Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:46, контрольная работа
Сестринский процесс - новый вид деятельности сестринского персонала в нашей стране, являющийся стержнем всего предмета «Сестринское дело», включает в себя обсуждение с пациентом всех возможных проблем, помощь в их решении, естественно в пределах сестринской компетенции.
Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна обладать необходимым уровнем теоретических знаний, иметь навыки профессионального общения и обучения пациента, выполнять сестринские манипуляции, используя современные технологии.
1. Введение 3
2. Современное состояние сестринского дела в России 4-6
3. Организация сестринского процесса 7-9
4. Факторы способствующие внедрению сестринского процесса 10-13
5. Способ организации сестринского процесса 14-15
6. Заключение 16
7. Список использованной литературы 17
Оглавление:
Введение
Сестринский процесс - новый вид деятельности сестринского персонала в нашей стране, являющийся стержнем всего предмета «Сестринское дело», включает в себя обсуждение с пациентом всех возможных проблем, помощь в их решении, естественно в пределах сестринской компетенции.
Для осуществления сестринского
процесса медицинская сестра должна
обладать необходимым уровнем
Ф. Найтингейл в 1859 году писала: «Сестринское дело - это действия по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению, а цель сестринского дела - это создание наилучших условий для активации его собственных сил».
Ф. Найтингейл первая отметила, что, по сути, сестринское дело отличается от врачебной деятельности и требует специфических этических знаний. В 1961 году на Международном совете медсестер была указана основная функция сестры - «оказание помощи индивидууму, больному или здоровому, в выполнении всех видов деятельности, связанных с укреплением здоровья или его восстановлением, какие он принял бы сам, если бы имел необходимую силу, знания и волю. И делается это так, чтобы помочь ему стать самостоятельным как можно скорее».
Здравоохранение сегодня - это
специфическая отрасль, на которую
оказывают влияние социальные, экономические
и политические перемены в стране.
Основными задачами здравоохранения
являются - повышение доступности, качества
и эффективности первичной
Именно медицинские сестры, являясь самой многочисленной группой работников здравоохранения, могут реально оказать влияние на его развитие и внести достойный вклад в совершенствование оказания медицинской помощи населению нашей страны.
Для медицинской сестры главным условием достижения общей цели в сложной, многопрофильной медицинской деятельности является необходимая профессиональная подготовка, соответствующая профессиональная компетентность.
Сестринский персонал, составляет
на сегодня самую многочисленную
категорию медицинских
1.Новые технологии в здравоохранении,
новые методы диагностики и лечения (условия
близкие к конкурентным), возросшие требования
к качеству сестринского ухода.
2.Фактическое снижение размеров финансирования
и изменение его принципов (с ориентацией
на объём и качество медицинской помощи).
3.Недовольство населения качеством оказания
медицинской помощи специалистами различного
уровня, в том числе –качеством сестринского
ухода за больным.
4.Дефицит сестринских кадров.
5.Необходимость поднятия престижа деятельности
медицинских сестёр (самостоятельное
обеспечение определённых видов деятельности,
полностью отвечая за их конечный результат).
6.Сложная медико-социальная и демографическая
ситуация (постарение населения, большой
процент хронических заболеваний и т.
д.)
7.Управление деятельностью учреждения
не соответствующее реалиям времени. [16
стр. 4-7, 41]
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.11.97 №1387 «О мерах по стабилизации
и развитию здравоохранения и медицинской
науки в Российской Федерации» предусмотрено
осуществление реформы, направленной
на повышение качества, доступности и
экономической эффективности медицинской
помощи населению в условиях формирования
рыночных отношений.[8] Важная роль в реформе
здравоохранения, обеспечении доступности
и качества предоставляемых населению
услуг, усилении профилактической направленности,
решении задач медико-социальной помощи
отводится специалистам, имеющим среднее
медицинское образование, повышенный
уровень образования и высшее медицинское
образование по специальности «сестринское
дело» и составляющим самую многочисленную
категорию работников здравоохранения.
