Роль медсестры-руководителя в организации сестринского дела в ЛПУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:54, реферат

Описание работы

В современных условиях, когда началось реформирование здравоохранения нашей страны, неизмеримо возрастают задачи главных медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений по организации работы сестринского персонала в соответствии с новыми сложными проблемами, решаемыми в реформируемых учреждениях здравоохранения.
Повышение качества и эффективности управленческой деятельности главных медицинских сестер возможно только на основе использования современной науки об управлении.
Управление сестринским персоналом — это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их подразделений, использующих различные механизмы управления и каналы связи для обеспечения слаженной, квалифицированной работы сестринского персонала по оказанию пациентам сестринской помощи соответствующего количества и качества.

Файлы: 1 файл

Роль медсестры в ЛПУ.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Руководители сестринских служб должны стремиться к лидерству в своих организациях и влиять на других таким образом, чтобы они эффективно работали на достижение целей эффективной сестринской помощи пациентам, при этом подчиненные должны твердо знать, что их усилия будут известны руководителю и он их должным образом оценит.

При оценке эффективности  руководства руководителей сестринских  служб целесообразно использовать "управленческую решетку , модифицированную Блэйком и Мутоном. На этой решетке  используются два основных критерия: степень учета интересов людей и степень учета интересов производства, при этом степень "заботы о человеке" и степень "заботы о производстве" ранжируются по шкале от 1 до 9.

Управленческая  решетка Блейка и Мутона с указанием  средней и четырех крайних позиций представлена на следующей схеме.

 

Рассмотрим указанные  на "решетке" позиции по оценке руководителей сестринских служб:

1.1 — обедненное  управление(страх перед бедностью) — руководитель делает минимальные усилия, чтобы только избежать увольнения. Подобный стиль по существу нельзя назвать руководством, поскольку руководство сестринским персоналом практически не осуществляется;

1.9 - управление  в духе загородного дома (дома отдыха) — руководитель почти полностью сосредотачивается на создании благоприятных условий для подчиненных, но практически не заботится о повышении эффективности работы сестринского персонала по обеспечению ими полноценного сестринского ухода;

9.1 — власть  — подчинение (авторитет — подчинение) — руководитель полностью игнорирует  заботу о подчиненных и сосредоточен  на обеспечении эффективности  работы сестринского персонала,  используя свои властные полномочия. Это очень жесткий стиль управления;

5.5 — организационное управление (организация) — эф-фективно управляя сестринским персоналом и заботясь о подчиненных, руководитель сестринских служб достигает как приемлемого качества сестринской помощи пациентам, так и благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе и удовлетворенности подчиненных заботой о них;

9.9 — групповое  управление (команда) — самый  эффективный стиль руководства,  поскольку благодаря усиленному  вниманию к подчиненным, заботе  о них и обеспечению эффективного  руководства сестринским персоналом руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к выполнению целей ЛПУ и обеспечивают эффективный сестринский уход за пациентами. Этот стиль руководства обеспечивает также отличный морально-психологический климат в трудовом коллективе и удовлетворенность подчиненных постоянной заботой о них руководителей.

Следовательно, каждый руководитель сестринских служб  должен стремиться к стилю управления, соответствующему позициям 5.5 и 9.9. В' то же время стили руководства, соответствующие позициям 1.1, 1.9 и 9.1, неприемлемы для руководителей сестринских служб, что должны принять к сведению первые руководители ЛПУ.

Указанные критерии по "управленческой решетке" целесообразно  использовать и для оценки стиля  руководства старших медицинских сестер.

Эффективная управленческая деятельность руководителей сестринских  служб ЛПУ возможна только при  условии, что первые руководители лечебно-профилактических учреждений будут всемерно поддерживать главных медицинских сестер в  их усилиях по развитию сестринского в ЛПУ и умело корректировать их работу. Очень важно, чтобы руководителям сестринского персонала были созданы оптимальные условия для работы: удобные рабочие помещения, надежная связь со всеми службами ЛПУ, персональные компьютеры и необходимая оргтехника, достойная оплата труда и т.д.

 

Объекты управления сестринским персоналом

 

К объектам управления сестринским и младшим медицинским  персоналом относятся должности  среднего медицинского и фармацевтического  персонала, младшего медицинского и фармацевтического персонала, перечисленные в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения*.

В ряде ЛПУ наряду с перечисленными появились новые должности: медицинские сестры — консультанты по уходу за пациентами, медицинские сестры-координаторы, медицинские сестры дневных стационаров и др.

В последние  годы в ЛПУ созданы специальные  службы по анализу и учету работы с застрахованными по ОМС, где большую и сложную работу ведут медицинские сестры, медицинские статистики и медицинские регистраторы.

В ряде ЛПУ организованы оперативные отделы (диспетчерские  службы), где успешно работают медицинские  регистраторы и медицинские сестры.

К объектам управления сестринским персоналом предъявляются определенные требования:

Работники, занятые  на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, должны иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом государственного образца, сертификат специалиста и, желательно, аттестационную категорию.

Работники должны четко знать свои должностные  обязанности, права и ответственность.

Работники должны выполнять сестринские манипуляции  в точном соответствии со стандартами  деятельности, утвержденными в установленном порядке и доведенными до сведения работников.

Нагрузка работников, устанавливаемая руководителем  учреждения, должна соответствовать  физиологическим возможностям работников качественно выполнять свои обязанности.

Для работников необходимо создать благоприятные условия: составить оптимальные графики работы и отпусков; обеспечить их средствами малой механизации труда; создать диспетчерскую (оперативную) и транспортную (межотделенческую) службы; ввести должности курьеров по учреждению; организовать централизованную службу наркотиков (ЦСН); внедрить единую компьютерную сеть, объединяющую автоматизированные рабочие места (АРМ); эффективно организовать работу централизованного стерилизационного отделения (ЦСО) и других служб, оказывающих помощь в первую очередь средним медицинским работникам лечебных отделений. Особенно важно внедрять в учреждениях важнейший принцип организации работы: все службы ЛПУ работают на максимальное удовлетворение потребностей лечебных отделений".

Необходимо обеспечить работникам безопасные условия труда, охрану их здоровья и т. д.

Исключительно важно, чтобы руководители использовали все имеющиеся возможности действующего законодательства для достойной  оплаты труда работников (повышения, надбавки, доплаты, премирование, использование средств ОМС и др.).

Важнейший фактор обеспечения эффективной работы средних медицинских и фармацевтических работников — создание условий для  постоянного повышения их квалификации, самоподготовки, прохождения аттестации и сертификации, а также включение лучших и перспективных работников в резерв кадров для замещения должностей руководителей и других наиболее важных для сестринского дела должностей в ЛПУ.

Литература:

 

Хейфец А.С. Статья «Управленческая деятельность главных  медицинских сестер больниц по осуществлению контроля за работой сестринского и младшего медицинского персонала». –Главная медицинская сестра, 2000, №1, с. 29; №2, с.7.

Статьи: Л.В. Спирина и Г.И. Панасюк (Главная медицинская сестра, 2000, №0, с. 41-43); Н.Д. Лада и Ж.В. Юн (Главная медицинская сестра, 2000 №1, с. 41-43); Т.И. Карева и М.Г. Леушина (Главная медицинская сестра, 2000, №1, с.44-47).

Мескон М.Х., Альберт М., Хеудори Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1944, с. 493 – 498.


Информация о работе Роль медсестры-руководителя в организации сестринского дела в ЛПУ