Современные системы застройки больниц, расположение и планировка, и гигиеническая оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:38, реферат

Описание работы

В системе лечебно-профилактической помощи населению важное место занимает стационарная помощь.
Дальнейшее улучшение медицинской помощи населению связано с организацией многопрофильных и специализированных больниц, оснащенных высококачественным современным медицинским и инженерным оборудованием, имеющих централизованные лечебно-диагностические и вспомогательные службы, отвечающие всем медико-технологическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Современные больницы должны иметь высокомеханизированные центры материально-технического обеспечения по питанию больных, снабжению бельем, стерильным материалом, медикаментами, инженерно-техническому обслуживанию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Структура современной больницы…………………………………………………………………………………………….4
Расположение зданий на территории больницы…………………………………………………………………….8
Внутренняя планировка больниц……………………………………………………………………………………………….9
Основные структурные подразделения больницы……………………………………………………………………11
Водоснабжение больниц…………………………………………………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».

СанПиН 2.1.1/2 1.1.1278-03 «гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Третьим структурным подразделением современной больницы является лечебно-диагностическое отделение. Как указывалось выше, это подразделение больницы наиболее мобильно и обширно, подвергается наибольшей модернизации. Увеличение площадей больничного комплекса определяется в основном расширением этого подразделения, появлением новых структурных единиц в его составе.

Операционный блок - основная структурная единица лечебно-диагностического отделения. Планировка и режим работы операционного блока должны обеспечить максимальную асептику. Основным условием размещения операционного блока является его надежная изоляция от других подразделений и служб больницы при сохранении удобных связей с отделением анестезиологии, палатными отделениями хирургического профиля, центральным стерилизационным отделением. С этой точки зрения для операционного блока лучше выделять отдельную пристройку или крыло корпуса больницы. Можно также размещать операционный блок на верхнем этаже больницы и обязательно в тупиковой зоне (по горизонтали, по вертикали).

Для соблюдения асептики в операционном блоке выделяют чистую и гнойную зоны. Набор и планировка помещений для чистых и гнойных операций идентичен. В планировочном отношении помещения операционного блока условно делят на 4 группы в зависимости от степени соблюдения асептики и защиты от внутрибольничных инфекций. Самые строгие требования в отношении асептики предъявляются к операционным, затем следуют предоперационные и наркозные, далее помещения для хранения крови, аппаратуры и, наконец, помещения для персонала (протокольные, сестринская, лаборатория срочных анализов) и «чистая зона» санпропускника для персонала.

Операционные желательно проектировать на один стол, площадью 36-48 м2 при высоте помещения не менее 3,5 м. Операционные, предназначенные для демонстрации, должны иметь смотровые галереи, купола и телевизионные установки. За последние годы в практике зарубежного строительства больниц появилась тенденция проектировать операционные залы без окон с целью защиты от шума и пыли. Однако персонал, работающий в таких помещениях с искусственным освещением, предъявляет жалобы на повышенную утомляемость и плохое самочувствие.

Отделение анестезиологии и реанимации предусматривается в многопрофильных больницах вместимостью 500 коек и более. Как правило, в крупных больницах создаются 2 подразделения - для вновь поступающих больных и для больных из операционного блока и других отделений больницы. Одно подразделение анестезиологииреанимации располагается на первом этаже при приемном отделении больницы, второе - в блоке лечебно-диагностических отделений, ближе к операционному блоку.

Основные структурные единицы отделения: реанимационная, предреанимационная (18 м2), палаты интенсивной терапии, лаборатория срочных анализов (36-48 м2), помещения для диагностической и лечебной аппаратуры и другие вспомогательные помещения.

При планировке отделения должно быть все предусмотрено для обеспечения лечебного и диагностического процесса: подводка кислорода и других лечебных газов, вакуума, электрического тока, воды к каждой койке, связь с центром наблюдения за больными; создана возможность размещения у койки того или иного оборудования.

Мощность отделений функциональной диагностики зависит от числа коек в лечебном учреждении. В больницах на 400 коек и более устраиваются 2 отделения: одно - для обслуживания больных стационара, другое - для поликлинического отделения. В состав отделения функциональной диагностики входят различные кабинеты для проведения специальных методов исследования. Это кабинеты электрокардиографии, векторокардиографии, оксигемотерапии и капилляроскопии, электрокинографии, тахоосциллографии, пульсотахометрии, осциллографии и плетизмографии, баллистокардиографии, реовазографии, кабинет для исследования основного обмена, обследования органов дыхания и эндокринной системы, кабинеты электроэнцефалографии, миографии, кабинеты для эндоскопических исследований желудка, кишечника, бронхов, мочевого пузыря. Лечебно-диагностический процесс в современных больницах предусматривает также разнообразные рентгеновские исследования.

