Состояние здоровья школьников в России и Волгоградской области на 2000 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:52, реферат

Описание работы

Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, злоупотребление алкоголем, стрессы, экологическое неблагополучие, ожирение, несбалансированное питание, высокий уровень холестерина, низкая физическая активность, артериальная гипертензия способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми.

Содержание работы

1.Состояние здоровья детей школьного возраста в России…………………...3
2. Состояние здоровья школьников в Волгоградской области на 2000 год…7
3. Список литературы …………………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

реферат 3.docx

— 30.37 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

 

высшего профессионального образования

 

«Волгоградский  государственный социально –  педагогический университет»

 

(ФГБОУ  ВПО «ВГСПУ»)

 

Кафедра морфологии, физиологии человека и  медико – педагогических дисциплин

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Основы социальной медицины»

 

«Состояние  здоровья школьников в России и  Волгоградской области

на 2000 г.»

 

 

 

 

 

Выполнила: Искалиева Салтанат

Студент (ка) группы ПС – СРБ -21

Проверил  старший преподаватель:

Грибанова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград-2013 г.

                                                 

Содержание:

 

 

 

1.Состояние здоровья детей школьного возраста в России…………………...3

2. Состояние здоровья школьников в Волгоградской области на 2000 год…7

3. Список  литературы …………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Состояние здоровья детей школьного возраста в России.

 

Здоровье населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.

Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, злоупотребление алкоголем, стрессы, экологическое неблагополучие, ожирение, несбалансированное питание, высокий уровень холестерина, низкая физическая активность, артериальная гипертензия способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми.

Раннее  начало профилактического вмешательства  наиболее перспективно. Это связано  с тем, что поведенческие факторы  риска у детей и подростков еще не сформировались или их появление  носит непостоянный характер, когда  еще не сложился стереотип поведения, не соответствующий здоровому образу жизни. Доказано, что уже в этом возрасте формируются факторы риска  атеросклероза, артериальной гипертензии  и ишемической болезни сердца, обусловливающие значительную заболеваемость и смертность взрослого, особенно мужского населения (1).

По данным исследования, проведенного Центром мониторинга  вредных привычек среди детей  и подростков в 9 городах Подмосковья, распространенность курения еще  более высока: ежедневно курят 32,7% мальчиков и 21,6 % девочек (3).

По данным исследования, проведенного Российской ассоциацией общественного здоровья (РАОЗ), в 10 городах в 5–8 классах не курят 70%школьников и 45% старшеклассников, остальные курят с разной частотой и интенсивностью .

По данным Госкомстата  России, за 1990-е годы частота смертельных  исходов в результате алкогольных  отравлений детей в возрасте 10–14 возросла в 3 раза, убийств — в 1,5 раза.

Употребление  спиртных напитков среди старшеклассников широко распространено. Алкогольные напитки пробовали почти все старшеклассники — 78–91% . Только половина из них никогда не испытывала чувство опьянения, каждый пятый испытывал чувство опьянения хоть однажды (2). Аналогичные данные получены Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков: употребление алкогольных напитков в среднем составило 77,3% среди мальчиков и 84,1% — среди девочек (3).

В стране существенно увеличилось  число людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. Число подростков, больных наркоманией, выросло за 5 лет в 10,8 раза. Анонимное анкетирование 700 школьников, проведенное в Архангельской области, показало, что каждый 7-ой из числа опрошенных хотя бы раз пробовал психотропные вещества (5). При опросе городских школьников Подмосковья пробовали наркотики 11,6% мальчиков и 7,0% девочек (3).

Важным прогностическим признаком  является отношение детей к курению и употреблению спиртных напитков. Если в 5–7 классах более 90% детей негативно относятся к курению и более 80% — к употреблению спиртных напитков, то в старших классах неприемлемость этих факторов резко снижается: курение неприемлемо для 60% опрошенных, а прием алкоголя — только для 47%. (2). При этом алкоголь гораздо более опасен для нарушения поведения, чем курение. Такое резкое снижение «фактора неприемлемости» у подрастающего поколения в ближайшее десятилетие может дать значительную волну алкоголизации населения.

Угроза здоровью детей  в подростковом периоде, а затем  и во взрослом состоянии может  возникнуть в результате недостаточной физической активности. Вследствие неправильной организации учебно-воспитательного процесса, «школьная гипокинезия» —одна из важных проблем современной профилактической медицины.

По данным исследования в 2000 г. в 8 городах  России большинство  детей имеют условия для занятий  физической активностью во время  уроков, около половины подростков считают, что есть возможность для  занятий в секциях во внеурочное время. В то же время в другом исследовании (4) установлено, что только 30% школьников действительно дополнительно занимаются спортом, из них только каждый пятый  занимается в спортивной секции или  кружках. В большинстве школ преобладает статическая нагрузка (предметы гуманитарного и естественно-математического циклов) над динамической на фоне проведения малоэффективных форм физического воспитания. Наметилась стойкая тенденция формирования группы подростков с резким ограничением двигательной активности вплоть до «гипокинетоза».

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела, дислипидемий, артериальной гипертензии, анемии, сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

Тревожен  тот факт, что 57% детей не питаются в школе. Из числа питающихся в  школе 23%детей только завтракают, 14% только обедают, лишь 6% завтракают и  обедают.(6) . По данным другого исследования (2), более половины опрошенных детей не удовлетворены питанием, которое им предлагается в школьных столовых.

