Речь и её расстройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и внимания к старым людям, ветеранам, недостаточный учёт их объективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам - созданию в стране широкой системы социального обслуживания престарелых граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального обеспечения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….4
1 Медицинская помощь и лечение…………………………………………………………..8
1.1 Охрана здоровья и медицинское страхование………………………………………….8
1.2 Виды медицинской и медико-социальной помощи…………………………………...10
1.3 Лекарственная помощь………………………………………………………………….14
2 Санаторно-курортное лечение……………………………………………………………18
2.1 Санаторно-курортное лечение инвалидов……………………………………………..19
2.2 Санаторно-курортное лечение ветеранов……………………………………………...20
3 Речь и её расстройства…………………………………………………………………….24
Понятие языка и речи…………………………………………………………………...24
Виды речи………………………………………………………………………………..26
Патологии речи………………………………………………………………………….30
3.4 Расстройства письма…………………………………………………………………….39
Заключение…………………………………………………………………………………..44
Список использованных источников………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

1 курсовая.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Этиология

Расстройство развития экспрессивного письма является новым типом нарушения, которое лишь недавно стало изучаться. Психиатры стали лучше знать это расстройство и больше им интересоваться из-за его побочных действий — последствием его является некомпетентность субъекта в письме, от которой он очень страдает. Согласно одной этиологической гипотезе, расстройств развития экспрессивного письма является результатом ее влияния одного или более из следующих нарушений: расстройство развития экспрессивного языка, расстройство развития рецептивного языка и расстройство чтения. Эта теория допускает, что в центральных областях, перерабатывающих информацию, могут быть неврологические или когнитивные эффекты.

На основе эмпирических данных высказано предположение о наличие наследственного предрасположения. У большинства детей с этим расстройством имеются родственники с таким же нарушением.

Характеристики темперамента могут играть определенную роль в расстройстве экспрессивного письма, особенно важна роль таких явлений, как кратковременное отключение внимания и легкая отвлекаемость.

 

Клинические свойства

Дети с расстройством экспрессивного письма обнаруживают затруднения в младших классах школы при правописании и выражении своих мыслей в соответствующих возрасту грамматических формах. Их предложения, в устной или письменной форме, содержат слишком много грамматических ошибок и плохо организованы по смыслу. Во время учебы во втором классе эти же дети, как правило, делают ошибки в написании коротких предложений. Например, они часто не могут, несмотря на постоянные напоминания, писать первое слово предложения с главной буквы и заканчивать предложение точкой.

По мере того как они становятся старше и учатся в более старших классах, предложения, которые эти дети произносят или пишут, становятся подозрительно короткими, примитивными, странными и не достигают уровня, который от этих детей ожидается. Выбор слов у них ошибочный и неадекватный, абзацы дезорганизованы и непоследовательны, и им становится все труднее правильно писать слова, по мере того как словарный запас становится более абстрактным и большим по числу и сложности.

Сопутствующими особенностями являются нарушение экспрессивного письма, включающее отказ или нежелание ходить в школу и выполнять домашние задания в письменной форме, плохая успеваемость в других областях (например, математике), общая утрата интереса к школе, прогулы и расстройства поведения.

Большинство детей с этим расстройством обнаруживает страх и гнев по отношению к своей неспособности и неуспеху в школе. Поэтому у них может развиваться хроническая депрессия как результат повышения чувства изоляции, отчуждения и отчаяния. Взрослые с расстройством экспрессивного письма, которым не была оказана своевременная помощь в виде коррекции обучения, продолжают страдать от этого расстройства, не способны к социальной адаптации и не могут овладеть профессиями, где необходимо умение правильно писать, а также страдают от чувства некомпетентности, неполноценности, изоляции и отчуждения. Некоторые из них пытаются избегать писать, откладывают даже написание писем или простых поздравительных открыток из-за боязни обнаружить свой недостаток. Когда их приспособительный механизм ослабевает, психопатологические проявления становятся тяжелее. Большинство из них выбирает профессии, где писать приходится минимально, например, торговлю, работу сторожа или другую работу в сфере обслуживания; очень редко они находят социально более высокую работу, требующую способности хорошо писать. Типичными сопутствующими расстройствами являются нарушение чтения, нарушение рецептивного и экспрессивного языка, арифметических способностей и расстройства поведения со склонностью к насилию.

