Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 13:46, реферат
Описание работы
Смерть — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Танатоло́гия — раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма.
Содержание работы
1.Перечень сокращений и обозначений………………………………………..3-5 2.Ведение.Эволюция понятия…………………………………………………..6 3.Понятие смерти в философии………………………………………………...7 4.Понятие смерти в науке……………………………………………………….7-9 4.1.Юриспруденция……………………………………………………………...7 4.2.Социология…………………………………………………………………...7 4.3.Биология и медецина………………………………………………………...7 4.3.1.Виды смерти. Терминальное состояние………………………………….8 4.3.2.Преагонильное состояние………………………………………………....8 4.3.3.Агония………………………………………………………………………8 4.3.4.Клиническая смерть………………………………………………………..8-9 5.Диагностирование смерти…………………………………………………….10-13 6.Классификация смертей…………………………………………………….....14 7.Понятие смерти в религии………………………………………………….....15 8.Биологическая смерть………………………………………………………….16-17 9.Источники………………………
Смерть — прекращение, полная остановка
биологических и физиологических процессов
жизнедеятельности организма.
Танатоло́гия — раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние
организма в конечной стадии патологического
процесса, динамику и механизмы умирания,
непосредственные причины смерти, клинические, биохимические
и морфологические проявления постепенного
прекращения жизнедеятельности организма.
Старение — в биологии процесс постепенного нарушения
и потери важных функций организма или его частей, в частности
способности к размножению и регенерации.
Недоеда́ние — общий термин, объединяющий
ряд состояний, вызванных недостаточным
или неадекватным питанием.
Болезнь, заболевание — это возникающие в ответ на
действие патогенных факторов нарушения
нормальной жизнедеятельности, работоспособности,
социально полезной деятельности, продолжительности
жизни организма и его способности адаптироваться
к постоянно изменяющимся условиям внешней
и внутренней сред при одновременной активизации
защитно-компенсаторно-приспособительных
реакций и механизмов.
Самоуби́йство, суици́д — преднамеренное лишение себя
жизни, как правило, самостоятельное и
добровольное.
Уби́йство — насильственное лишение жизни. Юридически понятие «убийство» обычно
используется применительно к насильственному
и противоправному лишению жизни человека человеком.
Несчастный случай — непредвиденное событие,
неожиданное стечение обстоятельств,
повлёкшее телесное повреждение или смерть.
Стра́шный суд, Су́дный день — в эсхатологических религиях и верованиях — последний суд,
совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым
и наказания последним.
Кремнийорганические
соединения — соединения, в молекулах которых имеется связь между
атомами кремния и углерода.
Палингене́зия — теория немецкого философа Артура Шопенгауэра о том, что воля человека никогда
не умирает, но проявляет себя опять в
новых индивидах. Вместе с тем Шопенгауэр
отвергает основные положения реинкарнации о переселении конкретной души.
Авраами́ческие рели́гии — монотеистические религии, происходящие из древней
традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму, который стал первым
человеком, поверившим Господу.
Древнеегипетская
религия — религиозные верования и
ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства.
Термина́льные состояния — патофункциональные изменения,
в основе которых лежат нарастающая гипоксия всех тканей, ацидоз и интоксикация продуктами нарушенного обмена.
Преагональное состояние — это состояние, которое предшествует
агонии и характеризуется развитием торможения
в высших отделах центральной нервной системы;
проявляется сумеречным помрачением сознания,
протекающее в некоторых случаях с возбуждением бульбарных центров.
Аго́ния — последняя стадия умирания, которая связана с
активизацией компенсаторных механизмов,
направленных на борьбу с угасанием жизненных
сил организма.
Клини́ческая смерть — обратимый этап умирания, переходный период
между жизнью и смертью. На данном этапе
прекращается деятельность сердца и процесс
дыхания, полностью исчезают все внешние
признаки жизнедеятельности организма.
Реанимация — совокупность мероприятий
по оживлению человека, находящегося в
состоянии клинической смерти, восстановление
резко нарушенных или утраченных жизненно
важных функций организма.
