Традиционное лечение астмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Причин широкого распространения этой болезни много: плохая экологическая обстановка, неблагоприятные факторы труда и быта, перенаселенность городов, несбалансированное питание, нарушения иммунитета, длительное психоэмоциональное напряжение, характерное для современной жизни и многое другое.
Цель моей работы – комплексное исследование и обобщение причин возникновения этой болезни, методы и способы ее лечения.

Содержание работы

Введение
2с.
Глава I.
Что такое бронхиальная астма
3с.
1.1.
Общая характеристика заболевания
3с.
1.2.
Причины возникновения
4с.
1.3.
Формы и стадии развития
5с.
Глава II.
Традиционное лечение астмы
8с.
2.1.
Профилактика бронхиальной астмы
8с.
2.2.
Лечебная физкультура как элемент терапии приступов астмы
11с.
2.3.
Примерный комплекс упражнений
14с.
2.4.
Дыхательные упражнения
16с.
Заключение
18с.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЛФК при бронхиальной астме.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Первичная профилактика астмы у взрослых. У взрослых наиболее распространенной причиной бронхиальной астмы являются хронические заболевания дыхательных путей (такие как хронический бронхит) и длительный контакт с раздражающими веществами (табачный дым, химические вещества на месте работы). Ввиду этого методы профилактики бронхиальной астмы у взрослых сводятся к устранению раздражающих факторов и лечению хронических болезней дыхательных органов.

Вторичная профилактика бронхиальной астмы включает меры по профилактике болезни у сенсибилизированных  лиц или у пациентов на стадии предастмы, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики астмы подбирается по следующим критериям:

  • лица, родственники которых уже болеют бронхиальной астмой;
  • наличие различных аллергических болезней (пищевая аллергия, атопический дерматит, аллергический ринит, экзема и пр.);
  • сенсибилизация (повышение чувствительности организма к воздействию каких-либо раздражителей)  доказанная при помощи иммунологических методов исследования.

В целях вторичной  профилактики бронхиальной астмы у этой группы лиц проводится профилактическое лечение противоаллергическими препаратами. Также могут быть использованы методы по десенсибилизации.

Третичная профилактика астмы применяется для уменьшения тяжести течения и предупреждения обострений болезни у пациентов, которые уже болеют бронхиальной астмой. Основной метод профилактики астмы на этом этапе заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступ астмы (элиминационный режим). 
Для качественного проведения элиминационного режима необходимо знать, какой именно аллерген (или группа аллергенов) вызывают приступы астмы у больного. Наиболее распространенными аллергенами являются домашняя пыль, тараканы, микроклещи, шерсть домашних животных, плесневые грибки, некоторые виды пищи, пыльца растений. 
Для предотвращения контакта организма больного с этими аллергенами необходимо соблюдать определенные санитарно-гигиенические правила:

  • В помещении, в котором проживает больной необходимо проводить регулярную влажную уборку (1-2 раза в неделю), сам больной на время уборки должен покинуть помещение;
  • Из помещения, в котором проживает больной астмой должны быть удалены все ковры и мягкая мебель, а также другие предметы, в которых может накапливаться пыль. Также из комнаты больного следует унести комнатные растения;
  • Постельное белье больного нужно стирать каждую неделю в горячей воде (60 ̊С) с хозяйственным мылом;
  • Для подушек и матрацев больного нужно использовать специальные пыленепроницаемые чехлы;
  • В комнату больного нельзя допускать домашних животных;
  • Целесообразно провести меры по борьбе с тараканами и другими насекомыми;
  • Из пищевого рациона больного следует исключить все продукты вызывающие аллергию.

Правильно спланированные и выполненные меры по профилактике бронхиальной астмы являются эффективным  средством предотвращения и лечения этой болезни. Современная медицинская практика показывают, что правильное проведение мер профилактики астмы зачастую достаточно для излечения болезни либо для значительного уменьшения потребности больного в противоастматических лекарствах.