Рентгенодиагностическая служба больницы организуется на базе центрального рентгенодиагностического отделения с самостоятельными рентгеновскими кабинетами в некоторых отделениях (инфекционных, туберкулезных, приемных отделениях и т.д.). Целесообразно размещать центральное рентгеновское отделение на границе стационара и поликлиники, на одном из этажей лечебно-диагностического корпуса больницы.

В отделении восстановительного лечения проводят все виды терапевтического лечения (электро-, свето-, водо-, грязелечение), лечебную физкультуру, массаж, механо- и трудотерапию. В современных больницах эти отделения часто занимают отдельный корпус, так как помещения этого отделения весьма объемны. В корпусе имеется отделение физиотерапии с кабинетом электро- и светолечения, микроволновой и ультравысокочастотной терапии, а также ингаляторий; кабинет теплолечения с кабинетами для тепловых процедур, аппликаций парафина и озокерита. Отделение водолечения имеет душевой зал, помещения для ванн (общих, местных, субаквальных), подводного душ-массажа. Обязательным элементом такого отделения является плавательный бассейн площадью 180 м2.

В арсенале лечебно-восстановительного лечения используется грязелечение. Для грязелечебных процедур устраивают кабины для раздевания, залы для грязелечения из расчета 8-12 м2 на 1 кушетку в душевой кабине.

Для занятий лечебной физкультурой предусматриваются как отдельные кабинеты, так и залы для групповых занятий общей площадью не менее 100 м2. Имеются также отдельные кабинеты для массажа и механотерапии. Кроме специальных кабинетов, в этом отделении предусматриваются комнаты отдыха для больных после лечебных процедур. Они должны быть оборудованы кушетками и креслами для отдыха.

К служебным помещениям, кроме кабинета врача, относятся кладовые для белья, баллонов с кислородом и углекислотой, помещения для ремонта и хранения аппаратуры, душевые комнаты для персонала.

За последние годы появилась новая форма медицинского обслуживания - это дневные стационары, которые используют помещения обычных больничных стационаров. В некоторых случаях дневные стационары могут размещаться в жилых и общественных зданиях. Однако они должны быть отделены от основного здания капитальной стеной с оборудованием самостоятельной системы вентиляции, канализации и отдельным входом для пациентов. Не допускается размещать в жилых и общественных зданиях дневные стационары дерматовенерологического, психиатрического, инфекционного и туберкулезного профилей.

Архитектурно-планировочные решения дневного стационара, его помещений должны обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы и условия пребывания больных и обслуживающего персонала.

Структура дневных стационаров и планировка их помещений должны исключать возможность пересечения «чистых» и «грязных» потоков. Вместимость палат дневного пребывания должна быть не более 4 коек. Состав помещений дневного стационара определяется с учетом профиля коек, мощности дневного стационара и местных условий.

Важным подразделением лечебно-диагностического отделения являются клинико-диагностические лаборатории. Благодаря использованию современных физико-химических методов исследования, применению электроники и автоматики клинико-диагностические лаборатории способны проводить самые сложные и тонкие исследования.

В многокоечной больнице имеется мощное клинико-диагностическое подразделение, куда входят специализированные отделения: клиническое (для исследования мочи, кала, мокроты, желудочного сока), гистологическое, биохимическое, микробиологическое, серологическое, цитологическое. Клинико-диагностические лаборатории имеют отдельные помещения для приема и регистрации анализов от больных стационара и поликлиники, помещения для фотометрии, центрифугирования, окраски проб и препаратов.

В микробиологических лабораториях обязательны боксы для бактериологических исследований, средоварня, моечные, служебные помещения, кладовые для инструментария и белья, душевые для персонала. Помещения микробиологического отделения должны быть изолированы от остальных помещений лаборатории, для посетителей имеется отдельный вход.

В многокоечных больницах предусматривается самостоятельное патологоанатомическое отделение. Патологоанатомическое отделение размещается, как правило, в отдельном здании, имеет свои подъездные пути и располагается на отдельном участке больничного парка. Секционная площадью не менее 20 м2 рассчитана на 1 стол. В больницах на 600 коек и более допускаются секционные на 2 стола, соответственно, большей площади. В набор помещений этого отделения, кроме секционных, входят предсекционная, лаборатория для гистологических исследований, фотолаборатория, препараторская, помещения для хранения трупов, траурный зал, а также служебные и другие помещения для персонала, канцелярия, вестибюль-ожидальная.

Помещения для вскрытия трупов инфекционных больных должны быть изолированы и иметь отдельный вход снаружи.

