Роджер Бэкон. Его вклад в развитие науки Западной Европы в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 21:38, реферат

Описание работы

Цель: ознакомиться с биографией Р. Бэкона, как научного деятеля и философа средневековой Европы. Выявить его вклад в развитие естественнонаучных знаний, в том числе алхимии. Определить основные философские воззрения.

Файлы: 1 файл

бэкон.docx

— 24.90 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра социальной медицины 
 
 

 
 
 
РЕФЕРАТ

по дисциплине: история медицины

на тему: «Роджер Бэкон. Его вклад в развитие науки Западной Европы в Средние века.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

Цель: ознакомиться с биографией Р. Бэкона, как научного деятеля и философа средневековой Европы. Выявить его вклад в развитие естественнонаучных знаний, в том числе алхимии. Определить основные философские воззрения.

Биография.

Прямых свидетельств, которые могли бы точно указать время рождения Бэкона, нет. Наиболее вероятной датой его рождения считают 1214 год, хотя были выдвинуты аргументы в пользу 1210 и 1220 годов.

Родился в Илчестере (графство Сомерсет). Семья Бэкона была в хозяйственном отношении обеспеченной: Бэкон сообщает, что он мог тратить более двух тысяч фунтов на книги, таблицы, инструменты, и прочие необходимые для его научных работ вещи. Известно, что у Бэкона были братья, один из которых был ученым.

Роджер Бэкон – современник Бонавентуры и Фомы Аквинского. Получил прозвище «удивительный доктор». Учился в Англии, в Оксфордском университете, преподавал в свое время в Парижском университете. Во время преподавания в Парижском университете он получил степень бакалавра-сентентуария, т. е. он имел право преподавать в сентенции Петра Ломбардского.

Потом он заинтересовался аристотелевской философией, больше всего его привлекала «Физика» Аристотеля, и в это время он пишет комментарий к «Физике».

В 42 году становится монахом францисканского ордена, продолжает заниматься точными и естественными науками. И когда генералом францисканского ордена стал Бонавентура, то по его приказу Роджера Бэкона отправили из Парижского университета в монастырь с достаточно строгим уставом, как говорят, из-за его увлечения алхимией и астрологией.

В папских кругах к Роджеру Бэкону относились достаточно хорошо, и папа Климент IV попросил Роджера Бэкона издать свои сочинения. Бэкон пишет «Большое сочинение», за что папа Климент IV отпускает его из этого монастыря.

Потом он пишет еще ряд работ, «Меньшее сочинение», «Третье сочинение», «Компендий философии» и последнее произведение «Компендий теологии» Бэкон пишет опять в монастыре, ибо после смерти папы Климента IV Роджера Бэкона опять туда отправили.

Основная направленность мышления состояла в естественно-научных интересах, и Роджер Бэкон укоряет Фому Аквинского за его умозрительное толкование Аристотеля, считая, что Аристотеля нужно понимать прежде всего в духе его «Физики», его занятий наукой.

 

 

 

Теория познания

Осуждая схоластическое начетничество и слепое преклонение перед авторитетами, Роджер Бэкон призывал к опытному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике. Целью наук Бэкон считал увеличение власти человека над природой. Несмотря на содержащиеся в его работах алхимические, астрологические и магические предрассудки, Бэкон высказал ряд смелых научных и технических догадок.

Один из основных пунктов философии Бэкона – это его теория познания, поскольку эта теория должна была обосновать необходимость существования всех естественных наук. По Роджеру Бэкону, существуют 3 способа познания:

– вера в авторитет

– рассуждение

– опыт.

Вера в авторитет всегда основана на некотором опыте, рассуждение основывается также на некоторых опытных данных, поэтому основным источником знания для человека всегда является опыт. Опыт находится в основе всего, в т. ч. и столь ценимой Бэконом математики. Опыт математики отличается от опыта других наук тем, что математика дает нам всеобщий опыт. Доказательства без опыта, по Бэкону, не имеют никакой ценности, ибо что бы мы ни доказали, наибольшую убежденность человек получит лишь тогда, когда он результат этого доказательства увидит на собственном опыте. Поэтому опытная наука является владычицей умозрительных наук.

