Речь человека, её значение в развитии психических функций. Функции речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 10:51, доклад

Описание работы

Речь – психическая функция, связанная со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно важных задач. Способствует получению и передаче информации.
Кто: Выготский выделил единицу, характеризующую словесно-логическое мышление- слово. Оно принадлежит как к мышлению, как и к речи. Леонтьев А.А. –основы психолингвистики, Хомский – язык и мышление, Лурия – язык и сознание, Пиаже – речь и мышление ребенка, Ушакова – речь человека в общении, Белянин – Основы психолингвистики (современный).

Файлы: 1 файл

доклад №2.docx

— 14.78 Кб (Скачать файл)

Речь – психическая функция, связанная со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно важных задач. Способствует получению и передаче информации.

Кто: Выготский выделил единицу, характеризующую словесно-логическое мышление- слово. Оно принадлежит как к мышлению, как и к речи.   Леонтьев А.А. –основы психолингвистики, Хомский – язык и мышление, Лурия – язык и сознание, Пиаже – речь и мышление ребенка, Ушакова – речь человека в общении, Белянин – Основы психолингвистики (современный).

Делится на: устную и письменную, внешнюю и внутреннюю, диалогическую и монологическую, вербальную и невербальную.

Устной речью человек облекая свои мысли в звучащие слова, передает их другим людям. Письменной речью он общается с другими людьми, она также служит средством записи и сохранения информации.

Внешняя – обладает соответствующими внешними признаками (звуковыми, двигательными, знаково-письменными), может передаваться другим людям. Внутренняя – не имеет внешних признаков, она не воспринимается окружающими и не осознается самим человеком. Ей свойственны предикативность – присутствует только предикат и отсутствует субъект, и агглютинированность – слова образованны методом агглютинации (способ образования новых слов из известных путем их слияния друг с другом и сокращения их звукового или буквенного состава (эгоцентрическая речь, 4-5 лет).

Диалогическая – в ней принимают участие 2 человека, причем высказывания каждого из них выступат как реплики (ответы) на высказывания другого.

Монологическая речь – порождается и произносится одним человеком. Может быть внешним и внутренним, т.е. способен существовать как на уровне внешней, так и на уровне внутренней речи.

Вербальная – речь, выраженная в звучащих словах или имеющая соответсвующее звуковове оформление, по которому ее можно воспринимать со стороны. Ее признаки – лингвистические – изучаются в языкознании в форме норм и правил написания и произношения слов; паралингвистические – относится громкость, темп, интонация, речь, ударение и тембр речи.

Невербальная – передается в иной форме, с помощью жестов, мимики, пантомимики. + физиологические реакции организма – покраснение, побледнение, напряженность/расслабленность мышц, частота и ритмика сердечных сокращений, дыхания человека.

Этими видами речи человек пользуется для того, чтобы решать разнообразные задачи.

Функции:

1. коммуникативная  – выступает как средство общения  или обмена информацией между  людьми.

2. интеллектуальная  – проявляетсяв ее участии в процессах мышления.

3. мотивационно-реглирующая состоит в ее участии в управлении как психическими процессами и состояниями, так и поведением человека.

4. Психодиагностическая - благодаря тому, что речь выражает  его психологию.

5. Психотерапевтическая  – успокаивает, внушает уверенность  в себе, настраивающая определенным  образом.

Мысль и слово, мышление и речь в психологии традиционно выделяются и рассматриваются как отдельные психические функции. Современные ученые считают, что хотя мышление и речь связанны друг с другом, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые психические функции.

Речь и мышление самым тесным образом связаны друг с другом. Однако не все виды мышления обязательно осуществляются на речевой основе. Существуют такие виды мышления, которые напрямую с речью не связаны— наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Разновидности речи, которые не связаны с мышлением:жесты, мимика, пантомимика. Более сложный — также почти исключительно коммуникативный вид речи — тот, который осваивают дети в раннем возрасте, от года до 3 лет. Это обычная, звучащая речь, активно используемая детьми в процессе общения с людьми, но как правило, не употребляемая для организации своего мышления. Дети поначалу осваивают речь в ее коммуникативной функции и только затем, обычно не ранее 4-летнего возраста, обращаются к использованию речи в интеллектуальной функции. Т.о. речь и мышление в психике человека могут существовать как вместе, так и отдельно друг от друга.

 

 

 

 

 

 

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Кафедра нормальной физиологии

 

 

 

 

 

 

Заведующий кафедрой:

Лазуко С.С.

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Речь человека, её значение в развитии психических функций.        Функции речи

 

 

 

  

 

 

 

 

     Подготовил: 
                             студент 43 группы 2 курса

                     лечебного факультета

       Королик А.В.

          Преподаватель:

 

 

 

Витебск, 2015

 


Информация о работе Речь человека, её значение в развитии психических функций. Функции речи