Одним из важных шагов в развитии здравоохранения
было утверждение специальности 040601 –
«Сестринское дело» и 040601 «Управление
сестринской деятельностью» Приказом
Минздрава РФ №209 от 25.06.2002 о внесении дополнения
в приказ Минздрава России от 27.08.99 № 337
« О номенклатуре специальностей в учреждениях
здравоохранения РФ». А также, Приказ №
267 от 16.08.2002 о соответствии специальности
«Управление сестринской деятельностью»
должностям специалистов с ВСО.
Очень важную роль в качественной работе
играет видение своей профессии, уважение
к ней и социальный статус работника, участие
в общественной работе, обмен опытом с
коллегами.[15]
Важнейшими детерминантами, определяющими
потребность в развитии сестринского
дела, являются: негативные медико-демографические
процессы, в особенности снижение рождаемости
и старение населения; ухудшение состояния
здоровья населения; хронизация патологии;
появление и распространение новых заболеваний,
в частности СПИДа; увеличение стоимости
медицинских услуг. Это требует более
широкого использования сестринских кадров,
усиления деятельности сестринского персонала
в профилактической направленности здравоохранения.
Реальная кадровая диспозиция «сестринский
персонал – врачи» сопровождается взаимосвязанными
негативными тенденциями:
- увеличением во врачебной деятельности
доли медицинских услуг, не требующих
врачебной квалификации, а подлежащих
осуществлению хорошо подготовленным
сестринским персоналом;
- принижением роли сестринского персонала
в лечебном процессе, функции которого
сводятся к выполнению технической работы,
часто не требующей профессиональной
подготовки.
К 1996 году окончательно сформировалась
многоуровневая система подготовки высшего
сестринского, среднего медицинского
и фармацевтического образования, которая
предполагает:
а) базовый (основной) уровень подготовки
– медицинское училище;
б) повышенный (углубленный) уровень подготовки
- колледж;
в) высшее сестринское образование - институт;
г) послевузовское образование - факультет
управления здравоохранением[12, с.7].
Переход на многоуровневую подготовку
специалистов среднего звена позволяет
им реализовать свои потребности в получении
как теоретических, так и практических
знаний по своей специальности [3, с.4].
Сестринское дело в России имеет 2 аспекта:
подготовку кадров и их использование
в практическом здравоохранении. [3, с.4]
Идеология первого аспекта состоит в том,
что система образования должна обеспечивать
дифференцированную подготовку сестринских
кадров в зависимости от потребностей
рынка медицинских услуг и гарантировать
высокий социальный статус медсестры
[3, с.5].
За достаточно короткий период (с начала
90-х годов) разработан и внедрён новый
государственный стандарт, предусматривающий
многоуровневую систему подготовки специалистов
сестринского дела (1-базовую, 2-повышенную,
3-высшее образование). Это подразумевает
подготовку квалифицированных сестринских
кадров, обладающих компетентностью не
только в области профессионального ухода
за больными, но и вопросах эффективной
управленческой деятельности.[12]
Конечно, высокая квалификация не гарантирует
высоких человеческих качеств, лёгкого
характера и лидерских способностей. Но
стремление к получению более высшего
образования по данной специальности
и достижение этой цели само по себе говорит
об определённых личностных особенностях.[17]
Более 30 факультетов образовательных
учреждений высшего медицинского образования
страны осуществляют подготовку менеджеров
– руководителей сестринского персонала,
однако, в настоящее время, остается не
решенной проблема с их трудоустройством.
В подавляющем большинстве случаев старшими
и главными медицинскими сестрами лечебно-профилактических
учреждений работают специалисты, проявившие
определенные организаторские способности,
но не обладающие необходимыми умениями
в области менеджмента, психологии, педагогики,
экономики, права и др.[8] Зарубежный опыт
организации сестринского дела показывает,
что деятельность сестринского персонала
меняется, и на смену традиционной практике
медсестер в больницах приходят новые
виды помощи, связанные не только с болезнями
или патологическими состояниями, но и
с проблемами сохранения и поддержания
индивидуального и общественного здоровья.
