Виды массажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:24, реферат

Описание работы

В зависимости от того, с какой целью применяется массаж и как осуществляется воздействие на поверхность тела (т. е. какими средствами), различают гигиенический, лечебный, спортивный, сегментарно-рефлекторный, косметический, аппаратный массаж и, наконец, самомассаж.
Массаж может быть локальным (частным) и общим. Деление различных видов массажа условно, так как и косметический, и сегментарно-рефлекторный, и аппаратный, и самомассаж могут применяться с лечебной целью. Каждый из перечисленных видов подразделяется на подвиды и имеет свои задачи.

Файлы: 1 файл

ВИДЫ МАССАЖА.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

лфк


Лечебная физическая культура (ЛФK) — метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФK обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

ртивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

Особенностью метода ЛФK является также его естественно-биологическое содержание, так как в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму, — функция движения. Последняя представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и нормирования организма. Любой комплекс ЛФK включает больного в активное участие, в лечебном процессе в противоположность другим лечебным методам, когда больной обычно пассивен и лечебные процедуры выполняет медицинский персонал (например, физиотерапевт).

ЛФK является также методом функциональной терапии. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного. Но одновременно необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль ЛФK рамками функциональных влияний. ЛФK надо считать методом патогенетической терапии. Физические упражнения, влияя на реактивность больного, изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление. Тренировку больного следует рассматривать как процесс систематического и дозированного применения физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функции того или другого органа, нарушенных болезненным процессом, развития, образования и закрепления моторных (двигательных) навыков и волевых качеств

Заболевание (травма) и гиподинамия  ведут к существенным изменениям гомеостаза, атрофии мышц, функциональным нарушениям эндокринной и кардиореспираторной систем и т.д. Поэтому применение физических упражнений для профилактики и лечения заболеваний патогенетически обосновано:

  • Лечебно-профилактическое действие лечебной физкультуры
    • Неспецифическое (патогенетическое) действие. Стимуляция моторно-висцеральных рефлексов и др.
    • Активизация физиологических функций (проприорецептивной афферентации, гуморальных процессов и др.)
    • Адаптивное (компенсаторное) действие на функциональные системы (ткани, органы и др.)
    • Стимуляция морфо-функциональных нарушений (репаративная регенерация и др.)
  • Результаты (эффективность) воздействия физических упражнений на больного человека
    • Нормализация психоэмоционального состояния, кислотно-щелочного равновесия, метаболизма и др.
    • Функциональная приспособляемость (адаптация) к социально-бытовым и трудовым навыкам
    • Предупреждение осложнений заболевания и возникновения инвалидности
    • Развитие, образование и закрепление двигательных навыков. Повышение устойчивости к факторам внешней среды

Основными средствами лечебной физкультуры (ЛФK) являются физические упражнения (см. схема Kлассификация физических упражнений), которые делят на следующие: гимнастические, общеразвиващие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах; спортивно-прикладные: ходьба, бег, бросание мячей (надувных, баскетбольных, волейбольных и др.), прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.; игры: малоподвижные, подвижные и спортивные.

 

Схема Kлассификация физических упражнений

  • Идеомоторные
  • Гимнастические
    • Статические (изометрические)
    • Динамические (изотонические)
      • активные, пассивные
    • По анатомическому признаку
      • — для верхних конечностей
      • — для верхних конечностей и плечевого пояса
      • — плечевого пояса
      • — плечевого пояса и спины
      • — шеи
      • — туловища
      • — мышц брюшного пресса
      • — мышц тазового дна
      • — нижних конечностей
    • По характеру
      • — дыхательные статические, динамические
      • — порядковые
      • — подготовительные
      • — корригирующие
      • — упражнения на равновесие
      • — упражнения на координацию
      • — упражнения с сопротивлением
      • — висы и упоры
      • — подскоки и прыжки
      • — упражнения на растягивание
      • — упражнения на расслабление
  • Спортивно-прикладные
      • — ходьба
      • — бег
      • — ходьба на лыжах
      • — плавание
      • — гребля
      • — катание на коньках
      • — езда на велосипеде
      • — метание мячей и др.
      • — лазание и ползание
      • — упражнения трудовые (трудотерапия)
  • Игры
      • — малоподвижные
      • — подвижные
      • — спортивные
  • Упражнения с предметами и снарядами
      • — без предметов и снарядов
      • — с предметами и снарядами
      • — мячи, гантели и др.
      • — на снарядах (в том числе на тренажерах)

