Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:56, реферат
Обсуждение вопроса о классификации и содержательной характеристике разных видов функциональных состоянии невозможно без обращения к проблематике изучения стресса. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина, взятого из контекста физиологических исследований и распространенного на объяснение поведения человека в самых разнообразных жизненных ситуациях, не позволяет сколько-нибудь последовательно соотнести содержания понятий “стресс” и “функциональное состояние”.
1. Введение
2. Стресс
3. Анализ процесса реагирования
4. Адаптация человека к стрессовым ситуациям
5. Виды стрессов
6. Литература
дискомфорт;
2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные
стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда.
Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак :
невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения.
Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой
из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя
объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта
создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными
действиями;
5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание
интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о
невозможности предотвращения грядущего события;
6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация
достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.
При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать
в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит
Эффективная адаптация |
Неустойчивая адаптация |
Стойкие нарушения адаптации | ||
Адаптивность при низком уровне тревоги (I) |
||||
Испытуемые зрелого возраста |
54% |
36% |
10% | |
Испытуемые юно-шеского возраста |
73% |
24% |
3% | |
Адаптивность при высоком уровне тревоги (II) |
||||
Испытуемые зрелого возраста |
4% |
44% |
52% | |
Испытуемые юно-шеского возраста |
19% |
38% |
41% | |
постепенно.
Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-добровольцев, у
которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо
. Тревожная
реакция имела место у
наглядно демонстрирует
эффективность психической
низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б)
возрасте.
Таким образом, мы видим, что молодёжь более адаптивна и менее подвержена
воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого следует
сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система
человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем
легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые
ситуации.
Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том,
что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении
своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного
синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию
нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями,
оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление
обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия
вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой
бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит
Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя
работу и удачно справляетесь с ней.
Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух
взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:
1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация
поведенческой активности. Способ действия : изменение ситуации или уход из
нее.
2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря
переориентации личности.
Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим
механизмом психической адаптации:
1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;
2) фиксация тревоги на определенных стимулах;
3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;
4) концептуализация.
Тревога, несмотря
на обилие различных смысловых
собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса.
Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”,
она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной
интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение
уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов
интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной
психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их
неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым
соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических
явлений.
Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации
мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию.
Совокупность фруструации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и
интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации
микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или
производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения
нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при
эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан
анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств
окружающих
как фактора привлекающего в
подавляющем большинстве
сочеталась
с эффективной психической
как фактора отталкивающего — с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и
эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание
индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности
группы, в котором
осуществляется микросоциальное
Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к
успешной профессиональной деятельности.
В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут
создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения,
рассогласованием
между индивидуальными
деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса
в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость,
чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей
возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или
неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии
решения.
Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных
группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные
отношения, возможность открытой коммуникации.
В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований
психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического
несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса
представляется неотъемлемой частью психологии человека.
Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную
область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания,
приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи
адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов
к комплексному изучению человека.
Литература
Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их
компенсация. М., 1976.
Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека.
Л., 1988.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный
стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.
Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
Шарай В. Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм
организации экзаменационного процесса. М., 1979.