Свято-троитская община сестер милосердия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Девятого марта 1844 года во дворце принца П.Г. Ольденбургского (Дворцовая наб., д.2) состоялось первое заседание Комитета, учредившего новое для Петербурга благотворительное заведение: «Общину сестер милосердия». В нем принимали участие дочери Николая I великие княгини Мария и Александра, а также принцесса Терезия Ольденбургская. Примерно за год до этого Т. Ольденбургская побывала в детской больнице Варшавы, где община сестер милосердия уже существовала, и решила перенести этот опыт в столицу.

Содержание работы

1. Образование общины сестер милосердия.....……………………………..3
2. Дом сестер милосердия………………………………………………….....4
3. Руководство общиной сестер милосердия………………………………..5
4. Устав сестер милосердия…………………………………………………..7
5. Общественная деятельность сестер милосердия. Елизавета Алексеевна Кублицкая…………………………………………………………………11
6. Специализация общины сестер милосердия на помощи больным…………………………………………………………16
7. Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

ГБОУ СПО НО.docx

— 42.37 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский базовый колледж»

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Свято-троитская община сестер милосердия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 111СД  Комарова Екатерина

Преподаватель: Чукаева Галина Ивановна

 

 

г. Нижний Новгород 
2013

Оглавление

  1. Образование общины сестер милосердия.....……………………………..3
  2. Дом сестер милосердия………………………………………………….....4
  3. Руководство общиной сестер милосердия………………………………..5
  4. Устав сестер милосердия…………………………………………………..7
  5. Общественная деятельность сестер милосердия. Елизавета Алексеевна Кублицкая…………………………………………………………………11
  6. Специализация общины сестер милосердия на помощи больным…………………………………………………………16
  7. Список использованной литературы……………………………………18

 

1.Образование общины сестер милосердия.

Девятого марта 1844 года во дворце принца П.Г. Ольденбургского (Дворцовая наб., д.2) состоялось первое заседание Комитета, учредившего новое для Петербурга благотворительное заведение: «Общину сестер милосердия». В нем принимали участие дочери Николая I великие княгини Мария и Александра, а также принцесса Терезия Ольденбургская. Примерно за год до этого Т. Ольденбургская побывала в детской больнице Варшавы, где община сестер милосердия уже существовала, и решила перенести этот опыт в столицу. 

Практически для всех перечисленных, создание Общины не было первым шагом, предпринятом на ниве милосердия. Так, Терезия Ольденбургская (1817 – 1871), с 1837 г . жена известного благотворителя, племянника Николая I , П.Г. Ольденбургского, «была энергичной помощницей мужа в делах благотворительности» . В 1841 г . принц передал в ее ведение учрежденную на Петроградской Стороне школу для бедных девочек, на базе которой позже возник «Институт принцессы Терезии Ольденбургской». В 1843 г . она взяла под свое покровительство 2 ночных приюта и занялась их переустройством. Великая княгиня Мария Николаевна (1819 – 1876) старшая из дочерей императора, как и все великие княгини, занималась общественно-благотворительной деятельностью, состояла действительным членом Патриотического общества, принимала личное участие в высшем управлении женскими учебными заведениями, имела в непосредственном заведовании Патриотический институт. Великая княгиня Ольга Николаевна писала в дневнике, что ее сестра внимательна и щедра к бедным, отзывчива на добрые дела». В отличие от старшей сестры великая княгиня Александра Николаевна (1825 – 1844) не успела проявить себя на поприще милосердия. Однако в память о ней было создано несколько благотворительных учреждений, среди которых .Александринская женская больница (ул. Надеждинская, 12 – ныне ул. Маяковского). К 1914 г . это была лечебница на 50 коек для хронически больных женщин. 

 

2.Дом сестер милосердия

В апреле Комитетом для нужд общины был снят дом подполковницы Сучковой, стоявший в Рождественской части (1 квартал, 2 улица, д. 57/27), в котором  разместились и 18 принятых на испытание  будущих сестер милосердия. 

В доме располагалось шесть отделений  общины: отделение сестер милосердия, женская больница, пансион, приют, исправительная школа и отделение кающихся. Позже  здесь разместилась и богадельня для неизлечимых. Пятого сентября 1844 года, накануне сорокового дня со смерти великой княгини Александры Николаевны, была освящена православная домовая церковь во имя Живоначальной Троицы. По ее названию общине сестер милосердия в 1873 году было дано собственное наименование – Свято-Троицкая. Одновременно в общине действовала небольшая евангелическая церковь Св. Троицы, где проходили не только протестантские, но и католические богослужения. Однако после 1855 года, когда в общину стали приниматься только женщины православного вероисповедания, евангелическая церковь была закрыта. 