Гимнастические  упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д. Гимнастические упражнения можно условно разделить по анатомическому (биомеханическому) признаку (действию) — упражнения для мышц шеи, рук, ног, туловища, брюшной стенки, тазового дна и др.; по методической (педагогической) направленности — упражнение на координацию, выносливость, растягивания, равновесие, силу и др.; по характеру активности их выполнения — пассивные, активные, пассивно-активные, идеомоторные.

Статические упражнения проводятся в виде напряжения мышц, удержания гантелей, набивных мячей, гирь, удержание собственного веса на тренажерах, во время висов, упоров на снарядах (или на полу, у гимнастической стенки и т.д.). Статические упражнения применяют в до- и постиммобилизационном периоде для профилактики возникновения атрофии мышц, укрепления мышц и развития силы и выносливости.

Упражнения на растягивание применяют в виде различных сгибаний в суставах, с последующей фиксацией сустава в согнутом положении (2—10 с). Используют для снятия утомления, при контрактурах, при повышенном мышечном тонусе.

Упражнения на расслабление (релаксация). Их применяют для снятия утомления (во время проведения занятий), понижения мышечного тонуса (при парезах, параличах, травмах, контрактурах и пр.).

Идеомоторные  упражнения — это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается как бы приказ для выполнения определенных движений (параличи и парезы, при гипсовых повязках на конечности и др.). Их необходимо сочетать с пассивными движениями.

Пассивные упражнения (движения) выполняются методистом (инструктором) лечебной физкультуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения у больного. Пассивные движения применяются для стимуляции восстановления движений и профилактики контрактур (параличи, парезы и др.).

Дыхательные упражнения возбуждают и углубляют функцию дыхания, они способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта; одновременно происходит взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, растягивание (ликвидация) спаек в плевральной полости, предупреждение и ликвидация застойных явлений в легких, удаление мокроты. Дыхательные упражнения подразделяются на статические (упражнения, не сочетающиеся с движениями конечностей и туловища) и динамические (когда дыхание сочетается с различными движениями). При некоторых заболеваниях (бронхиальная астма, эмфизема легких и др.) дыхательные упражнения выполняются с акцентом на выдох, с произношением различных звуков (особенно у детей), надуванием игрушек и пр. Наклоны, повороты при выполнении дыхательных упражнений способствуют большей вентиляции легких, растягиванию плевральных спаек, рассасыванию очага воспаления (пневмония и др.).

Эффективность дыхательных  упражнений выше, если их сочетать с  общеразвивающими упражнениями, массажем воротниковой области (мышц надплечья) межреберных и брюшных мышц.

Kорригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.

K корригирующим упражнениям  относят гимнастические упражнения  для мышц спины, брюшного пресса  и плечевого пояса, выполняемых  в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями, на тренажерах, в виде плавания брассом и др. При деформациях позвоночника (сколиоз, спондилолистез, спондилез и др.) включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями и массажем.

Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, с предметами. Упражнения на гимнастических снарядах выполняются в виде висов, упоров, подтягиваний Предметами и снарядами могут быть палки, гантели, набивные мячи, булавы, обручи и др.

 

Реабилитация — это динамическая система взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных компонентов (в виде тех или иных воздействий и мероприятий), направленных не только на восстановление и сохранение здоровья, но и на возможно более полное восстановление (сохранение) личности и социального статуса больного или инвалида.

Задачи  реабилитации:

  • противодействие влиянию гипокинезии и поддержание физической активности восстановление нарушенных функций (систем и органов);
  • восстановление здоровья и адаптация больного к физическим нагрузкам.

Основные  принципиальные положения реабилитации включают:

а) применение обоснованных методов патогенетического лечения;

б) общие и частные (специальные) задачи и направленность общей и специальной физической тренировки;

в) раннее активное использование восстановительного лечения (средствами ЛФК);

г) комплексность методов ЛФК, применяемых в условиях восстановительного лечения;

д) активное участие больного в реабилитационном процессе.

 


Информация о работе Виды массажа