Учение о костях и их соединениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Костно-мышечная система формируется в организме человека одной из первых. Именно она становится тем каркасом, на котором, словно на оси детской пирамидки, вырастает совершенная конструкция тела. Она позволяет нам перемещаться и познавать мир, защищает от физических воздействий, дает чувство свободы. Ткани костно-мышечной системы устроены таким образом, что наделяют человека максимальной безопасностью, ведь виртуальные миры появились недавно, а необходимость перемещения в пространстве существовала всегда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. УЧЕНИЕ О КОСТЯХ И ИХ СОЕДИНЕНИЯХ (ОСТЕОАРТРОЛОГИЯ)
1.1 Химический состав, строение и соединение костей. 4 - 5
1.2 Общая анатомия скелета 5 - 6
1.3 Развитие и рост костей 6
1.4 Возрастные изменения костей 6 - 7
2. Строение скелета
2.1 Строение черепа 7
2.2 Возрастные изменения черепа 7 - 8
2.3 Позвоночный столб 8 - 9
2.4 Возрастные особенности позвоночника 9 - 10
2.5 Грудная клетка 10
2.6 Возрастные особенности грудной клетки 10
3. Скелет конечностей
3.1 Строение и функции конечностей 10 - 11
3.2 Возрастные особенности скелета конечностей 11 - 12

4. Гигиена 12 - 13
5. Развитие в онтозенезе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

КОНТР МЕД2.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Считается, что костная масса продолжает увеличиваться после прекращения линейного роста. В последнее время появились данные о том, что небольшое увеличение костной массы может продолжаться после прекращения роста. Этот факт объясняется некоторым увеличением размеров и усилением минерализации костей.

Физиология накопления костной массы неразрывно связана с достижением так называемой пиковой костной массы, которая определяет прочность скелета взрослого человека. Возраст достижения пиковой костной массы до настоящего времени окончательно не выяснен.

В период с 10 до 14 лет в поясничном отделе позвоночника происходит увеличение костной минеральной плотности на 40%.

В старости костная система претерпевает значительные изменения. С одной стороны, наблюдается уменьшение числа костных пластинок и разрежение кости (остеопороз), с другой — происходят избыточное образование кости в виде костных наростов (остеофитов) и обызвествление суставного хряща, связок и сухожилий на месте прикрепления их к кости.

Развитие и прочность кости зависят от витаминов группы D (кальциферола), регулирующих обмен кальция, необходимого для работы мышц. Кальциферолом особенно богаты рыбий жир, мясо тунца, молоко и яйца. Также ультрафиолетовые лучи солнца способствуют всасыванию витамина D.

В развитии скелета позвоночных животных различают три стадии развития: соединительнотканную (перепончатую), хрящевую и костную. Осевым органом в раннем периоде онтогенеза у всех позвоночных является хорда. Хорда впервые в филогенезе появляется у низших хордовых животных (ланцетника), она сохраняется в течение всей индивидуальной жизни организма. Вокруг хорды из мезодермы формируется перепончатый скелет.

На протяжении онтогенеза значительно изменяется общая масса мышечной ткани, причем вес мышц в ходе роста увеличивается значительно интенсивнее, чем вес многих других органов. Например, у новорожденных масса всех мышц составляет 23% массы тела, а в 8 лет — 27%, в 17-18 лет — 44% (у спортсменов, как известно, мышечная масса может достигать 50%).

В ходе онтогенеза происходят значительные изменения в микроструктуре мышц. Рост мышечной массы в постнатальном периоде происходит за счет увеличения не количества, а размеров мышечных волокон. Происходит утолщение миофибрилл и как результат — утолщение мышечных волокон. Стабилизация, прекращение роста мышечных волокон происходит к 18-20 годам, то есть примерно в те же сроки, что и стабилизация роста скелета. А вот в старости происходит противоположный процесс — атрофия мышечных волокон, приводящая к уменьшению их диаметра. Поперечная исчерченность мышечных волокон при старении ослабляется. Перестает быть строго параллельным направление мышечных волокон, появляются неправильно, спирально и даже кольцеобразно расположенные группы мышечных волокон.

