Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:52, реферат
Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, злоупотребление алкоголем, стрессы, экологическое неблагополучие, ожирение, несбалансированное питание, высокий уровень холестерина, низкая физическая активность, артериальная гипертензия способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми.
1.Состояние здоровья детей школьного возраста в России…………………...3
2. Состояние здоровья школьников в Волгоградской области на 2000 год…7
3. Список литературы …………………………………………………………..11
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально – педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Кафедра морфологии, физиологии человека и медико – педагогических дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы социальной медицины»
«Состояние здоровья школьников в России и Волгоградской области
на 2000 г.»
Выполнила: Искалиева Салтанат
Студент (ка) группы ПС – СРБ -21
Проверил старший преподаватель:
Грибанова О.В.
Волгоград-2013 г.
Содержание:
1.Состояние здоровья детей школьного возраста в России…………………...3
2. Состояние здоровья школьников в Волгоградской области на 2000 год…7
3. Список литературы …………………………………………………………..11
1. Состояние здоровья детей школьного возраста в России.
Здоровье населения является важным
показателем социального
Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, злоупотребление алкоголем, стрессы, экологическое неблагополучие, ожирение, несбалансированное питание, высокий уровень холестерина, низкая физическая активность, артериальная гипертензия способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми.
Раннее
начало профилактического
По данным исследования, проведенного Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков в 9 городах Подмосковья, распространенность курения еще более высока: ежедневно курят 32,7% мальчиков и 21,6 % девочек (3).
По данным исследования, проведенного Российской ассоциацией общественного здоровья (РАОЗ), в 10 городах в 5–8 классах не курят 70%школьников и 45% старшеклассников, остальные курят с разной частотой и интенсивностью .
По данным Госкомстата России, за 1990-е годы частота смертельных исходов в результате алкогольных отравлений детей в возрасте 10–14 возросла в 3 раза, убийств — в 1,5 раза.
Употребление спиртных напитков среди старшеклассников широко распространено. Алкогольные напитки пробовали почти все старшеклассники — 78–91% . Только половина из них никогда не испытывала чувство опьянения, каждый пятый испытывал чувство опьянения хоть однажды (2). Аналогичные данные получены Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков: употребление алкогольных напитков в среднем составило 77,3% среди мальчиков и 84,1% — среди девочек (3).
В стране существенно увеличилось число людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. Число подростков, больных наркоманией, выросло за 5 лет в 10,8 раза. Анонимное анкетирование 700 школьников, проведенное в Архангельской области, показало, что каждый 7-ой из числа опрошенных хотя бы раз пробовал психотропные вещества (5). При опросе городских школьников Подмосковья пробовали наркотики 11,6% мальчиков и 7,0% девочек (3).
Важным прогностическим
Угроза здоровью детей в подростковом периоде, а затем и во взрослом состоянии может возникнуть в результате недостаточной физической активности. Вследствие неправильной организации учебно-воспитательного процесса, «школьная гипокинезия» —одна из важных проблем современной профилактической медицины.
По данным исследования в
2000 г. в 8 городах России большинство
детей имеют условия для
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела, дислипидемий, артериальной гипертензии, анемии, сердечно-сосудистых заболеваний и рака.
Тревожен тот факт, что 57% детей не питаются в школе. Из числа питающихся в школе 23%детей только завтракают, 14% только обедают, лишь 6% завтракают и обедают.(6) . По данным другого исследования (2), более половины опрошенных детей не удовлетворены питанием, которое им предлагается в школьных столовых.
В питании детей и подростков дефицит пищевых веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам — 25%, по энергии — 20%, по витамину А —30%, В —20–30%, С — 50% (7).
В настоящее время возрастает роль стрессового фактора в развитии заболеваний у школьников. Вызывает настороженность тот факт, что 16% старшеклассников при опросе указали вероятность развития депрессии, 12% — страх остаться в одиночестве, 14% — «остаться не у дел» после школы (2). Вероятность развития стресса у этой группы подростков достаточно велика, что требует изменения среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям.
