Шведская система здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:32, доклад

Описание работы

Доля пожилого и престарелого населения в Швеции — одна из самых высоких в Европе (на граждан старше 80 лет приходится пять процентов населения страны). В то же время здесь отмечаются одни из самых высоких показателей длительности жизни: у женщин —83 года, у мужчин —79 лет. В известной мере, это связано с качеством жизни и сокращением смертности от сердечной патологии и инсультов. В Швеции (после Голландии) самая низкая детская смертность. В обществе сильна мотивация «здорового образа жизни» — 85 процентов жителей страны не курят, около 35 процентов занимаются организованным спортом и физкультурой

Файлы: 1 файл

Шведская система здравоохранения.docx

— 19.94 Кб (Скачать файл)

Шведская система здравоохранения  — одна из самых эффективных в  Европе, где общее старение населения  и рост числа хронических заболеваний, применение новых технологий потребовало  привлечения дополнительных ресурсов общества и пересмотра подходов. Доля пожилого и престарелого населения  в Швеции — одна из самых высоких  в Европе (на граждан старше 80 лет  приходится пять процентов населения  страны). В то же время здесь отмечаются одни из самых высоких показателей  длительности жизни: у женщин —83 года, у мужчин —79 лет. В известной мере, это связано с качеством жизни  и сокращением смертности от сердечной  патологии и инсультов. В Швеции (после Голландии) самая низкая детская  смертность. В обществе сильна мотивация  «здорового образа жизни» — 85 процентов  жителей страны не курят, около 35 процентов  занимаются организованным спортом  и физкультурой.

Швеция — страна с традиционно  высокими вложениями финансов в здравоохранение, с 1980 года они стабильно составляют девять процентов от ВВП (в Российской Федерации — 3,8%).

Основой шведского здравоохранения  является государственное здравоохранение, услуги которого становятся равнодоступными  для всех слоев населения через  развитую и довольно эффективную  государственную систему социального  страхования.

Швеция —страна с традиционно  сильным и развитым местным самоуправлением. На уровне областей они представлены окружными выборными советами, так  называемыми ландстингами, а на районном уровне — муниципалитетами. Большинство  вопросов организации и предоставления медицинской помощи населению входит в полномочия ландстингов: величина окружного подоходного налога, страховые  пособия по болезни и компенсации, договоры по «закупке» медицинских  услуг у больниц и поликлиник, величина первичного взноса при обращении  за медицинской помощью, скрининг по отдельным заболеваниям, профилактическая работа. 90 процентов средств региональных бюджетов, сформированных за счет сбора  налогов, направляются на здравоохранение.

Функции муниципалитетов более  ограничены — содержание медицинских  учреждений, организация ухода за престарелыми, медицинская помощь в  школах.

В Швеции одна из старейших в Европе и весьма эффективных систем социального  страхования. Страховые выплаты  осуществляются по случаю болезни, травмы, безработицы, уходу за детьми, нетрудоспособности по возрасту и т. д. Медицинское страхование  — составная часть системы  социального страхования, визитная карточка «тихого» шведского социализма. Оно несет всеобщий, обязательный характер и осуществляется через  государственные финансовые институты, позволяет категориям населения  с низкими доходами получать высокотехнологичную  дорогую медицинскую помощь наравне  с состоятельными слоями. Линейка  страховых выплат и компенсаций  чрезмерно вариабельна, в то же время  остается незыблемым принцип: чем выше затраты, тем больше степень компенсации. Страхованию подлежат: лекарственные  средства при амбулаторном лечении, услуги зубного врача, прием врача  общей практики и специалиста, стационарное лечение, транспортные расходы при  получении медицинской помощи и  др. В стоимость всех выплат частично включены и средства пациентов, однако доля их сравнительно невелика и составляет менее десяти процентов (исключение-стоматология, где расходы пациента могут составлять до 60 процентов стоимости лечения). Для всех этих выплат предусмотрен «порог» затрат пациента, выше которого компенсация осуществляется только за счет средств медицинского страхования. Через систему соплатежа со стороны пациента осуществляется не столько экономическая компенсация расходов, сколько мотивация к здоровому образу жизни и сохранению здоровья. Так, существующие системы компенсаций предусматривают снижение выплат пациентом, если он осуществляет профилактические осмотры, следит за своим здоровьем, ведет здоровый образ жизни.

