Сестринское дело в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Современное сестринское дело – это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой». Кроме того, в основе сестринского дела лежит хорошая философская база, в которой описаны душевные качества, необходимые будущей медсестре для успешного выполнения своих обязанностей, закреплены основные принципы работы.
В данной работе мне бы хотелось сконцентрировать внимание на становлении сестринского дела в России. Такая тема может быть интересна, во-первых, из-за богатой различными событиями, оказавшими непосредственное влияние на формирование сестринского дела, истории России. Во-вторых, интересно узнать, как этот процесс происходил именно здесь, в России, в нашей родине.

Содержание работы

Введение3
Основная часть4
Заключение11
Список литературы12

Файлы: 1 файл

сестринское дело в россии.docx

— 371.25 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО

«Копейский медицинский техникум»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы сестринского дела

Тема: Сестринское дело в  России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Оглавление 

 

Введение3

Основная часть4

Заключение11

Список литературы12

 

 

 

Введение

 

Сестринское дело является неотъемлемой составляющей частью медицины. В наше время ни один врач не обходится  без помощи медсестры. Более того, медсестры в различных направлениях медицины проявляют к пациентам, зачастую, очень разный подход. Для  того, чтобы стать квалифицированной  медсестрой, сейчас недостаточно просто желания и возможности обучаться  и работать.

Современное сестринское дело –  это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой». Кроме того, в основе сестринского дела лежит  хорошая философская база, в которой  описаны душевные качества, необходимые  будущей медсестре для успешного  выполнения своих обязанностей, закреплены основные принципы работы.

В данной работе мне бы хотелось сконцентрировать внимание на становлении  сестринского дела в России. Такая тема может быть интересна, во-первых, из-за богатой различными событиями, оказавшими непосредственное влияние на формирование сестринского дела, истории России. Во-вторых, интересно узнать, как этот процесс происходил именно здесь, в России, в нашей родине.

 

 

Основная часть

 

На Руси до X в. не существовало профессиональных сестер милосердия. Уход за больными людьми, роженицами, детьми осуществляли женщины, чаще всего  монахини. В основном он заключался в выполнении гигиенических мероприятий. В X в. княгиня Ольга впервые организовала на Руси больницу, где уход за больными осуществляли специально набранные  для этого женщины, осуществляя  помощь бесплатно. И только в начале XVII века в России на территории Троицко-Сергиевского монастыря был организован первый госпиталь, а в 1618 г. здесь же возникла первая больница. Вторая появилась на территории Андреевского монастыря в 1650 г. В этих больницах применяли женский труд в уходе за нуждающимися и больными людьми. Женщины опять-таки не имели специальных навыков. В 1715 г. по указу Петра I были созданы воспитательные дома, где основную роль по уходу за больными должны были также выполнять женщины. Чаще всего в уходе нуждались раненые солдаты. Женщине было трудно справляться с физической нагрузкой, поэтому роль сестер милосердия стали выполнять отставные солдаты.

Женский труд в больницах  снова начали использовать в середине XVIII в. Уход осуществляли так называемые «бабы-сидельницы» — вдовы и жены солдат. И в то же время можно сказать, что до конца века специальных сестер для ухода за больными еще не было.

Сестринское дело в  России возникло в 1803 г., когда появилась  служба «сердобольных вдов» при  воспитательных домах Петербурга и  Москвы. В это же время в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома»  для призрения неимущих, увечных  и престарелых жен, и вдов, состоящих на государственной службе солдат. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815 г, 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и императрица на каждую посвящённую возложила особый знак - «Золотой Крест», на одной из сторон которого было написано: «Сердоболие». Сердобольные вдовы явились своего рода предшественницами сестер милосердия и в течение длительного времени существовали одновременно с ними.

В 1818 г. был образован  Институт сердобольных вдов. В больницах  открывались специальные курсы  для подготовки сестер-сиделок. С  этого момента в России начинается специальная подготовка медицинского персонала врачами по учебнику Х.Опеля. Это первое учебное пособие по уходу за больными на русском языке было опубликовано в 1822 году. В данном пособии впервые давались основы деонтологии и принципы отбора ухаживающего персонала. Отдельные главы были посвящены особенностям ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, травмированными, умирающими, ранеными, младенцами и в особенности за больными «с прилипчивыми болезнями». Х.Опель уделял большое внимание гигиеническим условиям содержания больных, описал методики выполнения основных медицинских процедур и приема лекарственных средств.

