Сохранение репродуктивного здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:30, реферат

Описание работы

В этой связи целью курсовой работы является раскрытие теоретико-методологических основ социологии здоровья как отрасли социологической науки.
Для реализации цели выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть исторические и теоретико-методологические предпосылки возникновения и формирования социологии здоровья;

2. Выявить особенности репродуктивного здоровья и превентивного поведения подростков в России, а также детерминирующие их факторы.
3. Изучить отношение молодёжи к своему здоровью и к здоровью будущих детей

Содержание работы

Введение

1. Теоретические подходы к вопросу социологии здоровья

1.1 Исторические и методологические предпосылки возникновения и формирования социологии здоровья

1.2 Сохранение репродуктивного здоровья девушки – будущей матери

1.3 Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье молодёжи

2. Исследование отношения молодёжи к своему здоровью и к здоровью будущих детей

Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

В-третьих, расширение проблемного  поля социологии здоровья и включение  в него не только медицинской практики, но также законодательства и политики в области здоровья, повседневных реалий бытия, экономики семьи, социальных связей индивида.

Общая социология также начинает все больше интересоваться проблемой  здоровья в связи с нарастанием  масштабов и значимости проблемы. Высокая интенсивность социальных изменений отражается на здоровье значительной части населения, что требует  осмысления как с позиции социологии здоровья, так и общей социологической теории. Кроме того, уровень и потенциал эмпирических исследований в социологии здоровья уже достаточно высок для построения теоретических обобщений.

В современной социологии, на наш взгляд, сложилась ситуация, когда существует возможность комплексного применения методологии и методов  в столь значимом, гуманистически ориентированном направлении как  социология здоровья. Выкристаллизовался предмет социологии здоровья.

 

Очевидно, что исследование собственно здоровья и взаимодействий по поводу здоровья не может быть ограничено сферой и интересами здравоохранения. Медицина не дает необходимой достаточности  научного анализа для решения  проблем здоровья, превентивного  поведения, трудового долголетия. Между  социологией и медициной в  силу различия языка и решаемых задач, а также высокой корпоративной  замкнутости последней существуют проблемы в интеграции знания. Имеющиеся  в медицине методы не всегда отражают глубину изучаемых социальных явлений, их общественную природу. Например, в  официальных документах Министерства здравоохранения, в частности Государственных  Докладах о состоянии здоровья населения  РФ, отсутствуют, хотя их наличие очевидно, обобщения и выводы, а также  рекомендации социального характера.

В современных условиях социологам необходимо более глубоко проанализровать имеющиеся представления о роли здоровья в обществе, мотивации к его сохранению и укреплению, функциях здравоохранения, месте нетрадиционной медицины. Изучение этих вопросов и разработка эффективных рекомендаций может внести положительную динамику в наметившиеся неблагоприятные тенденции: снижение ожидаемой продолжительности жизни, сокращение доли социально-детерминированных болезней в структуре заболеваемости и т.п.

Новой для социологии проблемой  предстает анализ и разрешение коммуникационных сложностей, возникающих по поводу здоровья. Коммуникационное взаимодействие в сфере здоровья носит многоуровневый характер и рассматривается с  точки зрения общения врачей друг с другом, с руководством лечебных учреждений, со страховыми кампаниями, со сложными категориями пациентов, например с ВИЧ инфицированными. Комплексное развитие социологии здоровья позволит решить ряд практических задач, в том числе коммуникационного  характера.

В этих условиях социологи, используя  всю мощь теории, могут раскрыть новые грани проблемы, дать более  глубокие объяснения результатам эмпирических исследований.

Таким образом, «социология  здоровья» становится той специальной  теорией, которая своим развитием  будет способствовать дальнейшему  расширению сферы интересов общей  социологии и одновременно выходу за счет последней на более высокий  уровень теоретической разработки собственных вопросов. В развитом виде она позволит преодолеть коммуникационные трудности между естественными, техническими и общественными науками, между медициной, здравоохранением и социальными науками. Ее плодотворные обобщения, научные методы и частные  методики могут быть применены непосредственно  в сфере медицинских исследований проблем здоровья и болезни, нормы  и патологии.

1.2 Сохранение репродуктивного  здоровья девушки – будущей  матери

Девушки должны знать, что  именно от женщины зависит в основном атмосфера взаимной любви, сердечности  и простоты, не говоря уже о том, что беременность, роды, кормление  и уход за ребенком тесно связаны с жизнью женщины. Девушка должна принимать активное участие в воспитании своего характера. К счастливой любви, счастью в замужестве и материнстве надо готовить себя заранее.