Биологи́ческая смерть (или истинная смерть) представляет собой необратимое
прекращение физиологических процессов
в клетках и тканях.
Окончательная смерть (информационно-теоретическая
смерть) — теоретическая концепция, стремящаяся описать
объективным образом пограничное состояние
разрушения человеческого мозга, после перехода которого
не существует теоретической возможности
любым физическим способом восстановить исходную
личность.
Анабио́з — состояние живого организма,
при котором жизненные процессы настолько
замедлены, что отсутствуют все видимые
проявления жизни.
Со́пор — глубокое угнетение сознания
с утратой произвольной и сохранностью рефлекторной деятельности.
Кома — угрожающее жизни состояние,
характеризующееся потерей сознания,
резким ослаблением или отсутствием реакции
на внешние раздражения, угасанием рефлексов
до полного их исчезновения, нарушением
глубины и частоты дыхания, изменением
сосудистого тонуса, учащением или замедлением
пульса, нарушением температурной регуляции.
Ацидоз — смещение кислотно-щелочного баланса
организма в сторону увеличения кислотности.
Асистоли́я — прекращение деятельности сердца с исчезновением биоэлектрической
активности.
Вегетативное состояние (также вегетативная жизнь) — отсутствие возможности
к самопроизвольной ментальной активности
из-за обширных повреждений или дисфункции
полушарий головного мозга с сохранением
деятельности диэнцефальной области и
ствола мозга, сохраняющие вегетативные
и двигательные рефлексы.
Декортикация — Функциональное
выключение коры больших полушарий мозга.
Смерть мо́зга — состояние, когда
происходит гибель головного мозга, при этом с помощью
реанимационных мероприятий искусственно
поддерживается функция сердца, кровообращение и дыхательная деятельность,
создающие видимость жизни.
Летаргия — болезненное состояние,
похожее на сон и характеризующееся неподвижностью,
отсутствием реакций на внешнее раздражение
и резким снижением интенсивности всех
внешних признаков жизни.
Тру́пное
окочене́ние — один из признаков смерти, обусловленный
посмертными химическими процессами в мышечной ткани и проявляющийся в
затвердевании и тугоподвижности мышц
конечностей трупа.
Гемо́лиз — разрушение эритроцитов крови с выделением
в окружающую среду гемоглобина.
Трупные
явления — изменения, которым
подвергаются органы и ткани трупа после
наступления биологической смерти. Трупные
явления подразделяются на ранние и поздние.
Введение. Эволюция понятия.
В медицине изучением смерти занимается танатология. Явления,
вызывающие смерть — это старение, недоедание, болезни, самоубийство, убийство и несчастные случаи.
Вскоре после смерти тела живых организмов
начинают разлагаться. У многих народов существовали
представления о смерти, как о моменте,
когда бессмертная душа человека расстаётся
с телом и направляется к душам предков.
Также имелись и обряды поклонения смерти.
Конец
XIX и особенно XX век внесли в
проблему смерти коренные изменения.
Смерть перестала нести на
себе отпечаток мистики, но тайна
её сохранилась. Смерть, являясь
закономерным завершением жизни,
стала таким же объектом научных
исследований, как и сама жизнь.
Один
из основателей экспериментальной патологии, стоявший
у истоков танатологии, знаменитый француз Клод Бернар в «Лекциях по экспериментальной
патологии» писал: «…чтобы знать, как
живут организмы животного и человека,
необходимо видеть, как множество их умирает,
ибо механизмы жизни могут быть вскрыты
и обнаружены лишь знанием механизмов
смерти». Альфред Нобель, учредитель Нобелевских премий,
рекомендовал особое внимание обратить
на изучение вопросов старения и умирания
организма, фундаментальных проблем современной биологии и медицины.
Таким
образом, уже в начале 20 века смерть из мистической
«вещи в себе», может быть, пока ещё только
в умах учёных, превратилась в объект научного
поиска, требующий специальных исследований
и анализа. Объект, который позволяет не
только понять причины прекращения жизни,
но и подобно Гераклу вступить в непримиримую
борьбу со смертью и даже изучить саму жизнь, понять первоосновы,
отличающие живые объекты от неживых.