В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны была основана первая в  России Свято-Троицкая община сестер милосердия. В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим  правилам ухода за больными и некоторым  лечебным процедурам. В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. В 1847 г. состоялся первый выпуск, и звание сестер милосердия получили 10 женщин. 

Когда в 1853 г. началась Крымская война, в России возникла необходимость  широкого развития ухода за больными и ранеными. Сестры милосердия принимали  участие во всех событиях, связанных  с военными действиями, до этого времени в войсковых перевязочных пунктах или лазаретах трудились только мужчины, как врачи, так и младший персонал.

Идея помогать раненым  с помощью женского милосердия и  участия принадлежит Великой  Княжне Елене Павловне, супруге великого князя Михаила Павловича, брата  Императора Николая I.

Будучи очень  скромной в своих личных потребностях, Елена Павловна неустанно занималась благотворительностью, которая поглощала  большую часть ее собственных  средств. В то время, когда об учреждении Общества Красного Креста еще никто  и не помышлял, в голове великой  княжны уже созрела человеколюбивая  мысль о нем. Толчком тому явились  военные события в Крыму.

Осада Севастополя обнажила самое  печальное состояние организации  медицинской помощи в российской армии. Опытного медицинского персонала  катастрофически не хватало. Она  предложила знаменитому русскому хирургу  Н.И. Пирогову организовать женский  уход за ранеными и больными на поле битвы. Н.И. Пирогов принял предложение великой княгини. В октябре 1854 года для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна на свои средства учредила и организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.  

Рис. 1 - Первая военная община сестер милосердия в России - Крестовоздвиженская.

 

В конце ноября 1854 года первый отряд из 28 человек прибыл в Крым. Главной начальницей этого  отряда была А.П. Стахович. В январе 1855 года в Севастополь прибыл второй отряд сестер милосердия во главе  с Меркуловой. Начальницей третьего отряда была Е.М. Бакунина. Н.И. Пирогов разделил сестер на группы: сестры перевязывающие, которые помогали врачам во время операций и при перевязках; сестры-аптекарши, которые готовили, хранили и раздавали лекарства; сестры-хозяйки, следившие за чистотой и сменой белья, содержанием больных и за хозяйственными службами. Тогда же появился четвертый отряд сестер во главе с Е.М. Бакуниной, который сопровождал раненых при дальних перевозках. В октябре 1855 года в Севастополе Н.И. Пирогов для каждой категории медсестер Крестовоздвиженской общины разработал подробную инструкцию деятельности, однако и от врачей, особенно молодых, он требовал «исполнения опыта сестер», считая, что сестры «не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще». «Разве знание личности больного, - писал он, - приобретенное постоянным уходом за ним, ничего не значит для врача, видевшего его только раз или два в день?»

Многие сестры умирали  от тифа, некоторые были ранены или  контужены. Но все же они, перенося безропотно трудности и опасности, бескорыстно  жертвуя собой, служили на пользу раненым и больным. Врачи только удивлялись их мужеству, выносливости, неутомимости и буквально преклонялись перед ними. А уж раненные вовсе  в них души не чаяли, называя ласково  «сестричками» за их нежную заботу, сердечное сочувствие, за слова утешения и поддержки. Врожденная женская  чистоплотность, аккуратность, ловкость, а также благотворное нравственное влияние делали их уход идеальным. На перевязочных пунктах близ линии  фронта и в полевых лазаретах  осажденного Севастополя, словно Божий  Дар, были эти благодеяния женского ухода - то, о чем раньше никто и не помышлял. Были среди них и те, кто добровольно ходил помогать прямо на передовую.

В 1863 году в Швейцарии  был организован постоянный международный  комитет помощи раненым, переименованный  в 1876 году в Международный комитет  Красного Креста. В 1864 году в Женеве состоялась конференция, на которой  представители 12 стран подписали  «Женевскую конвенцию об улучшении  участи раненых и больных воинов в действующих армиях» и утвердили  особый международный отличительный  знак, обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом  фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных воинах.  