За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения и т.п. (5). Прирост числа функциональных расстройств, хронических заболеваний у обучающихся в школах с повышенными нагрузками, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, идет гораздо более интенсивно (в 2 и более раз), чем среди учащихся массовых школ (9).
Исходя из вышеизложенного, можно
сделать вывод, что проблему сохранения
и укрепления здоровья школьников в
настоящее время можно решить
только путем создания интегральной
профилактической программы, направленной
на изменение поведенческих
2. Состояние здоровья школьников в Волгоградской области на 2000 г.
В последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья школьников. Особенно обучающихся в начальной школе.
За период 2000-2002 гг. в Волгоградской области среди учащихся младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 54,5%. Причем среди мальчиков наблюдается более выраженные тенденции роста заболеваемости. Если в 2000 г. к I группе здоровья, т.е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8% учащихся младших классов, то в 2004г. менее 2% (1,8%).Среди современных первоклассников вдвое меньше процент абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3% против 8,7%). Учащиеся 1-х классов имеют худшие показатели готовности к обучению (ниже интегральный показатель умственной работоспособности - 1,13 условных единиц против 1,48), а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьно-обусловленных функций при поступлении в школу, выросло в 2 раза (с 21,2% до 41,4%).
Среди учащихся 2-3 классов выявлен стремительный рост распространенности функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, нервно-психических расстройств, нарушений костно-мышечной системы. Серьезное беспокойство вызывает высокая распространенность ожирения среди детей, особенно среди мальчиков - 97,3 (на 1000 обследованных), против 30,6 (на 1000 обследованных) – среди девочек.
Установлено, что состояния здоровья учащихся младших классов зависит от возраста начала систематического обучения в школе. У детей, возраст которых при поступлении в школу составляет 6,5 лет и младше, начало систематического обучения ведет к снижению адаптационных возможностей. У этих детей при изначально высоком уровне функционального состояния отмечается значительное снижение функциональных резервов уже на 2 году обучения. Показатель нарушений различных систем организма достоверно выше, чем среди детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше. Учатся более младшие дети не хуже, чем их более старшие одноклассники, а иногда и лучше. Однако одна и та же образовательная нагрузка обладает большей «физиологической стоимостью» для организма.
Самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) на 2000 год отмечается среди подростков старшей возрастной группы. Анализ результатов диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая.
Значительное ухудшение
социально-экономических
За последние 15 лет распространенность
функциональных отклонений среди юношей
15-17 лет увеличилась на 89% , среди
девушек – на 51,6%. Адаптация школьников
к учебным нагрузкам и
В структуре хронических болезней современных подростков I место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 % до 20,3 %). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 % до 17,3 %). По-прежнему III место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с I на IV ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать VI ранговое место, хотя в 1998 г. хронические болезни женских тазовых органов не находились на ведущих местах в структуре хронических болезней.
Среди функциональных расстройств «лидируют» нарушения системы кровообращения (25 %), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 %). На третьем месте - эндокринно-обменные нарушения (до 14,0%). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность, у современных подростков значительно (на 20-25 %) ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 % девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.
Современные подростки по уровню морфофункционального развития в целом отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия, что сопровождается тем, что до 80 % выпускников школ имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья и более 35 % юношей непригодны к службе в армии, имеющиеся заболевания и расстройства у 22-25 % девушек могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции, сокращению рождаемости.
К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.
Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются следующие:
1) Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся организм.
2) Существенным фактором,
ухудшающим здоровье
3) Значимой причиной ухудшения
состояния здоровья школьников
является недостаточная
Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли широкое распространение деструктивные формы поведения; курение, алкоголь, наркотики, раннее сексуальная активность, девиантные формы поведения.
Информация о работе Состояние здоровья школьников в России и Волгоградской области на 2000 г