Особенности планировочных решений специализированных отделений больниц

Планировка детских отделений должна исключать внутрибольничные заражения. Детские отделения изолированы от отделений взрослых и имеют самостоятельные подразделения (приемное, лечебно-диагностическое отделения). Детское отделение на 60 коек и более размещается в отдельном корпусе с самостоятельными подъездными путями и озелененным участком. В детских отделениях набор помещений в каждой секции необходимо предусматривать возможность самостоятельного функционирования на случай установления карантина в одном из блоков. Все палаты в отделениях для детей до 3 лет должны быть боксированными, не менее 40-50% боксированных палат выделяют для детей до 7 лет и не менее 10-20% - в отделениях для детей старше 7 лет. В детских отделениях устраивают открытые веранды со съемным остеклением из расчета 2,5 м2 на 1 ребенка. Общая площадь веранд должна обеспечить одномоментное размещение на них 50% больных отделения.

Для приема детей в неинфекционные отделения должны быть предусмотрены боксы в количестве 5% от числа коек в отделении и приемно-смотровые боксы - 3% числа коек. Для детей старше 1 года вместимость палат должна составлять не более 4 коек, для детей до 1 года планируют палаты на 2 кроватки. Площадь на одну кроватку - не менее 6 м2. Помещения (спальня, комната отдыха - столовая, санузел) для матерей должны находиться вне отделения, количество мест в этих помещениях следует принимать равным 50% от числа коек для детей в возрасте до 3 лет .

Помещения

Площадь, м2

Полубокс на 1 койку 

 

 

 

 

 

 

9

Палата на 1 койку без шлюза 

12

Палата на 2 и 4 койки

10

Процедурная 

18

Столовая (для детей старше 3 лет) 

25

Комната для игр (для детей в возрасте от 1 года до 6 лет) 

25

Помещение дневного пребывания (для детей от 7 лет и старше) 

2,5 на койку

Веранда отапливаемая (из расчета 50% детских коек в палатной секции) для больниц восстановительного лечения 

3,5 на койку


 

Планировочные решения акушерского отделения должны обеспечить строгую изоляцию здоровых рожениц от больных, обеспечить поточность поступления рожениц в отделение, способствовать исключению внутрибольничного заражения. В акушерском отделении имеются физиологический и обсервационный блоки (так называемое второе, или сомнительное, отделение) для рожениц с повышенной температурой, гнойничковыми и другими заболеваниями.

В приемно-смотровых помещениях акушерского отделения устраивается фильтр, через который роженица проходит из вестибюля-ожидальной. Предусмотрены 2 смотровые: одна - для поступающих в родовое физиологическое отделение и в отделение патологии беременности и вторая - для поступающих в обсервационное отделение. После осмотра в комнате-фильтре, где проводят термометрию, сбор анамнеза и уточнение эпидемиологических данных, выявляют гнойничковые заболевания кожи, грипп, ангину и т.д., роженица направляется в смотровую. Из смотровой роженица попадает в помещение для санитарной обработки и затем в отделение.

Как физиологическое, так и обсервационное отделения имеют общую планировочную схему: предродовые палаты, родовой блок, палаты интенсивной терапии, послеродовые палаты, палаты для новорожденных. В каждом отделении предусмотрен самостоятельный набор лечебно-диагностических и вспомогательных помещений. Медицинский персонал строго закреплен за каждым отделением. В последнее время появилась новая тенденция в планировочном решении акушерских отделений - палаты на 1-2 родильницы с новорожденными совместно. Первые результаты работы таких отделений говорят о благоприятных условиях для родильниц и детей. С гигиенической точки зрения указанная планировка не вызывает возражения.

Поликлиническое отделение является частью больницы. Это самостоятельный корпус, примыкающий к лечебно-диагностическому отделению. Вход в поликлинику обособлен от входа в стационар и располагается близко к улице. Основные помещения поликлиники для взрослых: врачебные и лечебно-диагностические кабинеты, ожидальные для больных, регистратура, вестибюли с гардеробом. Врачебные и вспомогательные кабинеты размещаются по отделениям - терапевтическое, хирургическое, гинекологическое и т.д.

Планировка поликлиники должна обеспечить прямые и короткие маршруты движения больных, удобство сообщения с врачебными кабинетами. В период массовых эпидемий гриппа целесообразно предусмотреть разделение потоков больных на входящих и выходящих из поликлиники, для чего должны быть предусмотрены запасные выходы. Площадь врачебных кабинетов общего профиля (терапевт, невропатолог, психиатр) должна быть не менее 12 м2, специализированных, требующих размещения оборудования (урологический, хирургический, гинекологический, глазной), - не менее 15-18 м2. Отделение неотложной помощи должно располагаться на первом этаже, иметь отдельный вход, через который должны свободно проходить носилки.

Информация о работе Современные системы застройки больниц, расположение и планировка, и гигиеническая оценка