Рис. 2 - Сестры милосердия, Российское общество Красный  Крест.

 

С 1871 г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время. К 1897 году двухгодичной подготовкой сестер занимались в 109 общинах. Курсы сестер милосердия были открыты при больницах. К 1913 году в России насчитывалось 10 000 сестер милосердия. В 1914 году во время первой мировой войны для того, чтобы ускорить подготовку сестер, в которых очень нуждались госпитали, срок их обучения сократили до 6 недель.

Сестры милосердия сыграли большую роль в уходе  за ранеными и больными в Красной  Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. Наркомат здравоохранения, созданный в 1917 году, утвердил план и программы обучения для школ, подготавливающих сестер милосердия. В 1920 году общины сестер милосердия были упразднены, и подготовка их поручалась органам здравоохранения. При этом из названия школ исчезло и слово  «милосердие». В 1922 году состоялся I Всероссийский съезд по медицинскому образованию. Были определены типы средних медицинских учебных заведений, для сестер установлен двухгодичный срок обучения.

К 1940 году обеспеченность средними медицинскими кадрами, по сравнению  с 1913 годом, возросла в 8 раз. В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра».

Важная роль по уходу  за ранеными принадлежит медицинским  сестрам, участвовавшим в Великой  Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Именно благодаря им, выжило огромное количество военнослужащих.

В середине 1950-х  гг. открываются медицинские училища  для специальной подготовки среднего медицинского персонала. Медицинская  сестра рассматривалась как помощник врача, работающий под непосредственным контролем врача, выполняя все его  назначения и не оспаривая их. В 1983 г. была организована и проведена  первая Всероссийская научно-практическая конференция, главной темой которой  была теория сестринского дела.

В 1994 г. в России появилась Ассоциация медицинских  сестер России, принимающая участие  в работе Международного Совета сестер. В 1995 г. впервые открылся факультет  высшего сестринского образования  при Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, инициатором создания которого была Г.М. Перфильева – лидер сестринского дела в России. Подготовка по специальности «Сестринское дело» в высшей школе явилась для отечественной системы образования новым направлением подготовки кадров управления в системе здравоохранения. Ее начало было обусловлено рядом объективных факторов, связанных с реформированием системы здравоохранения и сестринских служб, а также объективной необходимостью в высококвалифицированных сестринских кадрах для отрасли.

В 2010 году инициативной группой сотрудников кафедры  Управления сестринской деятельностью, выпускников факультета ВСО, создано  некоммерческое партнерство «Ассоциация  специалистов с высшим сестринским образованием».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, рассматривая данную тему подробно, мы можем детально понять особенности развития и становления  сестринского дела в России. По приведенным  жизненным эпизодам и по фамилиям людей, внесших большой вклад  в развитие сестринского дела, можно  сделать вывод о том, какими душевными  качествами обладали люди, решившие всю  свою жизнь посвятить медицине. Мы видим, что процесс становления  идет неравномерно, наблюдаются периоды  подъема и спада, но труднее всего  приходилось отечественному сестринскому делу в годы различных войн. Особенно значимы стали в этом плане  стали Крымская война и Великая  Отечественная Война. Однако, мы также  можем заметить, что именно подобные экстренные ситуации больше всего способствовали интенсивному развитию сестринского дела.

На современном этапе сестринское  дело, конечно же, не останавливается. Оно продолжает развиваться с  тем, чтобы соответствовать все  новым и новым требованиям, которые  к ним предъявляют и врачи, и новые технологии, и пациенты.

 

Список используемой литературы

 

  1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела/Учебное пособие в 2 частях. Ч. II. – М.: Родник, 1998, - 208 с.
  2. Володин Н.Н. Пути совершенствования сестринского образования // Медицинская помощь. – 1996. - №9. – с. 4-5.
  3. Перфильева Г.М. Сестринский процесс. // Медицинская сестра. - 1999. №3 - С. 33

 


Информация о работе Сестринское дело в России