Необходимым знаниям в данной области
здравоохранения обучают на факультетах
высшего сестринского образования.
Разнообразие функций, которые выполняет
сестринский персонал, требует понимания
факторов, влияющих на здоровье, причины
болезней, способов их лечения и реабилитации,
а также экологических, социальных и иных
условий, в которых осуществляется медицинская
помощь и функционирует система здравоохранения.
3. Организация сестринского процесса
Сестринский процесс – это научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента.[16]
Понятие процесс (от латинского processus –
продвижение) означает последовательную
смену действий (этапов) для достижения
какого либо результата. Цель сестринского
процесса – предупреждение, облегчение,
уменьшение и сведение до минимума
проблем и трудностей, возникающих
у пациента.[6]
Сестринский процесс – этот метод практического
осуществления медсестрой своих обязанностей
на научной основе, состоящий из пяти этапов.[6,
5, 4]:
Таблица 1. Этапы сестринского процесса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Научной основой сестринского
процесса являются:
теории (и модели) сестринского дела
теория окружающей средыv
теории гуманистической психологииv
теория адаптации и стрессаv
анатомические, физиологические, биохимические,
психические и социальные причины заболеваний
теории обучения
теория научной организации труда (НОТ)
виды вмешательств медицинской сестры
Зависимое – выполнение назначений врача
Взаимозависимое – ассистирование
Независимое – действия, которые осуществляет
сестра по собственной инициативе, руководствуясь
собственными соображениями без прямого
назначения врача. То и есть осуществление
профессионального ухода, связанного
с проблемами пациента.[6]
Теория сестринского дела подразумевает
ряд положений, которые, в свою очередь,
авторы разных моделей видят по-разному.
Этими основными положениями теории являются:
1. пациент один из главных объектов деятельности
сестринского персонала
2. необходимость выявления источников
проблем пациента
3. обоснованность направленности сестринской
деятельности и целей ухода
4. обоснованность способа вмешательства
5. обязательность оценки качества и результата
В настоящее время существуют следующие
модели сестринского ухода [6]:
врачебная (традиционная)
модель Хендерсон
модель Роупер, Логан, Тайэрни
модель Джонсон
модель Рой
модель Орем
Единой модели на сегодняшний день не
существует, хотя, конечно, она способствовала
бы лучшему взаимопониманию, как в обучении
сестёр, так и в практической деятельности.[6]
Итак, сестринский процесс, включает следующие
этапы:
1. оценка состояния
пациента по следующим данным:
субъективным (опрос пациента и его родственников)
объективным (сестринское обследование)
дополнительным (врачебная документация)
2. интерпретация полученных
данных
после первичной оценки состояния пациента
и записи полученной информации в лист
сестринской оценки сестра обобщает её,
анализирует и делает определённые выводы.
Определяет проблемы пациента. Проблемы
возникают когда есть трудности в удовлетворении
основных потребностей человека. Проблемы
могут быть:
- действительными
- потенциальными (прогнозируемыми м/с
при определённых обстоятельствах)
3. постановка целей
и планирование ухода
Цель – это то, чего хотят добиться пациент
и медсестра в результате реализации плана
по уходу. Цели должны быть ориентированы
на пациента, записаны простыми словами,
чтобы каждая сестра понимала их однозначно.