В том же 1844 году супруга Николая I императрица Александра Федоровна, в память дочери приняла общину под  свое покровительство. Руководство  общиной осуществлял Комитет, в  который входили великая княгиня  Мария Николаевна, принцесса Т. Ольденбургская, княгиня М.Барятинская, С.А. Шаховская, Е. Гагарина, графиня С. Борх, С. Толстая, Е Кушелева, Т.Б. Потемкина, а также, М. Каверина, А. Демидова, А. Мальцова, О. Рюмина и С. Биллер. В 1846 году управление общиной взяла на себя великая княгиня Мария Николаевна. Сохранились свидетельства о том, что она посещала это благотворительное заведение почти каждый день, принимая непосредственное участие в его повседневной жизни и долгими часами ухаживая за больными наравне с другими сестрами. В Свято-Троицкой общине как реликвия хранились форменное платье и косынка, которые надевала великая княгиня

 

 

3.Руководство общиной сестер милосердия

В 1844 году супруга Николая I императрица Александра Федоровна, в память дочери приняла общину под свое покровительство. Руководство общиной осуществлял Комитет, в который входили великая княгиня Мария Николаевна, принцесса Т. Ольденбургская, княгиня М.Барятинская, С.А. Шаховская, Е. Гагарина, графиня С. Борх, С. Толстая, Е Кушелева, Т.Б. Потемкина, а также, М. Каверина, А. Демидова, А. Мальцова, О. Рюмина и С. Биллер. В 1846 году управление общиной взяла на себя великая княгиня Мария Николаевна. Сохранились свидетельства о том, что она посещала это благотворительное заведение почти каждый день, принимая непосредственное участие в его повседневной жизни и долгими часами ухаживая за больными наравне с другими сестрами. В Свято-Троицкой общине как реликвия хранились форменное платье и косынка, которые надевала великая княгиня . 

В 1846 году начальницей общины стала Сарра Александровна Биллер – одна из самых известных петербургских благотворительниц первой половины XIX века. Сарра Биллер (урожденная Килам ( Kilham )) – англичанка, происходившая из семьи квакеров. В царствование Александра I она приехала в Россию и в 1821 г . открыла в Петербурге «женскую школу взаимного обучения». В 1833 г . Саррой Александровной и другой петербургской благотворительницей – Анной Федоровной Михельсон было основано «магдалининское убежище» для падших женщин. Активная работа С.А. Биллер на поприще милосердия и благотворительности обратила на себя внимание создательниц Общины сестер милосердия, предложивших ей принять участие в работе этого учреждения. Сарра Александровна согласилась на том условии, что управляемые ей школа и магдалининское убежище «поступят в ведение общины». До 1850 г . С.А. Биллер занимала пост начальницы общины, затем была вынуждена покинуть его из-за тяжелой болезни и вернуться в Англию, где умерла в марте 1851 г ., на 67 году жизни. Знавшие Биллер отмечали, свойственные ей «настойчивость в преследовании намеченной цели и требование строгой дисциплины среди подчиненных оправдывались в глазах всех личным примером и тем духом христианской кротости, которым проникнуты все ее отношения» .

В 1847 году попечителем Общины Сестер Милосердия был назначен принц  Петр Георгиевич Ольденбургский (1812 – 1881) целиком посвятивший себя делу благотворительности. С 1839 года ему было поручено руководство Санкт-Петербургской Мариинской больницей для бедных, в 1844 году П.Г. Ольденбургский стал председателем Санкт-Петербургского опекунского совета. Принцем было пожертвовано 50 тысяч рублей на покупку дома, в котором размещались учреждения общины. Всего до своей кончины в 1881 г . он передал на ее нужды более 130 тысяч рублей . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Устав сестер милосердия

Вновь образованная Община сестер милосердия имела целью «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истины лиц, предавшихся  пороку, воспитание детей бесприютных  и исправление детей с дурными  наклонностями . В нее принимались вдовы и девицы всех свободных состояний в возрасте от 20 до 40 лет. Сестра милосердия должна была отличаться «набожностью, милосердием, целомудрием, опрятностью, скромностью, добротой, терпением и безусловным повиновением постановлениям» . При организации общины ее создательницы пользовались примером общины иаконис, «чтобы с одной стороны, избежать неудобства чисто светского общежития, с другой стороны, не подчинять сестер милосердия строгостям монашеских уставов» . Первая организация лютеранских иаконис (буквально – «помощниц») была учреждена в небольшом немецком городке Кайзерсверте пастором Теодором Флиднером. Это произошло в 1936 г . В Кайзерсверте был основан «Материнский дом» в котором проходили обучение и трудились «сестры для ухода» и «сестры учительницы». Диаконисы заботились о стариках, больных, детях, «кающихся Магдалинах», бывших заключенных. Кроме того, русские общины сестер милосердия напоминали «Дома» иаконис и по своему устройству, и по той форменной одежде, которую носили женщины.