 Развитие гистоструктуры соединительнотканных  элементов мышц идет особенно  интенсивно в раннем детском  возрасте, значительного уровня  достигая к 7 годам. В 19-20 лет соединительнотканные элементы мышц являются мощным каркасом как для всей мышцы, так и для каждого мышечного волокна в отдельности. При старении соединительная ткань мышц подвергается атрофическим изменениям. В саркоплазме обнаруживаются жировые включения, а также участки восковидного перерождения.

Существенные изменения в ходе онтогенеза претерпевают ядра мышечных волокон, играющие важную роль в развитии и функционировании ткани. Известно, например, что мышцы эмбриона значительно богаче ядрами, чем мышцы детей и взрослых. Уменьшение количества ядер происходит параллельно с утолщением диаметра мышечного волокна. При старении по мере развития дистрофических изменений количество ядер снова начинает увеличиваться, при этом изменяется также их форма.

Двигательные нервные окончания в мышцах появляются еще задолго до рождения и длительное время после рождения их сеть продолжает развиваться. А вот проприорецепторный аппарат формируется более быстрыми темпами, и опережает в своем развитии моторные окончания. К моменту рождения нервно-мышечное веретено уже имеет хорошо выраженную капсулу, извитые и разветвленные нервные волокна и мышечный стержень. С возрастом меняется не только структура, но и их распределение в мышце. Так, если у новорожденного «веретена» расположены более или менее равномерно, то к 4-11 годам нервно-мышечные веретена обнаруживаются в большей мере в концевых третях, чем в середине. Примерно до 17 лет и старше особенно быстро увеличивается количество мышечных веретен в участках мышц, испытывающих наибольшее растяжение.

Кровоснабжение мышц в эмбриональном и в раннем детском возрасте развито уже хорошо, но, в отличие от взрослого организма, в этом периоде тип ветвления сосудов мышц иной: он бывает рассыпной или переходный, а у взрослого — магистральный. В общем можно отметить, что структура артериального русла мышц формируется уже к рождению.В ходе онтогенеза существенным образом изменяются и функции мышц.Одним из важных показателей функции мышц является их лабильность. Под лабильностью или функциональной подвижностью Н.Е.Введенский понимал большую или меньшую скорость тех элементарных реакций, которыми сопровождается физиологическая деятельность данного аппарата, в нашем случае мышечного.

 Мерой лабильности по Введенскому  является наибольшее число потенциалов действия, которое возбудимый субстрат способен воспроизвести в 1 сек под влиянием раздражителя.

Наиболее низкая лабильность отмечается во внутриутробном периоде. Скелетная мускулатура воспроизводит лишь 3-4 сокращения в секунду, тогда как у взрослого — до 60-80. Во внутриутробном периоде при превышении оптимальной величины частоты раздражения мышца продолжает сокращаться столько времени, сколько длится раздражение, при этом отсутствует свойственное у взрослого состояние пессимума.

Пессимальное торможение заключается, как известно, в уменьшении величины тетанического сокращения при очень высокой частоте раздражения мышцы, при этом сила ее сокращения снижается.

Для характеристики изменений функционального состояния двигательного аппарата в онтогенезе значительный интерес представляет оценка роли времени в рефлекторных реакциях мышц. Хронаксия (характеризует скорость возникновения возбуждения) мышц у новорожденных от 1,5 до 10 раз больше, чем у взрослых.

По величине хронаксии было показана гетерохронность развития отдельных мышечных групп в онтогенезе. Так, например, хронаксия двуглавой и трехглавой мышцы плеча формируется на уровне взрослого уже к 5 годам, тогда как для большинства мышц это происходит в пределах 9-15 лет.

 Достигнув определенной величины, показатели хронаксии удерживаются на этом уровне всю жизнь, несколько снижаясь в старости

Наиболее общим проявлением функции движения является работоспособность мышц, которая лежит в основе возрастной эволюции различных двигательных качеств, определяющих взаимодействие организма со средой.