2.2 Лечебная  физическая культура как элемент терапии приступов астмы

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих  приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть  приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

  • восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
  • уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
  • активизация трофических процессов в тканях;
  • обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
  • обучение удлиненному выдоху.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

  • дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
  • дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;
  • упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;
  • диафрагменное дыхание;
  • упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
  • массаж грудной клетки и мышц предплечья.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Противопоказания при  занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

  1. Противопоказаны любые перегрузки.
  2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.
  3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.
  4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.
  5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

 

 

2.3. Примерный комплекс  упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением  на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут  походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце - поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

  1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - выдох (4-6 раз).
  2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).
  3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу - выдох; вернуться в исходное положение - вдох. То же с наклоном в другую стороны.
  4. Сидя на стуле. Руки в стороны - вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, - выдох (4-8 раз).
  5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).
  6. Ходьба обычная - 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе - 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха  (30-60 с).
  7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, - вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой - удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).
  8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
  9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
  10. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Руки вверх - вдох; наклон вперед - выдох (5-10 раз).
  11. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Руки к плечам, прогнуться - вдох; положить руки на нижние края грудной клетки (сбоку и немного спереди) и сделать выдох, надавливая руками на ребра (4-5 раз).
  12. Повторить упражнение № 5, произнося звук «тру-у-у» (4-6 раз).
  13. Сидя на стуле, руки на поясе. Приподнимая плечи и грудную клетку, вдохнуть; выдыхая, произносить звук «с-с-с», усиливая его в середине выдоха (5-8 раз).
  14. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав неглубокий вдох, наклониться вперед, расслабленно опустить руки, коснувшись ими пола, - полный удлиненный выдох (5-7 раз).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников  — адреналина, что в свою очередь  обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно  и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более  целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают  содержание в организме углекислого  газа, что может усилить спазм  бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после  выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

2.4. Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим  методом выработки более глубокого  дыхания является надувание воздушных  шариков, для получения максимального  эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью  укрепления диафрагмы можно выполнять  и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот - диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью  нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий - 5 секунд, дальше - до 30.  
Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

 

Заключение

От   процесса дыхания зависят все  процессы жизнедеятельности организма.  Болезни дыхательной системы  очень опасны и требуют серьезного подхода и по возможности полного выздоровления  больного. Запускание таких болезней может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.

Лечебная  физическая культура (ЛФК) - это метод, основанный на использовании физических упражнений, направленный на достижение стойкого положительного терапевтического эффекта и профилактику осложнений различных заболеваний. ЛФК позволяет быстрее оправиться от болезни, обрести трудоспособность и сформировать правильный двигательный стереотип.

Занятия ЛФК оказывают  лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны  методика проведения занятий, показания  и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий. Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее.

 

Список используемой литературы

  1. http://pulmonology.eurodoctor.ru
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.polismed.ru/astma-post004.html
  4. http://health.wild-mistress.ru
  5. http://www.asthma-stop.ru
  6. Вершинина М.В. Бронхиальная астма. Современные подходы к диагностике и лечению. М.: Медицина, 2000 г.
  7. Гитун Т.В. Лечение бронхиальной астмы. Новейшие медицинские методики. М.: Рипол, 2009 г.
  8. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. М.: Гэотар-Мед, 2002 г.
  9. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. М.: Медицина, 1985 г.
  10. Бирюков А.А. Лечебный массаж: учебник для вузов/А.А.

Бирюков М. – Академия, 2004. 361 с.

  1. Васечкин В.И. Справочник по массажу для ср. мед. работников /В.И.Васечкин 2-е изд., стер., - СПб: Гиппократ, 1992 – 174 с.
  2. Дубровский В.И. Массаж: учебник. Владос, 1989, - 496 с.
  3. Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов физ. Культуры /Под ред-ей Попова, Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, 608 с.

 

 

 


Информация о работе Традиционное лечение астмы