Шведская система общеврачебной помощи в первичном звене (на догоспитальном этапе) устроена следующим образом. В основном амбулаторная помощь оказывается в так называемых «центрах первичной медицинской помощи», которые составляют основу первичного звена. Каждый регион в соответствии со своим размером и числом проживающих в нем жителей располагает одним или несколькими центрами здравоохранения, в которых работают как врачи общего профиля, так и врачи-специалисты, медсестры, помощники медсестер, акушерки и физиотерапевты. В системе первичной медицинской помощи функционируют программы всеобщего медицинского обследования, профилактических обследований, а также консультационные отделения по уходу за детьми. В общих чертах шведская система первичной медицинской помощи, представленная центрами здравоохранения, схожа с российской системой поликлинической помощи, построенной на принципе совместной работы врачей разных профилей. Такая организация делает обслуживание пациентов более эффективным. Кроме центров здравоохранения, существуют поликлинические отделения при больницах, где работают узкие специалисты. Амбулаторные отделения существуют во всех многопрофильных больницах. Они укомплектованы врачами-специалистами, являющимися работниками больницы и осуществляющими амбулаторный прием пациентов следующих категорий: выписанных из больниц больных, проходящих последующее лечение амбулаторно; пациентов, направленных к специалисту первичного звена; пациентов, не имеющих направления и готовых внести более высокий соплатеж за самостоятельное обращение к специалисту; пациенты с хроническими состояниями, требующими регулярного наблюдения (например, пациенты, прошедшие курс гемодиализа).

Врачи общей практики работают в  государственных центрах первичной  помощи (укомплектованных врачами общей  практики, медсестрами, акушерками и  физиотерапевтами), в корпоративных  медицинских центрах по договору с властями провинции как частные  поставщики услуг по договору с государственной  системой страхования либо без контракта. Большинство частных поставщиков  услуг имеют контракт с государственным  сектором. С 1993 года население Швеции пользуется правом свободного выбора лечебного учреждения. Это означает, что пациент может обратиться в любое лечебное учреждение страны и лечиться там на тех же условиях, как и в своем регионе. Пациенты по своему выбору могут обращаться в частные либо муниципальные  поликлиники. Любой провайдер медицинских  услуг, удовлетворяющий требованиям  ландстинга, вправе основать поликлинику, затраты которой возмещаются  из бюджета ландстинга. Поликлиники, в частности, обязаны предоставлять  услуги социальных работников или психологов, общую медицинскую помощь на дому и неотложную помощь до девяти часов  вечера. Все поликлиники получают одинаковое возмещение за прием каждого  пациента.

Как уже отмечалось, пациент может  в качестве первичного обращения  выбрать любого поставщика услуг: государственный  или частный центр первичной  помощи, поликлиническое отделение  при больнице или обратиться в  отделение неотложной помощи в больнице. Для получения консультации врача-специалиста  бесплатно необходимо, как и в  ряде стран Европы, направление к  нему врача общей практики, который  является «ключом доступа» к специализированной помощи. Если пациент согласен платить  дополнительно, он может обратиться к узкому специалисту напрямую (следует  отметить, что многие именно так  и поступают из-за длительного  ожидания «бесплатного» приема или  обследования). Однако для упорядочивания получения дорогостоящих видов  медицинской помощи самостоятельно (без направления) требуются доплаты  со стороны пациента, хотя на них  также определен лимит расходов, которые не должны превышать 260 шведских крон.

В течение последних десяти лет  в первичное звено начинает вводиться  специализированная медицинская помощь в форме дневных стационаров. Чаще всего они частные, располагаются  в густонаселенных районах и  призваны разгрузить отделения неотложной помощи больниц. Как и в США, широкое  развитие получила амбулаторная хирургия, где на базе дневных стационаров  производится до 40 процентов всех операций. Удаление катаракты глаза, грыжесечение, мастэктомия в ограниченных формах и др. — удел исключительно амбулаторной хирургии. В Швеции действует хорошо развитая и финансируемая служба по оказанию помощи и уходу на дому. Чаще всего в ней задействованы медицинские сестры. Многие, особенно пожилые пациенты, с известными диагнозами, охотно принимают эту форму медицинского обслуживания (в Швеции, в отличие от Российской Федерации, нет участкового принципа обслуживания, посещения пациентов врачом на дому не предусмотрены и встречаются очень редко).

