Типы высшей нервной деятельности и типы темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю, и едва ли найдется другая область исследований, которую рассматривали бы со столь разных сторон. При изучении взаимодействия психических процессов в исследованиях личности и поведения значение индивидуальных различий возрастает настолько, что практически всегда оказывается, что мы имеем дело лишь с разными формами их проявления. Постепенное накопление фактов, изучение и классификация причин разбросов измерений, связываемых с влиянием индивидуальных различий, привело к тому, что выделились направления дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования связи типов ВНД и свойств темперамента
1.1.Общее понятие о темпераменте
1.2.Основные свойства темперамента
1.3.Свойства нервной системы
1.4.Психологическая характеристика типов темперамента
1.5.Классификация типов ВНД
1.6.Соотношение типов ВНД со свойствами темперамента
1.7.Темперамент и личность
1.8.Темперамент и деятельность
1.8.1. Роль темперамента в деятельности человека Понятие ценности темперамента
1.8.2. Темперамент как фактор деятельности
1.8.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Вывод по главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Контрольная по физиологии ЦНС.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Индивидуальный стиль  не проявляется у человека сам  собой, стихийно. Он формируется в  процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального  стиля деятельности наблюдаются  уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.

Ядро индивидуального  стиля определяет комплекс имеющихся  у человека свойств нервной системы3. Среди тех особенностей, которые  относятся к самому стилю, можно  выделить две группы:

1. Приобретаемые в  опыте и носящие компенсаторный  характер по отношению к недостаткам  индивидуальных свойств нервной  системы человека.

2. Способствующие максимальному  использованию имеющихся у человека  задатков и способностей, в том  числе полезных свойств нервной системы.

Динамические черты  личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, несстрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены  исследования с целью, установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Перед сангвиником следует  непрерывно ставить новые, по возможности  интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь  в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать  с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик -самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует  свои действия, но при этом не зависит  их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А.Галлер, Г.Врисберг. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой - Томиной и многих других.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

2. Егорова Психология  индивидуальных различий. М, 1997.

3. Ковалев А. Г. Психология  личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982.

5. Краткий словарь  системы психологических понятий  // К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984.

6. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента, М., 1964

7. Павлов И. П. Поли. собр. Соч.  Т.З.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.

8. Немов Р.С. Психология // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1, М.: Просвещение ВЛАДОС, 1998.

9. Общая психология /Состав. Е.И.  Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 . Ю.Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б.

Гиппенрейтера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 . 11 .Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и

других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001 г.

12.Практикум по общей психологии // Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990.

13.Практическая психология //Инструментарий. Под ред. Шапаря В.Б. -

Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2002. Н.Симонов  П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,

"Наука", 1984.

15.Сидоренко Е.В. Методы математической  обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2000.

16.Стреляу Я. Роль темперамента  в психическом развитии. М., 1982.

17.Теоретические проблемы психологии  личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.

18.Теплов Б.М. Современное состояние  вопроса о типах высшей нервной  деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий -М., 1982.


Информация о работе Типы высшей нервной деятельности и типы темперамента