У девочек-подростков быстрее, чем у мальчиков, формируется  самосознание, у них сильнее потребность  во взаимопонимании, психологической  близости. Интерес к собственной  внешности проявляется у девушек  в 2 раза чаще и раньше, чем у мальчиков.

 

Девочки по-разному воспринимают происходящие с ними изменения в  период полового созревания: одни радуются, другие стесняются. В их поведении  в этот период наблюдаются две  крайности. У одних девушек преобладает  непомерное требование к своей внешности, самобичевание, они болезненно переживают недостатки своей внешности (диспропорции тела, угри на лице и др.), у других ярко выражено кокетство. Именно в этот период очень важно объяснить  девочке естественность происходящих в ней перемен, необходимость  перехода ее из одного в другое качественное состояние.

Мать, педагог, врач должны подготовить  девочку к этим изменениям и научить  правильно вести себя в период полового созревания.

Спорт, занятия в кружках, домашний труд помогут отвлечь девушку  от чрезмерной критичности и кокетства.

Родителям и педагогам  не следует забывать, что у девушек  очень развито и легко ранимо самолюбие, с чем необходимо считаться. Не рекомендуется стыдить девушек, рассказывая окружающим о их провинности и ошибках. Не нужно подавлять в них самолюбие и гордость, стыдливость и достоинство. Эти чувства надо использовать для воспитания положительных черт в характере. Сама девушка в этом возрасте начинает понимать свои недостатки и бороться с ними.

Девушкам надо предоставлять  больше самостоятельности, но ни в коем случае не исключать полностью контроль над их поведением. Полное своеволие  может привести к появлению эгоизма, себялюбия, зазнайства. В то же время  и абсолютное подчинение является вредным, так как девушка может стать  безвольным орудием в руках других людей или, напротив, у нее возникает  протест, бунт. Девушки иногда убегают  из дома, выходят замуж, чтобы уйти из-под родительской опеки.

Психология пола девушки  отличается неустойчивостью. Вначале  они любят свою девичью компанию, уже в 13—14 лет появляется желание  дружить попарно. Родители должны помочь девушке при выборе друзей или  подруги, проявив при этом особый такт. В этом возрасте надо знать  о вреде ранней половой жизни.

Преждевременная половая  жизнь может привести к венерическим болезням, воспалительным заболеваниям влагалища, матки и ее придатков, последующему бесплодию, особенно при  частой смене партнеров. Не следует  забывать о том, что у подростков половая близость происходит обычно в неподходящих условиях и при  отсутствии элементарных знаний. Это  может привести у девушек к  развитию половой холодности и психоэмоциональной опустошенности.

Тезис о том, что половое  воздержание до вступления в брак вредно, который проповедуют сторонники свободы половых отношений, является ложным.

Сексопатологи, наблюдая женщин с половыми расстройствами, ни разу не встретили больных с нарушениями  на почве полового воздержания до вступления в брак. В то же время  расстройства вследствие случайных  беспорядочных половых связей и  половых излишеств встречаются часто.

Сторонники свободы половых  отношений вводят молодых людей  в заблуждение утверждением вреда  полового воздержания. Правда, и в  капиталистических странах, где  широко пропагандируется свобода половых  отношений, не все разделяют подобные взгляды.

 

В ряде книг, изданных за рубежом, приводятся аргументы «за» и «против» добрачной половой жизни.

 

Аргументы в пользу половой  жизни до брака: физиологическая  потребность полового удовлетворения, получение психического и физического  успокоения; развитие эмоций, которые  могут оказаться полезными в  супружестве; физическая адаптация  в молодом возрасте происходит более  легко; эротическая тренировка, особенно для мужчин, которая может пригодиться  в будущем; развитие гетеросексуальных  эмоций с целью профилактики гомосексуализма; при несоответствии можно легко, без осложнений разойтись, что значительно  проще бракоразводного процесса; возможность проверки перед браком, подходят ли партнеры друг другу с  точки зрения удовлетворения полового чувства.

Аргументы, против добрачных  связей: осложнения в случае огласки; реальная угроза нежелательной беременности; угроза венерических заболеваний; появление  чувства вины и угрызений совести  в результате осознанного нарушения  моральных, этических и юридических  норм; боязнь общественного осуждения; возможность вступления в нежелательный  брак из-за мимолетной половой близости; необходимость вступления в брак, чтобы оправдать «добрачную»  беременность; добрачная нерегулярная половая жизнь впоследствии способствует супружеским изменам и внебрачным половым связям, что отрицательно сказывается на семейной жизни; возможность психологических травм на почве добрачной половой жизни, которые будут отягощать супружескую жизнь, особенно у женщин; опасения женщин, что мужчина потеряет уважение к ней и не пожелает вступить в брак из-за того, что она уже имела половые связи.