Организация стационарного медицинского обслуживания осуществляется районными  и окружными больницами. Районные больницы, как правило, типовые, содержат минимум четыре отделения (терапии, хирургии, радиологии и анестезии). Региональные больницы, обслуживающие  большое количество населения, в  основном, многопрофильные, могут иметь  до 20 специализированных отделений. На их базе также имеются базы медицинских  университетов. Подавляющую часть  многопрофильных крупных больниц  составляют государственные больницы, в отдельных из них применяется  частное управление. Частные больницы, как правило, небольшие, имеют определенную специализацию, чаще — по амбулаторно-поликлинической  деятельности в виде дневных стационаров  или центров амбулаторной хирургии. В Швеции не существует системы «прикрепления» жителей ни в амбулаторном, ни в  стационарном секторе. Выбор больницы пациентом свободный. Финансирование больниц осуществляется из двух источников: региональных бюджетов и соплатежей населения. Между окружными советами и больницами, в том числе и частными, заключаются договоры финансирования, как правило, на год, в которых определяются объемы, цены и качество медицинских услуг. Государственные страховые конторы осуществляют оплату медицинской помощи по выставленным счетам, при оплате используется унифицированная немецкая DRG-система (систематизация по КСГ нозологий с утвержденными на них окружными советами ценами). Многопрофильные больницы через частных провайдеров могут «продавать» часть своих услуг (чаще по специализированной помощи) окружным советам. В последнее время частные клиники широко используют услуги частных провайдеров по тому или иному виду лечения, в том числе амбулаторной хирургии.

 

При госпитализации в больницу платят все, в том числе и пенсионеры. Плата, предусмотренная за госпитализацию, как правило, не превышает девять евро в день. Пенсионеры платят столько  же, с той лишь разницей, что соответствующая  сумма удерживается из их пенсий. Остальные  средства оплачиваются местной кассой социального страхования. Длительность госпитализации в среднем составляет четыре дня (в Израиле шесть дней, Германии — восемь, в России —  двенадцать дней). Средние сроки  госпитализации для рожениц —  один — два дня, после аппендэктомии — один день, онкохирургии — шесть дней, психиатрического лечения — пятнадцать дней.

Здравоохранение Швеции, как и в  других странах, столкнулось с проблемой  модернизации здравоохранения в  связи с общим старением населения  и необходимостью увеличения медицинских  услуг, а значит и дополнительных затрат. Системы здравоохранения  Европы идут по пути контроля затрат, интенсификации работы за счет конкурентной среды, использования  наряду с государственным регулированием рыночных механизмов.

В последние десятилетия в государственном  секторе шведского здравоохранения  также активно внедряются рыночные подходы. Некоторые из них: разделение ответственности и интересов  покупателя и производителей медицинских  услуг в рамках единого государственного сектора здравоохранения. Государственные  больницы в рамках бюджета обязали  «продавать» свои услуги по установленным  критериям качества и цены финансирующим  организациям. Государственные больницы стали государственными корпорациями, распространяется практика привлечения  к их управлению на условиях тендеров профессиональных команд-управленцев. Внедрение многих видов лечения, обследований, в том числе высокотехнологичных, стало более рентабельным в амбулаторном секторе, что привело к значительному  сокращению стационаров и их переориентации на дневные стационары, специализированные поликлиники и т.д.

В связи с сокращением сроков лечения в стационарах дополнительный импульс получили службы амбулаторного  долечивания и ухода. Создание конкурентной среды за счет снижения цен на услуги, перевод небольших больниц в  дневные стационары, оптимизация  управления за счет квалифицированных  менеджеров и экономистов, сокращение сроков лечения — далеко не полный перечень принимаемых мер.

В то же время в обществе растет озабоченность, что рыночные подходы  и механизмы могут значительно  уменьшить существующие социальные гарантии доступности медицинской  помощи. Особую тревогу вызывают длительные (до трёх месяцев — в лучшем случае) ожидания плановой медицинской помощи и затратного обследования. Как и  у северных соседей Норвегии и  Дании, в Швеции также наметились различия в уровне качества медицинской  помощи, представляемой в различных  округах, причиной чего является отсутствие единых стандартов медицинской помощи и унифицированных подходов.


Информация о работе Шведская система здравоохранения