В 1848 году императором Николаем I был утвержден устав общины. Регламентированная этим документом система  управления общиной была достаточно сложна и громоздка. Управлял Общиной  Комитет во главе с председательницей. В его состав входили лица, назначавшиеся  августейшей покровительницей заведения. Ею же назначался попечитель Общины. Непосредственное руководство деятельностью общины осуществлялось начальницей, которая  избиралась Комитетом из своей среды. И, наконец, из числа наиболее достойных  сестер милосердия Комитетом избиралась надзирательница, в чьи функции  входило наблюдение за сестрами и  порядком в общине, распределение различных поручений и контролирование их исполнения. 

Женщины, изъявившие желание стать  сестрами милосердия, так называемые «сестры испытуемые», по уставу пребывали  в этом статусе год, позже срок был продлен до трех лет. В течение  этого времени проверялись их нравственные и деловые качества. Кроме того, готовившихся в сестры «подвергались, в отношении способностей своих хождению за больными, испытанию  доктора», который сообщал о его  результатах начальнице общины и  управлявшему ею комитету. Комитет  принимал решение о присвоении испытуемой звания Сестры Милосердия. Сестра приводилась  к присяге священником общины в присутствии попечителя и получила особый знак, возлагавшийся на нее  Санкт-Петербургским митрополитом. Этот знак – золотой нагрудный  крест с изображением Пресвятой  Богородицы и надписью «всех скорбящих  радость» на одной стороне и «милосердие» на другой – носился на зеленой  ленте. Сестра, покидавшая общину, должна была возвратить его. Извещение о  приеме в Сестры Милосердия публиковалось  в Санкт-Петербургских ведомостях. Текст присяги сестры милосердия представляет особый интерес:

«Во имя Всеблагого и Всемилостивого Бога Отца и Сына и Святого Духа. 

Я, недостойная раба (имярек) слыша  в Евангелии глас Христа Спасителя  и Судии мира, болен бехъ и посетисте Мене, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе; 

Видя, что Всемилосердный Судия мира приемлет сердобольное служение болящим, так как оное самому Ему оказано было; 

Желая, сколько немощь естества человеческого  позволяет, подражать сердоболию Господа  моего Иисуса Христа из любви к  страждущему человечеству исцелявшему всякую болезнь и всякий недуг и сердоболию Пресвятой Матери Его радости всех скорбящих, и с таковым искренним расположением, по доброй воле моей и усмотрению начальства, вступая в утвержденное Высочайшей волей Его Императорского Величества государя императора Николая Павловича звание Сестер Милосердия, принимаю ныне присягу в том: 

Что, доколе сил моих достанет, употреблять  буду все мои попечения и труды  на богоугодное служение братьям  моим, человекам и христианам; 

Что буду проходить сие богоугодное  служение с искренним милосердием  к страждущему человечеству и  послушанием поставленному начальству; 

Что буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей, признано будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них; 

Что, по долгу христианского милосердия, не только буду пещися о телесном, но и душевном здравии болящих и по святому своему долгу сердцем и устами приносить за них молитву Богу и Господу Иисусу Христу, врачу душ и телес и Пречистой Матери Его, радости всех скорбящих; 

Во всех сих и сим подобных действиях звания, торжественно ныне мною восприемлемого, да поможет мне Господь благодатью Своею. 

Во свидетельство же моего твердого намерения свято исполнять восприемлемые ныне должности в утверждение сей моей клятвы, целую слово и крест Спасителя моего. Аминь»

Устав не только регламентировал жизнь  Сестер Милосердия, но и вносил в  нее достаточно серьезные ограничения. Так, сестры не могли иметь в общине собственной мебели и одежды. Они  не получали жалования и не могли  держать при себе денег. Все, что  сестрами получалось за услуги (и деньги, и подарки) принадлежало общине. Отлучаться с территории общины и принимать  гостей сестрам позволялось лишь с разрешения надзирательницы. Посетители могли видеться с сестрой не чаще двух раз в неделю и исключительно  в специальной приемной зале. Можно  предположить, что относительная  строгость устава связана с тем, что при его составлении учредители обращались за советами к свт. Филарету (митрополит Московский Филарет, в миру В.М. Дроздов, 1782-1867). Митрополит резко выступил против присутствия в общине сестер разных конфессий: «В уставе нет правила, которое допускало бы в состав общины лиц, не принадлежащие к православному вероисповеданию. Хорошо, если так и на деле. Разность вероисповеданий препятствует сгармонизировать общину в духовно-нравственное единство, одушевить общину общим духом и дать ей внутреннюю силу».Особое внимание свт. Филарет уделял тому, что община должна иметь просвещенного духовника. Кроме того, он предлагал сестрам давать не временный, а пожизненный обет. Настоятельница и некоторые сестры, по его мнению, могли принимать монашеский постриг.

Согласно Уставу, сестры милосердий общины исполняли свои обязанности, как в самой общине, так и  в больницах и в «жилищах бедных страждущих». При этом они должны были носить форменную одежду:

Информация о работе Свято-троитская община сестер милосердия