Опыт Бэкон понимал прежде всего как постигаемый нашими органами чувств. Поэтому все познание идет от наших ощущений посредством дальнейшего восхождения в виде абстрагирования и выделения идей к рациональному познанию, к уму. Если нет ощущений, утверждает он, то нет и науки. Однако Роджер Бэкон указывает, что кроме чувственного опыта существует и внутренний опыт, чем-то напоминающий августиновское озарение, иллюминацию. Кроме того, философ всегда познает, основываясь на том, что сотворено Богом, поэтому философ всегда исходит от внешнего мира, а выходит к его первопричине. Однако существует и т. н. праопыт. Этот опыт доступен уже не каждому, но Бог Своей благодатью наделяет этим опытом отдельных людей, каковыми являются пророки и святые. Благодаря этому опыту пророки и святые постигают непосредственно всю истину и излагают ее в богооткровенных книгах.

Знание, по Бэкону, является следствием одного из 3 видов опыта:

1) Бог или Сам дает нам это знание в праопыте,

2) или оно достигается во внутреннем

3) или – во внешнем опыте.

Поэтому знание, поскольку оно исходит от Самого Бога, не может противоречить вере, наука не может противоречить религии, наука помогает познанию Бога, а знание помогает богословию, упорядочивая богословское знание, систематизируя и снабжая его своими аргументами. Знание должно укреплять веру. Оно есть средство обращения атеистов и еретиков. Христианство является гарантом знания.

Богословы, по Бэкону, это «священники знания», имеющие знания не только в области религии, но и глубокие научные познания. Папа римский, будучи самым ученым из священников, объединяет в себе духовную и светскую власть.

Борьба за научность

Роджер Бэкон принадлежит к основанной Робертом Гроссетестом (ок. 1168–1253) в Оксфордском университете традиции математизирующего естествознания, в которой главную роль играет учение о свете. Свет есть порождающая себя самое субстанция и носитель действующих в природе сил. Поэтому их действия можно познавать на основе геометрических законов, которым подчиняется свет.

Бэкон стремится улучшить человеческую жизнь и укрепить христианство путем реформы Церкви и общества. Для этого необходимо методологически обеспеченное и основанное на опыте знание. В своем "Opus maius" ("Большом сочинении") он прежде всего показывает 4 главных источника заблуждений:

1) это слепая вера в лжеавторитет;

2) привычка закрепляющая все  ложное;

3) предубеждения невежественного  большинства;

4) лжезнание за которым кроется невежество.

Он обвиняет теологию и философию своего времени в том, что они работают с ненаучными методами и бьются над псевдопроблемами.

В качестве "лекарств" против этих болезней он предлагает главным образом 4 сферы знаний:

1) библейская экзегеза и интерпретация  философских текстов должны опираться  на знание языков оригинала (революционное  для того времени требование);

2) базой всех наук является  математика, врожденное человеку  знание. Никакое ясное познание  невозможно без свойственной  ей очевидности;

3) в силу приписываемой свету  роли главной наукой становится  оптика (perspective). В ней находят применение математические и экспериментальные методы;

4) знание должно строиться на  опыте. Все высказывания о природе  должны подтверждаться или опровергаться  опытом. Поэтому огромная роль  отводится эксперименту. Правда, Бэкону известен и внутренний опыт просветления, в котором познается все, что касается веры и Бога.

Конфликт между теологией и наукой, по Бэкону, не может произойти при правильном применении разума, поскольку истины рационального знания и Откровения заключены в абсолютном знании Бога.

«Истинное знание надо черпать в природе»

1. По мнению Роджера Бэкона, наука  о словах – диалектика –  значения не имеет; главное –  естественные науки (у Бэкона  есть открытия в области оптики). Бэкон попал даже в тюрьму  на несколько лет за «колдовство»  – это, видимо, были естественные  опыты. Гегель почему-то относит  Роджера Бэкона к мистикам.

Истинное знание надо черпать в природе, сказал Бэкон. Этой мыслью он опередил Френсиса Бэкона, своего однофамильца, почти на 300 лет.

