Виды нарушения слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах находящихся рядом людей. Слух позволяет существенно расширить информационное поле, значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно ориентироваться в пространстве. Немаловажно наличие слуха и для более успешного развития личности.

Файлы: 1 файл

виды нарушения слуха.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

  Известно большое количество слухулучшающих операций - начиная от так называемой тимпанопластики и заканчивая протезированием слуховых косточек. Многие из этих операций чрезвычайно сложны в техническом плане, требуют наличия специального оборудования, но все же эти операции проводятся в большинстве стран мира и в течение последних десятилетий позволили реально вернуть слух огромному количеству пациентов, страдающих кондуктивными нарушениями слуха. В общем, с лечением этого типа тугоухости ситуация пока что выглядит более оптимистично, чем таковая с лечением тугоухости и глухоты сенсоневральной. Нужно лишь всегда помнить о том, что своевременное обращение к специалисту во многом определяет успех в лечении кондуктивных нарушений слуха.

 

2.3. Наследственные нарушения слуха

Наследственные (генетическими) нарушения слуха - нарушения, которые способны передаваться от предков к потомкам. Для осуществления такой передачи вовсе необязательно, чтобы биологические родители ребенка сами имели глухоту и тугоухость - к сожалению, довольно часто случается так, что отец и мать малыша, страдающего наследственной глухотой, обладают безукоризненным слухом.

Слуховой анализатор человека (как, впрочем, и всех остальных живых  существ на планете) закладывается  и формируется во внутриутробном периоде развития.

Происходит это, разумеется, не хаотически, а посредством четкого  и поэтапного выполнения инструкций, хранящихся в генах, полученных от родителей. Поскольку устройство нашего слухового  анализатора довольно сложное, то количество генов, так или иначе участвующих  в его формировании, огромно - возможно, оно исчисляется тысячами. Конечно, вклад каждого конкретного гена сугубо индивидуален: есть гены чрезвычайно  важные для "строительства" и последующего функционирования слухового анализатора, есть и менее значимые.

Механизм генного контроля над процессом закладки, формирования и последующей нормальной работы человеческого слухового анализатора  универсален.

Практически все гены хранят информацию о химической структуре  белковых молекул, призванных выполнять  определенные задачи. Некоторые гены кодируют белки, являющиеся катализаторами биохимических реакций (т.е. ферментами или энзимами), некоторые - так называемые структурные белки (уникальные строительные материалы, из которых собираются важнейшие "детали" наших клеток).

Например, ген миозина-VIIА кодирует белок, чрезвычайно важный для нормальной работы клеток внутреннего уха и сетчатки глаза. А ген коннексина26 хранит информацию о химической формуле и структуре белка, представляющего собой особый канал, при помощи которого клетки (в том числе - и волосковые), обмениваются ионами и другими "сигнальными" молекулами.

К сожалению, главное "хранилище" нашей наследственной информации - молекула ДНК - не всегда оказывается  достаточно стойкой к вредоносным  химическим и физическим воздействиям окружающей среды. В результате таких "атак" молекулярная структура  ДНК нередко претерпевает изменения, называемые мутациями. Поломки (или, как  уже было сказано выше - мутации) в генах, отвечающих за формирование и нормальную работу слухового анализатора, приводят к искажению химической структуры кодируемых ими белков. В связи с этим последние не могут нормально выполнять свои функции в организме, что в  конечном итоге и приводит к нарушениям слуха. Такие мутации могут случайно происходить в ДНК единичных  яйцеклеток или сперматозоидов здоровых родителей, не являющихся носителями генов  глухоты. В этом случае мутации носят  название "de novo", т.е. "впервые возникшие".

В других же случаях генные поломки могут передаваться человеку "по наследству" от предков - при  этом в большинстве случаев нормально  слышащий человек и не подозревает, что как минимум половина его  яйцеклеток (или сперматозоидов) содержит мутантный ген, способный при  определенных условиях вызвать нарушения  слуха у его детей. Проявления дефектного гена в организме человека могут быть самыми разными.

Если ген относится  как бы к категории "узкоспециализированных" (т.е. контролирует лишь какую-то конкретную деталь структуры или функции  слухового анализатора), то носительство мутации может проявиться только лишь глухотой (тугоухостью).

Примером такого гена может  служить уже неоднократно упоминавшийся коннексин26, ответственный за наследственную тугоухость различных степеней.

Подобные нарушения слуха  в медицине называют несиндромными. Если же ген обладает более широкой "компетенцией" (т.е. отвечает за формирование или работу не только органов слуха, но и других), то вызываемая им глухота или тугоухость называется синдромной (или синдромальной).

Например, поломки в гене миозина7а приводят к развитию синдрома Ушера, который может проявляться не только нарушениями слуха, но и серьезными проблемами со зрением.

Еще разнообразнее проявления мутаций в генах, ответственных  за синдромы Ваарденбурга, Альпорта или Пендреда: у носителей таких мутаций помимо слухового анализатора, соответственно могут поражаться пигментный обмен, почки и щитовидная железа.

Если количество известных  медицине разновидностей несиндромных наследственных нарушений слуха пока еще измеряется в десятках, то число наследственных синдромов, сопровождающихся тугоухостью и глухотой выше на целый порядок: таковое уже давно превысило четыре сотни наименований.

К сожалению, распространенность таких мутаций среди населения  планеты довольно существенна - об этом свидетельствует частая встречаемость  наследственных нарушений слуха  у представителей разных рас и  национальностей.

 

 

 

 

Заключение

Итак, нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями детей (менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения). Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, если же среднее ухо, то чаще наблюдается частичная потеря слуха. 
 В школьном (особенно подростковом) возрасте к факторам риска относится длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности, например слушание чрезмерно громкой музыки, особенно через плеер. 
 Большую роль в возникновении нарушений слуха у ребенка играет неблагополучное протекание беременности, прежде всего — вирусные заболевания матери в первом триместре беременности, такие, как краснуха, корь, грипп, герпес. Причинами нарушения слуха могут послужить врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва, химические отравления (например, хинином), родовые травмы (например, деформация головы ребенка при наложении щипцов), а также механические травмы — ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями (свистки, гудки и т.п.), контузии при взрывах. 
 Нарушение слуха может оказаться последствием острого воспаления среднего уха, заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.). Наибольшую опасность эти заболевания представляют в младенческом и раннем возрасте. Так же опасно неадекватное применение  антибиотиков. 
 Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих дети с нарушениями слуха рождаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухого ребенка повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также при браках между близкими родственниками или при большой разнице в возрасте супругов. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков и водолазов). К группе риска относятся дети с различными хромосомными заболеваниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.
  2. Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под редакцией Л. П. Носковой. Москва,1993
  3. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. - М., 2000
  4. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации // Науч. Ред. Л.М. Шипицына, Л.П.Назарова. – Москва, 2001.
  5. Как общаться с “проблемными” детьми? Р.М. Фрумкина, Т.Е. Браудо
  6. Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2003.
  7. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002

 


Информация о работе Виды нарушения слуха