Все доводы в пользу добрачных  связей в основном сводятся к одному получить удовольствие. Доводы против половой жизни до брака отражают последствия и нередко тяжелые  в результате легкомысленного вступления в половую связь ради удовлетворения сиюминутной потребности. Утверждения  о вреде воздержания, которые  исходят из западных стран, охваченных угаром секса, не соответствуют физиологическим  нормам развития.

Воздержание не только безвредно, но и необходимо, физиологически обосновано. Девушки, которые хотят испытать высшую степень личного счастья, должны знать, что один из ключей к  нему они держат в своих руках  и название ему — целомудрие. Девичья гордость и честь, скромность — лучшее украшение девушки.

Воспитание и понимание  моральной чистоты имеет большое  гражданственное значение. В. А. Сухомлинский справедливо считал, что для того, чтобы подросток понимал и  чувствовал красоту жизни, необходимо научить его понимать и беречь красоту интимных чувств.

Половое поведение в нашей  стране обусловлено определенными  правовыми нормами. Нарушение этических  норм, в том числе и в сфере  интимных отношений, должно находить и находит общественное осуждение, а в ряде случаев и уголовно наказуемо, как, например, при умышленном заражении венерическими болезнями, растлении и побуждении к половой близости несовершеннолетних, гомосексуальных связях, криминальных абортах, развратных действиях.

Если все-таки девушка  до наступления половой зрелости имеет половые сношения, во избежание  нежелательной беременности следует  принимать меры по ее предупреждению.

 

Девушки должны знать, что  до 17 лет даже при совершенно нормальной менструальной функции система  гипоталамус — гипофиз — яичники  на гормональную контрацепцию может  дать нежелательные, а иногда и опасные  реакции с нарушением функции  этой системы. Перед применением  контрацептивных средств надо обязательно  посоветоваться с гинекологом, который  в зависимости от физического  и полового развития поможет подобрать  методы предупреждения беременности, наименее опасные для здоровья девушки-подростка. Наиболее безопасный для девушки  способ предохранения, одновременно оберегающий  ее и от возможности заражения  заболеваниями, передающимися половым  путем, — применение презерватива.

Если же беременность все-таки наступила и нет возможности  по различным причинам родить, девушки  должны помнить, что прерывание ее в  ранние сроки (7 — 8 нед. ) менее опасно, чем в более поздние, особенно после 12 нед. Поэтому девушкам, живущим половой жизнью или даже имевшим однократное половое сношение, надо строго следить за сроками менструаций. При задержке очередной менструации надо как можно раньше обратиться к врачу, чтобы прервать нежелательную беременность на ранних ее сроках.

Половая зрелость, как уже  говорилось, наступает у девушек  не раньше 18 лет. Однако это только физиологическая  половая зрелость. Ко времени ее наступления человек не всегда успевает получить профессиональное образование. Он еще не может в полной мере проявлять самостоятельность и  разрешать личные жизненные проблемы. С завершением профессионального  образования проявляется социальная зрелость, которая предоставляет  возможность создавать семью. Этапность физиологического развития и формирования половой системы предопределяет, по мнению некоторых исследователей, необходимость соблюдения режима ограничений и сдержанности вплоть до наступления полной психологической и социальной зрелости. В этой связи большое значение имеет самовоспитание — вырабатывание воли, умения контролировать свои поступки.

Добрачные и внебрачные половые  связи вносят дисгармонию в поведение  человека и создают трудности  в семейной жизни. Человек, познавший  интимную близость до вступления в  брак, часто ищет более острых ощущений и нередко попадает в беду. Доступность  половой связи снижает ее привлекательность, а легкодоступные женщины вызывают отталкивающее отношение к ним.

Суммируя данные по половому воспитанию, надо ясно отдавать себе отчет  в том, что это длительный процесс  и формирование индивидуального  полового поведения происходит постепенно с возрастом девушки. И всё  это время нельзя недооценивать  роль родителей, как образца для  подражания, а так же роль друзей, подруг, школы и всего нашего общества в целом.

1.3 Факторы, влияющие на  репродуктивное здоровье молодёжи

Курение. Большой вред всему  организму может причинить такое  вредное явление, как курение. Главным  действующим агентом табака является никотин. Это наркотический яд. Дым, образующийся при сгорании (тлении) табака, содержит не только никотин, но и ряд других веществ, вредных для организма человека. К ним относятся аммиак, оксид углерода, синильная кислота, смолистые вещества и др. Во время каждой затяжки дыма при курении он вступает в непосредственное соприкоснование со слизистыми оболочками рта и носоглотки, с бронхами и легкими. При этом вещества, входящие в состав табачного дыма, быстро проникают в кровь и доносятся до всех органов и тканей человека.

Информация о работе Сохранение репродуктивного здоровья