Изучение возрастных особенностей величины этого показателя у детей младшего школьного возраста существенно затруднен, так как основной метод регистрации уровня физической работоспособности требует определенного уровня физического развития.

 Поэтому достоверные данные  об изменении мышечной работоспособности  относятся почти исключительно  к детям старше 6-7 лет. Систематические  исследования изменений мышечной  работоспособности у детей в  возрасте от 7 до 18 лет показывает, что с возрастом работа, выполняемая ребенком на эргографе в течении 1 мин увеличивается, причем прирост количества работы изменяется неравномерно в разные возрастные периоды.

 Существуют и определенные  особенности, характеризующие процесс  роста и развития ребенка.

Так, например, амплитуде эргограмм свойственно снижение (отчетливое) в период от 7-9 до 10-12 лет, которое сменяется затем постепенным увеличением.

Обнаруживается четко выраженное снижение суммарной биоэлектрической активности мышц, то есть с возрастом улучшается использование мышцами нервного напряжения. Изменяется также и характер биоэлектрической активности.

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

 

Значение скелета очень велико. Костная система выполняет ряд функций, и прежде всего защитную ( защищает  организм от вредных внешних влияний), опоры, движения. Отдельные части скелета превратились в рычаги, приводимые в движение мышцами, вследствие чего скелет приобрел локомоторную функцию. Движение возможно благодаря тому, что кости являются длинными и короткими рычагами, соединенными подвижными сочленениями и приводимыми в движение мышцами, управляемыми нервной системой. Наконец, защита осуществляется путем образования из отдельных костей костного канала — позвоночного, защищающего спинной мозг,  костной коробки — черепа, защищающего головной мозг; костной клетки — грудной, защищающей жизненно важные органы грудной полости (сердце, легкие, печень, желудок, селезенку, частично почки и др., то есть важнейшие органы разных систем); костного вместилища — таза,  защищающего важные для продолжения вида органы размножения, выделения.

Биологическая функция костной системы связана с участием скелета в обмене веществ, особенно в минеральном обмене минеральных солей. Это важно учитывать для понимания болезней обмена (рахит и др.) и для диагностики с помощью лучистой энергии (рентгеновские лучи, радионуклиды). Кроме того, скелет выполняет еще кроветворную функцию. При этом кость является не просто защитным футляром для костного мозга, а последний составляет органическую часть ее. Определенное развитие и деятельность костного мозга отражаются на строении костного вещества, и, наоборот, механические факторы сказываются на функции кроветворения: усиленное движение способствует кроветворению, поэтому при разработке физических упражнений необходимо учитывать единство всех функций скелета.

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

                     

                   

                          Список используемой литературы:

 

1.  Безруких М. М. Возрастная физиология: учебное пособие для вузов / М. М. Безруких, В. Д. Санькин, Д. А. Фарбер. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

2. Бисярина В. П. Анатомо-физиологические  особенности детского возраста / В. П. Бисярина. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1973. – 223 с.

3. Гончарова Ю.А.Возрастная  анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Ю.А. Гончарова.- Воронеж: Воронежский государственный университет, 2008.-92с.

4. Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А. Н. Кабанов, А. П. Чабовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1975. – 270 с.

5. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология  детского организма: учебное  пособие  для институтов / Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 287 с.

6. Парсонс Т. Анатомия и физиология. Справочник / Т. Парсонс. – М.: АСТ, 2003. – 282 с.

7. Прищепа, И. М. Возрастная  анатомия и физиология человека / И. М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. – 416 с.

8. Сапин М.Р. Анатомия и  физиология человека(с возрастными  особенностями детского организма): учебник для студенческих образовательных  учреждений среднего профессионального  образования/ М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов.- 6-е изд., стер.- М.: Академия, 2008.-384с.

9.  Старушенко Л. И. Анатомия  и физиология человека / Л. И. Старушенко. – Киев: Высшая школа, 1989. – 216

10. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология  и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова. – М.: Просвещение, 1990. – 320 с.

11. Цузмер, А. М. Человек: Анатомия, физиология, гигиена / А. М. Цузмер, О. А. Петрешина. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учение о костях и их соединениях