Хотя первоосновы уже, в принципе, найдены —
наличие ДНК в объекте определяет, живой
он или нет.
Французский историк
Ф. Арьес, анализируя происхождение массовых
представлений о смерти, выделяет пять
этапов в развитии представлений о ней:
С архаических времён и вплоть
до XI в. — «нормальное». Представление о том, что все люди когда-нибудь умрут, то есть смерть — это обыденное, неизбежное
явление, которое не вызывает особого
страха. Умершие рассматривались как уснувшие «до конца времён». Поэтому
кладбища были не только местами захоронения,
но и местами жизни.
Начиная с XII века — «смерть своя». Это представление о смерти появилось под влиянием роста индивидуального сознания и утверждения в обществе между XI и XIII столетиями идеи Страшного Суда. Значение ритуалов, связанных с предсмертным состоянием и захоронением, возрастает. Близость живых и умерших прекращается — кладбища выносят за городскую черту. Вместе с тем, смерть находит активное выражение в искусстве.
В эпоху Просвещения — «смерть далёкая и близкая». Смерть представляется как нечто дикое, необузданное. Это реакция на утрату механизмов защиты от природы.
В эпоху романтизма — «смерть твоя». Смерть другого человека переживается тяжелее, чем близость собственной смерти. Феномен смерти эстетизируется.
В 20 веке — «смерть перевёрнутая». Появляется страх перед самим упоминанием смерти, эта тема становится запретной. Происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смерть. Трупам умерших стараются придать
вид, похожий на живых.
Понятие
смерти в философии.
Смерть
нельзя рассматривать как противоположность
жизни. Смерть — это не отсутствие
жизни, а её окончание, завершение. Поэтому
смерти противостоит не жизнь, а рождение.
Это вполне естественный процесс перехода
из живого состояния в неживое. Живое и
неживое, выживание и не выживание — это
две стороны единой окружающей нас природы.
Нам на Земле известен только один
вариант жизни — жизнь белковых макромолекул.
С другими вариантами мы сталкиваемся
только при чтении фантастической литературы,
где можно встретить жизнь на основе кремнийорганических
соединений, энергетических полей и тому
подобное.
В
19 веке француз Танглю определял смерть как
общее свойство всех живых. Один из основоположников танатологии. М. Ф. К. Биша говорил, что жизнь — это совокупность
явлений, противящихся смерти. Классики
диалектического материализма подвергли
эти представления критике за их метафизический подход к решению сложной
проблемы. Так, Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» написал,
что «жизнь есть способ
существования белковых тел, и этот способ
существования заключается по своему
существу в постоянном обновлении их химических
составных частей путем питания и выделения» и далее сформулировал
следующий тезис: «Жить значит умирать».
Но если сопоставить представления Энгельса
и его оппонентов, которых он критиковал,
то окажется, что принципиальных различий
между ними не существует. Более того,
все они подходили к трактовке жизни только
с позиций единственной известной им белковой
формы. Все они считали свой субъективный
язык единственно возможным инструментом
описания реальности.
Совершенно
иной взгляд на смерть имел философ Артур Шопенгауэр, который создал
теорию палингенезии, представляющую
собой философскую альтернативу религиозной
реинкарнации.
С другой стороны
некоторые философии и религии рассматривают
смерть не как противоположность рождению,
а как неотъемлемую часть воскрешения.
Это имеет отношение ко всем авраамическим религиям, к религии Древнего Египта.
Понятие
смерти в науке.
Юриспруденция.
Закон Российской Федерации от 22 декабря
1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов
и (или) тканей человека» в статье 9 «Определение
момента смерти» говорит: «Заключение
о смерти, дается на основе констатации
необратимой гибели всего головного мозга
(смерть мозга), установленной в
соответствии с процедурой, утверждённой
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения
и социального развития» .