Течение и прогноз

В тяжелых случаях расстройство становится очевидным в возрасте 7 лет (второй класс); в менее тяжелых случаях его можно не распознать до 10 лет (пятый класс) или позже. Большинство субъектов с легкой и умеренной степенью расстройств экспрессивного письма успевают неплохо, если они вовремя получают корригирующую терапию. Тяжелые расстройства требуют обширной корригирующей терапии; соответствующее обучение должно проводиться длительно в старших классах школы, а иногда и в колледже.

Прогноз зависит от тяжести расстройства, возраста и класса, когда начато корригирующее обучение, продолжительности и последовательности лечения, наличия или отсутствия сопутствующей патологии или вторичных поведенческих или эмоциональных расстройств. Те субъекты, которые впоследствии обнаруживают хорошую компенсацию, или те, которые полностью избавляются от расстройства экспрессивного письма, обычно относятся к семьям с более высоким социально-культурным уровнем.

 

 

Диагноз

Диагноз ставят на основании плохих успехов в составлении письменного текста. Возможности субъекта значительно ниже его интеллектуальных способностей, что подтверждается при предъявлении стандартизированного теста на экспрессивное письмо. Наличие основного расстройства, такого, как первазивное расстройство развития или умственная отсталость, делает постановку диагноза легче. Другие расстройства, которые следует дифференцировать с расстройством развития способности к письму, это расстройство развития экспрессивного и рецептивного языка, расстройство чтения и нарушение слуха и зрения.

Дислексия характеризует неспособность к чтению, а дисграфия—неспособность к письму. С точки зрения процедуры диагностики необходимо, чтобы каждый субъект, у которого подозревается наличие расстройства экспрессивного письма, сначала был обследован с помощью стандартизированного теста на интеллект (тест Векслера для детей или тест Векслера для взрослых) для того, чтобы определить его интеллектуальные способности перед тем, как предъявлять стандартизированный тест на экспрессивное письмо.

Лечение

Самое лучшее лечение на сегодня — корригирующее обучение, хотя относительно эффективности различных способов обучения имеются противоречия. Интенсивно и длительно проводимая в индивидуальном порядке терапия экспрессивным и творческим письмом оказывает наилучший эффект.

Терапия этого расстройства включает выработку оптимальных отношений врач — больной, как и в психотерапии. Успех или неудача в поддержании мотивации у субъекта сильно влияют на эффективность терапии. Сопутствующие и вторичные эмоциональные и поведенческие проблемы надо также учитывать и при необходимости назначать психиатрическое лечение и консультацию родителям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, социальное медицинское обслуживание - это всё то, что получает пожилой и нетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления сверх пенсии. Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определённых видах медицинской социальной помощи. При этом удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют пять видов медико-социальной помощи:

1) Первичная медико-санитарная помощь.

2) Скорая медицинская помощь.

3) Специализированная медицинская помощь.

4) Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

5) Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Под лекарственными средствами понимают вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств. Кроме того, различают также лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению.

Санаторно-курортное лечение - это один из видов социального обеспечения, который предполагает обеспечение путевками граждан, перенесших определенные заболевания, для лечения их в санаториях, с использованием благоприятных природно-климатических факторов.

Право на санаторно-курортное лечение имеют:

  1. Работающие инвалиды войны;
  2. Неработающие инвалиды войны;
  3. Работающие участники Великой Отечественной войны;
  4. Неработающие участники Великой Отечественной войны;
  5. Ветераны боевых действий;
  6. Граждане, занятые на работах с химическим оружием;
  7. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  8. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  9. Работники и члены их семей;
  10. Дети с родителями, которые осуществляют уход в соответствии с медицинскими заключениями на санаторно-курортное лечение ребенка;
  11. Отдельные категории работающих граждан.

    Таким образом, можно сделать  вывод, что в России существует  множество социальных программ  в области медицинской помощи  и лечения, которая предоставляется всем нуждающимся категориям гражданам.

Таким образом, расстройства речи у взрослых - это распад уже сложившейся речи у взрослых, вызванный различными заболеваниями. Причинами расстройств речи у взрослых людей могут быть: инсульт, динамические нарушения кровообращения, травма головы, опухоли, медленно протекающие нервно-психические заболевания, характеризующиеся слабоумием.

Однако дефекты речи могут формироваться и позже как следствие физического и психического переутомления, продолжительных голосовых нагрузок, различных заболеваний и физических травм.