В питании  детей и подростков дефицит пищевых  веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам — 25%, по энергии  — 20%, по витамину А —30%, В —20–30%, С — 50% (7).

В настоящее время возрастает роль стрессового фактора в развитии заболеваний у школьников. Вызывает настороженность тот факт, что 16% старшеклассников при опросе указали вероятность развития депрессии, 12% — страх остаться в одиночестве, 14% — «остаться не у дел» после школы (2). Вероятность развития стресса у этой группы подростков достаточно велика, что требует изменения среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям.  

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается число детей  с заболеванием органов пищеварения  и т.п. (5). Прирост числа функциональных расстройств, хронических заболеваний  у обучающихся в школах с повышенными  нагрузками, по данным НИИ гигиены  и охраны здоровья детей и подростков, идет гораздо более интенсивно (в 2 и более раз), чем среди учащихся массовых школ (9).

Исходя из вышеизложенного, можно  сделать вывод, что проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в  настоящее время можно решить только путем создания интегральной профилактической программы, направленной на изменение поведенческих навыков, школьной среды и медицинского обслуживания в школе, что в свою очередь  требует разработки новых медицинских, педагогических и социальных технологий, внедрения принципов и методов  лечебной педагогики, гигиенического обучения основам здорового образа жизни при активном вовлечении в  этот процесс семьи, школьников и  педагогов.

 

 

 

 

 

2. Состояние здоровья школьников в Волгоградской области  на 2000 г.

В последние 10 лет произошло  значительное ухудшение состояния  здоровья школьников. Особенно обучающихся  в начальной школе.

За период 2000-2002 гг. в Волгоградской области среди учащихся младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 54,5%. Причем среди мальчиков наблюдается более выраженные тенденции роста заболеваемости. Если в 2000 г. к I группе здоровья, т.е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8% учащихся младших классов, то в 2004г. менее 2% (1,8%).Среди современных первоклассников вдвое меньше процент абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3% против 8,7%). Учащиеся 1-х классов имеют худшие показатели готовности к обучению (ниже интегральный показатель умственной работоспособности - 1,13 условных единиц против 1,48), а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьно-обусловленных функций при поступлении в школу, выросло в 2 раза (с 21,2% до 41,4%).

Среди учащихся 2-3 классов выявлен стремительный  рост распространенности функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, нервно-психических расстройств, нарушений костно-мышечной системы. Серьезное беспокойство вызывает высокая распространенность ожирения среди детей, особенно среди мальчиков - 97,3 (на 1000 обследованных), против 30,6 (на 1000 обследованных) – среди девочек.

Установлено, что состояния здоровья учащихся младших классов зависит от возраста начала систематического обучения в школе. У детей, возраст которых при поступлении в школу составляет 6,5 лет и младше, начало систематического обучения ведет к снижению адаптационных возможностей. У этих детей при изначально высоком уровне функционального состояния отмечается значительное снижение функциональных резервов уже на 2 году обучения. Показатель нарушений различных систем организма достоверно выше, чем среди детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше. Учатся более младшие дети не хуже, чем их более старшие одноклассники, а иногда и лучше. Однако одна и та же образовательная нагрузка обладает большей «физиологической стоимостью» для организма.

Самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) на 2000 год отмечается среди подростков старшей возрастной группы. Анализ результатов диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая.

Значительное ухудшение  социально-экономических условий  в стране, приведшее к снижению качества жизни, росту распространенности факторов риска различной природы  среди подростков, ухудшению медицинского обеспечения, отразилось на их состоянии  здоровья. Свою роль сыграло и проводимое в последние годы перманентное реформирование системы образования, часто не учитывающее  особенностей подросткового возраста и создающего условия для роста  эмоциональной напряженности, социального  стресса и расслоения самой подростковой популяции.

За последние 15 лет распространенность функциональных отклонений среди юношей 15-17 лет увеличилась на 89% , среди  девушек – на 51,6%. Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного  напряжения функциональных систем организма.

В структуре хронических болезней современных подростков I место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 % до 20,3 %). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 % до 17,3 %). По-прежнему III место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с I на IV ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать VI ранговое место, хотя в 1998 г. хронические болезни женских тазовых органов не находились на ведущих местах в структуре хронических болезней.

Среди функциональных расстройств «лидируют» нарушения системы кровообращения (25 %), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 %). На третьем месте - эндокринно-обменные нарушения (до 14,0%). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность, у современных подростков значительно (на 20-25 %) ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 % девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Современные подростки  по уровню морфофункционального развития в целом отстают от своих сверстников  предшествующего десятилетия, что  сопровождается тем, что до 80 % выпускников школ имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья и более 35 % юношей непригодны к службе в армии, имеющиеся заболевания и расстройства у 22-25 % девушек могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции, сокращению рождаемости.

К основным школьно-обусловленным  факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся  несоблюдение санитарно-эпидемиологического  благополучия в образовательных  учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и  пребывания на воздухе.

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе  значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются следующие:

1) Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся организм.

2) Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников  является низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников – 75-85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

3) Значимой причиной ухудшения  состояния здоровья школьников  является недостаточная адекватность  современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.

Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли широкое распространение  деструктивные формы поведения; курение, алкоголь, наркотики, раннее сексуальная  активность, девиантные формы поведения.

Информация о работе Состояние здоровья школьников в России и Волгоградской области на 2000 г