2. Свое «Большое сочинение» Роджер  Бекон посвятил различным проблемам. Вначале он рассказал о причинах  человеческих заблуждений, затем  он поставил общую проблему тех времен: отношение философии и теологии, а затем большую часть произведения он посвятил проблемам естественнонаучным, повествуя о математике и физике, и закончил этическими проблемами, а именно вопросами спасения души. Роджер Бэкон разделял положения Фомы Аквинского о необходимости познания и о том, что знания имеют необходимые корни в нашем мире. Однако знание, по мнению Роджера Бэкона, имеет более практическое назначение – улучшать земную жизнь людей.

Во многих частях этого сочинения можно увидеть прозрения, удивительные для того времени. Так, он пишет о тех временах, когда люди будут летать по воздуху, плавать под водой, поднимать с помощью приспособлений огромные тяжести, смогут разговаривать на расстоянии и т.д. Также он пишет, что изобрел некую смесь из серы, селитры и некоторых других составляющих, которые производят огромный шум и яркий блеск, что позволяет считать Роджера Бэкона изобретателем пороха. Сам Бэкон занимался не только философией, большое время уделял собственно научным опытам и исследованиям.

Главной целью и задачей философии и науки Роджер Бэкон считал 3 области знания:

– математику,

– физику и

– этику.

1) Математика имеет огромнейшее  значение, это одна из важнейших  наук. Ее роль в познании мира  и для существования других  наук является решающей. Математика  – единственная из наук, которая  достоверна и ясна. Принципы математики  врождены человеческому уму, потому математика – самая легкая из наук и самая доступная всем людям в силу врожденности ее принципов, поэтому обучение людей должно начинаться именно с математики.

2) Физику Роджер Бэкон делил  на ряд отдельных дисциплин, в  число которых входит оптика, астрономия, алхимия, медицина, техника  и другие. В отличие от Аристотеля, Роджер Бэкон совсем не ценил  логику. Впервые, может быть, до эпохи  Нового времени была высказана  мысль, что логика не дает прироста  научного знания, а есть лишь  наука об умении правильно  выражать свои мысли, поэтому  логика подобна риторике и  граммматике, это лишь наука о словах.

3) Роджер Бэкон не обошел вниманием  и общие для его времени  проблемы философии. Так, в частности, решая проблему универсалий, Бэкон  придерживался позиций умеренного  реализма, считая, что универсалии  существуют реально в самих  вещах, отрицая, в отличие от Фомы  Аквинского, их существование до  вещей. Однако и от платоновской  линии Бэкон отходит достаточно  далеко и утверждает, что единичные  предметы существуют реально  и обладают реальным бытием. В  этом отношении Роджер Бэкон  приближается к номинализму, однако  не делает окончательного вывода, считая, что универсалии существуют  в самих вещах; так же реально  и человек, познавая этот мир, познает содержащиеся в вещах  универсалии.

Сочинения.

Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Громадное количество манускриптов находится в британских и французских библиотеках, между которыми есть много ценных произведений в том отношении, что они объясняют сущность философии Бэкона. Выдержки из этих сочинений были сделаны Чарльсом, но понятно, что полное представление о его философии немыслимо до тех пор, пока не будут изданы все его сочинения. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде); «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке; «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее; отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolögiae» — в Британском музее; «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже; «Compendium Studii Theolögiae», в Британском музее; отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене.

 

 

 

 

Вклад в развитие алхимии

Важное место в научной культуре европейского Средневековья занимала алхимия. Алхимия была посвящена преимущественно поискам субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Хотя ее цели и применявшиеся средства были весьма сомнительны и чаще всего иллюзорны, алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии. Первые дошедшие до нас достоверные работы европейской алхимии принадлежат английскому монаху Роджеру Бэкону и немецкому философу Альберту Великому. Они оба верили в возможность трансмутации низших металлов в золото. Эта идея поражала воображение, алчность многих людей, в течение всех средних веков. Они верили, что золото совершеннейший металл, а низшие металлы менее совершенны, чем золото. Поэтому они пытались изготовить или изобрести вещество, называемое философским камнем, которое совершеннее золота, а потому может быть использовано для совершенствования низших металлов до уровня золота. Роджер Бэкон верил, что золото, растворенное в царской водке aqua regia, является эликсиром жизни.

Р. Бэкон активно занимался алхимией,астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса.

Информация о работе Роджер Бэкон. Его вклад в развитие науки Западной Европы в Средние века