4.реализация составленного
плана
выполнение действий, направленных на
достижение целей, включающие документальное
изложение информации о выполнении специфических
сестринских действий
5. оценка результатов
и их коррекция
определение достигнуты ли поставленные
цели
эффективно ли это для решения конкретной
проблемы пациента
что необходимо сделать для переоценки
потребностей пациента
Сестринская документация при таком подходе
включает:
1. карта сестринской оценки состояния
пациента (по заранее выделенным потребностям)
2. план сестринского ухода (по данным,
целям и результатам)
3. протокол сестринских вмешательств
(по манипуляциям и процедурам)
4. факторы, способствующие внедрению сестринского процесса
Основные тенденции
Управление качеством сестринской деятельности
тесно связано с утверждением на государственном
уровне стандартов практической деятельности
медицинских сестер.[15]
Официальных стандартов сестринских услуг
нет – они ещё не разработаны, но работа
в этом направлении ведётся. Например,
под эгидой Межрегиональной сестринской
ассоциации разработаны стандарты, содержащие
обязательный минимум требований к качеству
медицинских услуг, оказываемых сестринским
персоналом, имеющем базовый уровень среднего
профессионального образования.
Очень важно, что по этой технологии контролю
поддается качество именно ухода за пациентом.
Подобный контроль может осуществляться
как на постоянной основе - старшими медсестрами
отделений и главными медсестрами ЛПУ,
так и в ходе периодических проверок, например
лицензирования.
Результаты оценки сестринской деятельности
позволяют управлять ее качеством. Данный
принцип применим в отношении всех уровней
организации работы медицинских сестер.
При выявлении недочетов должны приниматься
соответствующие меры. Важной, из которых
должно стать обучение персонала.[15]
Ведь самым лучшим мотиватором труда является
собственное умение делать конкретную
работу, соответствующую способностям,
мобилизующую все силы и навыки.[11] В данном
аспекте функционирует система аттестации
и повышения квалификации.[15]
Эффективное трудовое поведение предполагает,
что человек добросовестно исполняет
свои функциональные обязанности и готов
в интересах дела или коллектива выходить
за их пределы, прилагая дополнительные
усилия, проявляя активность, готовность
к сотрудничеству и помощи, наконец, что
он удовлетворён своим трудом. Естественно,
что человек должен быть готов ко всему
этому по своим профессиональным и квалификационным
качествам. Однако профессиональная подготовка
и квалификация являются лишь предпосылкой
эффективного трудового поведения, а не
влекут его за собой как нечто само собой
разумеющееся.[18]
Интерес к работе во многом определяется
не только её содержанием, но и организацией
труда, методами управления и степенью
влияния работника на производство (инициатива,
самостоятельность, участие в принятии
решений).
Существует классификация профессий по
«критерию трудности и моральной вредности»
деятельности (по А. С. Шафрановой) .[1 стр.
235]
Таблица 3. Классификация профессий по
А. С. Шафрановой.
|
|
|
|
|
|
Естественным было бы отнести профессию
медицинской сестры к первому
типу, но в большинстве случаев
это не так. Повышение качества сестринской
деятельности находится в прямой
зависимости от квалификации работников,
их осведомленности в вопросах современного
состояния сестринского дела.
Но в большинстве случаев м/с, сами того
не замечая, принимая готовые формы знания
о себе и о своей деятельности настолько
её стереотипизируют, что отказываются
от собственного развития, соблазняясь
обманчивым покоем, устойчивостью и безопасностью.
Это делает их работу однообразной, скучной
и беспросветной, что может вызвать усталость
и утомление.
И дело здесь в эмоциональном отношении
к себе, своей профессии, а значит и к своим
пациентам. На это влияют три фактора[1]:
Социальный (статус
профессии, значимость в обществе)
Личностный (связанный
с направленностью личности – отношение
к людям, делу, внутренний компонент мотивации
достижения и т. д.)
Фактор среды (места
работы). Огромное значение имеют взаимоотношения
с коллегами в коллективе и то, создаётся
или нет ситуация «движения рука об руку»,
активного совместного решения профессиональных
задач. Коллектив (нередко – включая администрацию)
может снижать мотивацию деятельности
своим общим негативным или равнодушным
отношением к ней. Кроме того условия работы
могут не способствовать успешному осуществлению
профессиональных задач: перезагруженность
пациентами, отсутствие необходимых медикаментов,
общая низкая материально-техническая
база, отсутствие полноценного отдыха.
