Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 19:58, реферат
Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.
Введение 1
Основные принципы системного подхода 3
СТРУКТУРА 8
ФУНКЦИЯ системы 10
Главные источники и методы, используемые системным подходом 11
Преобразование системы 13
Заключение
Литература
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Государственное
бюджетное образовательное
Российская медицинская академия последипломного образования.
Кафедра технологии последипломного обучения и философии.
Реферат
К кандидатскому экзамену по дисциплине
«История и философия науки»
На тему «системный подход в медицине».
Москва 2012 г.
План
Введение 1
Основные принципы системного подхода 3
СТРУКТУРА 8
ФУНКЦИЯ системы 10
Главные источники и методы, используемые системным подходом 11
Преобразование системы 13
Заключение
Литература
Введение
В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. С другой стороны, рост знания порождает трудности его освоения, обнаруживает неэффективность ряда методов используемых в науке и практике. Кроме того, проникновение в глубины Вселенной и субатомный мир, качественно отличный от мира соизмеримого с уже устоявшимися понятиями и представлениями, вызвало в сознании отдельных ученых сомнение во всеобщей фундаментальности законов существования и развития материи. Наконец, сам процесс познания, все более приобретающий форму преобразующей деятельности, обостряет вопрос о роли человека как субъекта в развитии природы, о сущности взаимодействия человека и природы, и в связи с этим, о выработке нового понимания законов развития природы и их действия.
Дело в том, что
преобразующая деятельность
В ряду исследований
в области методологии особое
место занимает системный
Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Говоря о системном
подходе, можно говорить о некотором
способе организации наших
Наука в своем историческом развитии прошла три этапа, каждый из которых характеризуется своей глобальной парадигмой.
Первый этап - детерминизм, получивший свое максимальное выражение, видимо, у Лапласа. Согласно крайним его представлениям знание начальных условий однозначно определяет все последующее: знание начальных координат и импульса всех частиц в Начала Мира однозначно определяет картину его до настоящего момента и далее. Ясно, что главный недостаток такого методического подхода это механистичность - все предопределено начальными условиями, нет свободы и неопределенности; собственно, нет места жизни, чувству, разуму, свободе воли и всему реальному разнообразию Мира. Сама жизнь изменила такой взгляд на противоположный: стохастичность, наиболее выраженная в теории вероятности и квантовой механике, основывалась на признании действительного факта - реально невозможно однозначно точно определить одновременно координату и импульс - принцип неопределенности в квантовой физике. Однако, распространение глобальной стохастичности как метода с микроуровня на уровень сложных объектов привело к другой крайности - всеобщей непредсказуемости явлений, что также не соответствует положению вещей: вероятность без смысла и цели так же отрицает реальную жизнь, как и механистический детерминизм.
Логическим разрешением двух крайностей как раз и явился системный подход, завоевывающий в настоящее время все большую популярность. Уже одно перечисление характерных черт его, приведенных ниже, показывает огромные потенциальные возможности этого нового, цельного взгляда на мир.
Основные принципы системного подхода
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.
Системный
подход рассматривает организм
как открытую систему, целевая
функция которой может быть
помещена как внутри, так и
вне ее. В соответствии с этим
взглядом организм реагирует
на воздействия внешнего мира
как единое целое,
Существует ряд аспектов внутри методологии системного исследования: онтологический (системен ли в своей сущности мир, в котором мы живем?); онтологически-гносеологический (системно ли наше знание и адекватна ли его системность системности мира?); гносеологический (системен ли процесс познания и есть ли пределы системному познанию мира?); практический (системна ли преобразующая деятельность человека?)
Структурно-функциональный
взгляд на сущность физиологических процессов
отражал детерминистский, механистически-
Системный
подход стоит на
Что же понимается под "системным" познанием материи и ее свойств? Известно, что человек осваивает мир различными способами, Прежде всего он осваивает его чувственно, т.е. непосредственно воспринимая его через органы чувств . Характер такого познания, заключающийся в памяти и определяемый эмоциональным состоянием субъекта, является нам как целостным так и дробным - представляющим картину целиком или дробно, выделяя какие либо моменты. На основе эмоциональных состояний в человеке складывается представление об окружающем мире. Но чувственное восприятие есть свойство так же всех животных, а не только человека. Спецификой человека является более высокая ступень познания - рациональное познание, позволяющее обнаруживать и закреплять в памяти законы движения материи.
Рациональное
познание системно. Оно состоит
из последовательных
Системное
познание и преобразование
Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов.
Определение
состава, структуры и
Выявление
внешних связей системы,
Определение функции системы и ее роли среди других систем.
Анализ
диалектики структуры и
Обнаружение
на этой основе
Познание
мира, а "научное познание" в
частности, не может
С современной точки зрения системы классифицируются на целостные, в которых связи между составляющими элементами прочнее, чем связи элементов со средой, и суммативные, у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи элементов со средой; органические и механические; динамические и статические; "открытые" и "закрытые"; "самоорганизующиеся" и "неорганизованные" и т.д. Отсюда может возникнуть вопрос о неорганизованных системах, например - куча камней, правильнее сказать - совокупностях - являются ли они системами? Да, и этому можно привести доказательства исходя из следующих посылок:1) неорганизованные совокупности состоят из элементов; 2) эти элементы определенным образом между собой связаны; 3) эта связь объединяет элементы в совокупность определенной формы (куча, толпа и т.п.); 4) поскольку в такой совокупности существует связь между элементами, значит неизбежно проявление определенных закономерностей и, следовательно, наличие временного или пространственного порядка. Таким образом все совокупности являются системами, более того материя вообще проявляется в форме "систем". Т.е. система есть форма существования материи [4].
Каково
же тогда различие между
Система,
являясь конкретным видом