В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым “психолингвистикой”.

По формам речь бывает внешняя и внутренняя. По видам – письменная и устная (диалог, монолог).

У речи есть свои свойства:содержательность, понятность,  выразительность, действенность.

Спектр различных форм речевой патологии достаточно разнообразен:прогрессивный паралич, корсаковский психоз, болезнь пика или альцгеймера, эпилепсия, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз.

Диагностические критерии для диагностического расстройства экспрессивного письма:

  1. Способность к письму, измеренная по стандартному, индивидуально предъявляемому тесту, значительно ниже ожидаемого уровня, учитывая образование и интеллектуальные способности ребенка (определяемые при индивидуальном предъявлении теста IQ).
  2. Нарушение А. значительно влияет на достижения в учебе или удовлетворение ежедневных нужд, требующих составления текстов в письменной форме (правописание слов и выражение мыслей в виде грамматически верных предложений и организации абзацев).
  3. Не связано с дефектом остроты зрения или слуха или с неврологическим расстройством.

Таким образом можно сделать вывод, что самое лучшее лечение на сегодня — корригирующее обучение, хотя относительно эффективности различных способов обучения имеются противоречия. Интенсивно и длительно проводимая в индивидуальном порядке терапия экспрессивным и творческим письмом оказывает наилучший эффект.

Терапия этого расстройства включает выработку оптимальных отношений врач — больной, как и в психотерапии. Успех или неудача в поддержании мотивации у субъекта сильно влияют на эффективность терапии. Сопутствующие и вторичные эмоциональные и поведенческие проблемы надо также учитывать и при необходимости назначать психиатрическое лечение и консультацию родителям.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Юридическая литература", 2013.
  2. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Правовая система "Гарант".
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".
  5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".
  6. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
  7. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
  8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  9. А.С. Коротаев, “Опыт организации медико-социальной помощи пожилым и старым людям бывшим узникам ГУЛАГа” // журнал “Клиническая геронтология”, 20122г., N 3.
  10. В.Н. Катюхин, Н.Ф. Дементьева; “Дома-интернаты", Санкт-Петербург, 2011г.
  11. В.С. Палунин “Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов и лиц пожилого возраста", 2011г.
  12. Геронтологический центр. Учреждение нового типа. “Соц. обеспечение", 2010г., N 1.
  13. Н.Ф. Дементьева “К потребности в медицинской помощи лицам пожилого возраста на начальном этапе адаптации в домах-интернатах” // ”Здравоохранение”, 2012г., N 3.
  14. Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
  15. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008
  16. Абелева И.Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся. / И.Ю. Абелева. - М: Приор - Издат., 2009.
  17. Арнольд И.В. Дар редчайший, дар бесценный : Советы психолога / Арнольд И.. // VITA. Традиции. Медицина. Здоровье. - 2011 - N 3.
  18. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление./С.Е. Большакова -- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 
  19. Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга./Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов -- М,: Медицина, 2008.
  20. Дмитриев Л.Б. Телеляева Л.М. и др. Фониатрия и фонопедия./Л.Б. Дмитриев, Л.М. Теляева. -- М. Феникс, 2009.
  21. Дьякова В.А. Логопедический массаж, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.А. Дьякова М., Издательский центр "Академия", 2003.
  22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Феникс, 2003.
  23. Краузе Е.Н. Логопедия. /Е.Н. Краузе. Санкт-Петербург, Корона принт, 2002. 485с
  24. Логопедия. Методическое наследие. /Под ред. Л.С. Волковой. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М., 2003.
  25. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии Популярная логопедия./ М.А. Полякова - М.: Айрис - Пресс, 2011.
  26. Флоренская Ю. Избранные работы по логопедии./Ю. Флоренская. - М.: АСТ. – 2007.
  27. Зайцев И.С., Зайцева Л.А., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция. - Мн., 2001.
  28. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
  29. Горчакова А.М. Использование клинического и психолого-педагогического аспектов при обосновании логопедического заключения // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 12-14 сентября 2002 г. / Моск. гос. откр. пед. ун-т. - М., 2002.
  30. Грибова О.Е. Приём научного моделирования как средство изучения речевых нарушений // Дефектология. - 2001. - № 1.
  31. Российская Е.Н., Гаранина Л.П. Произносительная сторона речи: Практический курс. - М., 2003.
  32. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов. - М., 2002.

Информация о работе Речь и её расстройства