Несоответствие этих трёх
факторов или одного выполняемой
работе могут вызвать у человека
неудовлетворённость работой и
её результатами, разочарование, чувство
беспомощности, что незамедлительно
скажется и на эффективности-
4 Основные проблемы,
препятствующие внедрению сестринского
процесса
Проблемы управления качеством сестринского
процесса в лечебных учреждениях возникают
не столько из-за несовершенства теории
о сестринском уходе, сколько из-за сложности
тех ситуаций, с которыми медсестре необходимо
справляться для обеспечения полного
ухода за своими пациентами. Медсёстры
должны иметь всеобъемлющие знания об
этом уходе, но также и о планах и перспективах
лечения, варианты взаимодействия с аптекой,
диагностическими службами, отделениями
восстановительного лечения и т. д.
Оказание качественных медицинских услуг
возможно только при условии оптимальной
нагрузки на персонал, оптимального графика
работы и приемлемой оплате труда. Соответственно,
при сегодняшних цифрах не укомплектованности
штатов ЛПУ и уровне заработной платы
ситуация выглядит тупиковой. Слабая материально-техническая
база образовательных учреждений, недостаточность
специально подготовленных педагогических
кадров и др. Не совершенство правовой
базы и системы управления деятельностью
сестринского персонала. Отсутствие федеральных
профессиональных стандартов, протоколов
сестринской деятельности. Несовершенство
государственных образовательных стандартов
высшего и среднего профессионального
образования. Недостаточный социальный
статус сестринского персонала, о чём
свидетельствует ущербная заработная
плата. И, лишь благодаря большому объему
дополнительных видов работ, ночным дежурствам,
которые вынуждены осуществлять подавляющее
большинство медицинских работников,
среднемесячная заработная плата в отрасли
составила за 2002 г. по данным Госкомстата
России 3221 руб. Однако и этот показатель
значительно отстает от среднего уровня
зарплаты в промышленности. Недоразвитие
профессиональных сестринских ассоциаций
и их активное привлечение к реформированию
сестринского дела в регионах
Решение выше обозначенных проблем [15]видится
в:
1. планировании численности младшего
и среднего медицинского персонала. Существующее
сегодня соотношение врачей и медсестер
1:2, а по мировым стандартам должно быть
на уровне 1:6. Необходимо перераспределение
финансирования на материальное поощрение
студентов, создание условий, привлекающих
абитуриентов. Помимо этого, необходимы
механизмы, обязывающие работать по специальности
после прохождения учебы, по крайней мере,
в течение 3-х лет.
2. в поддержке и стимулировании развития
образовательных учреждений по данному
направлению. Разработка механизмов взаимодействия
училищ, колледжей, вузов, центров повышения
квалификации и ЛПУ.
3. в четком разграничении функциональных
обязанностей врачей и медсестер, так
как сегодня зачастую врачи выполняют
сестринскую работу, а медицинские сестры
- работу младшего персонала.
4. в отслеживании графика прохождения
аттестации, но и проводении дополнительной
учебы персонала, конференций, семинаров,
обменом опытом с другими ЛПУ.
5. важнейшим элементом управления качеством
сестринской деятельности является обмен
опытом с зарубежными коллегами. С одной
стороны, западные условия несравнимы
с отечественными - организация труда,
распределение обязанностей врачебного
и сестринского персонала совершенно
иные. Но содействовать обмену опытом
необходимо на всех уровнях управления
здравоохранением. Благодаря этому опыту
российские медсестры учатся быть самостоятельными,
учатся любить свою профессию, уважать
права пациента и его родственников. Для
российской системы подготовки кадров,
к сожалению, не свойственно прививать
молодым специалистом эти навыки, в то
время как на западе значительно больше
внимания уделяется "воспитанию"
медицинских сестер.
6. создание благоприятной атмосферы сотрудничества
между врачебным и сестринским персоналом.
Это требуется от руководителей ЛПУ, региональных
управлений здравоохранением и не зависит
от уровня заработной платы, от решений,
принятых на государственном уровне, но
существенно влияет на качество работы
персонала. [15]