряду параметров, значимых для эффективности реабилитации. В этих целях применяется специальная диагностика и методы контроля за текущим состоянием больного в процессе реабилитации, которые могут подразделяться на следующие виды:
а) медицинская диагностика,
б) функциональная диагностика,
в) мотодиагностика,
г) психодиагностика.
Средства медицинской и физической реабилитации
К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия), физиотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др.
Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: произвольная экономизация дыхания, разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к психорегулирующим – психопотенцирование, аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.
Результатом правильно оказанной сестринской помощи в области реабилитации пациента является
активная жизненная позиция по отношению
к своему здоровью и
самореализации в жизни при оптимальном использовании
внутренних резервов и условий окружающей среды.
Осуществляя процесс
реабилитации, медицинская сестра выполняет
самые разнообразные
А) Сестра как лицо, предоставляющее уход.
Сестра предоставляет непосредственный сестринский уход по мере необходимости до тех пор, пока пациент или его семья не приобретут необходимые навыки по уходу. Эта деятельность направлена на
· восстановление функций
· поддержание функций
· профилактику осложнений
Б) Сестра как учитель
Медицинская сестра обеспечивает пациента и его семью информацией и помогает в выработке навыков, необходимых для возвращения к нормальному состоянию здоровья и достижения независимости. Медицинская сестра может предоставлять пациенту обучающую информацию и материалы о его болезни или инвалидности, а также предоставляет информацию о новых методах выполнения задач в повседневной жизни.
В) Сестра как «адвокат»
Медицинская сестра сообщает о потребностях и желаниях пациента другим специалистам, выступая от его имени.
Г) Сестра как «советник»
Сестра действует как постоянный и объективный помощник пациента, вдохновляя его использовать функциональные возможности, помогает пациенту распознать и увидеть сильные стороны личности пациента, организует образ жизни пациента, благоприятный для удовлетворения его потребностей.
Этапы сестринского процесса
Программы по профессиональной и социальной реабилитации включают в себя вопросы по информированию пациента о программах, создание условий наиболее благоприятных для достижения поставленных целей, обучение пациента самообслуживанию, использованию специальных реабилитационных приспособлений.
Сестринский процесс – систематическое определение ситуации, в которой находится пациент и медицинская сестра, и возникающих проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма пациента.
Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
· Создание базы информационных данных о пациенте;
· Определение потребности пациента в сестринском уходе;
· Обозначение приоритетов сестринского обслуживания;
· Оказание сестринской помощи;
· Оценка эффективности процесса ухода.
Первый этап сестринского процесса – сестринское обследование. Он включает оценку состояния пациента, сбор и анализ субъективных и объективных данных о состоянии здоровья перед осуществлением сестринских вмешательств. На этом этапе медицинская сестра должна:
· Получить представление о состоянии пациента до начала выполнения каких – либо вмешательств.
· Определить возможности самоухода пациента.
· Установить эффективное общение с пациента.
· Обсудить с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты.
· Заполнить сестринскую документацию.
Субъективные данные о здоровье пациента медицинская сестра получает в ходе беседы. Эти данные зависят от состояния пациента и его реакции на окружающую обстановку. Объективные данные не зависят от факторов окружающей среды.
Качество проведенного обследования и получения информации определяет успех последующих этапов сестринского процесса.
Второй этап сестринского процесса – определение сестринских проблем.
Сестринский диагноз – это описание состояния пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры.
Сестринский диагноз нацелен на выявление реакций организма пациента в связи с болезнью, может часто меняться в зависимости от реакции организма на болезнь, связан с представлениями пациента о состоянии его здоровья.
Основными методами сестринской
диагностики являются наблюдение и
беседа. Особое внимание в сестринской
диагностике уделяется
После формулирования всех сестринских диагнозов медсестра устанавливает их приоритетность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказания ему помощи.
Третий этап сестринского
процесса – постановка целей, составление
плана сестринских
Пациент активно участвует в процессе планирования, медсестра мотивирует цели, определяет вместе с пациентом пути достижения этих целей. При этом все цели должны быть реальными и достижимыми. Иметь конкретные сроки достижения.
При планировании целей необходимо учитывать приоритетность каждого сестринского диагноза, который может быть первичным, промежуточным или вторичным.
По времени выполнения все цели делятся на :
Краткосрочные (их выполнение осуществляется в течение одной недели, например, снижение температуры тела, нормализация работы кишечника);
Долгосрочные (на достижение
этих целей требуется более
По объему сестринской помощи, выделяют такие типы сестринских вмешательств, как
Зависимое – действия медсестры, выполняемые по назначению врача (письменное указание или инструкция врача) или под его наблюдением;
Независимое – действия медсестры, которые она может выполнять без назначения врача, в меру своей компетенции, т.е. измерение температуры тела, наблюдение за реакцией на лечение, манипуляции по уходу за пациентом, советы, обучение;
Взаимозависимые – действия медсестры, выполняемые в сотрудничестве с другими работниками здравоохранения, врачом ЛФК, физиотерапевтом. Психологом, родственниками пациента.
Четвертый этап сестринского процесса – реализация плана сестринского ухода.
Основными требованиями
к этому этапу являются : систематичность
, осуществления координации наме
Пятый этап сестринского процесса – оценка эффективности запланированного ухода.
Медицинская сестра собирает,
анализирует информацию, делает выводы
о реакции пациента на уход, о
возможности осуществления